Колмыкова Елизавета Николаевна
Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления (аппликация) для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по реализации художественно-эстетического направления
Образовательная область: художественное творчество
Вид непосредственной образовательной деятельности: аппликация
Возрастная группа: 3-4 лет
Сведения о составителях:
ФИО воспитатель: Колмыкова Елизавета Николаевна
2012 - 2013 учебный год
г. Кирсанов
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления (аппликация) для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.
Аппликация – одно из самых увлекательных занятий для ребенка. Оно способствует развитию мелкой моторики малыша, развивает координацию рук, развивает память, творческие и умственные способности, интеллект.
В творческом процессе малыш учится аккуратно пользоваться клеем, правильно держать кисточку, создавать на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма. Вызывать радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Рабочая программа художественно-эстетической направленности по аппликации для детей 2 младшей группы№2
(с 3 до 4 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы
Дошкольного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» города Кирсанов
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т. С. Комарова, 2010г.
2. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Т. С. Комарова, 2010г.
3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, 1979г.
4. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон 1992г.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
18 0,5 15 минут групповая
Программой предусмотрено проведение:
• диагностических занятий – 2;
• практических занятий –16.
Цель: приобщение детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
Задачи обучения:
Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к искусству аппликации.
Развитие продуктивной деятельности
А ппликация.
-Приобщение детей к искусству аппликации, формирование интереса к этому виду деятельности. Формирование умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком, и наклеивать их. Формирование умения аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формирование навыков аккуратной работы. Поддержание чувства радости, возникающего при создании удачного изображения. Развитие умения создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закрепление знаний форм предметов и их цветов. Развитие чувства ритма.
Развитие детского творчества
Развитие эстетического восприятия; привлечение внимания детей к красоте окружающих предметов (игрушки, мебели, объектов природы (растения, фрукты, животные, содействие возникновению чувства радости от их созерцания. Формирование интереса к продуктивной деятельности аппликация.
-Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
-Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности,
-Развивать чувство формы, цвета, пропорций,
-Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декора-тивно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
-Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к искусству аппликации
- Знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
-Развивать наблюдательность, учить внимательно, рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
-Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
-Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
-Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, домам, где живут дети, участку детского сада и др.
-Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.
-Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам; использовать при этом созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития дошкольников.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи» - развитие монологической речи при выполнении своих работ.
2. «Чтение художественной литературы» - аппликация по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.
3. «Формирование целостной картины мира» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.
4. «Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 29.10.2012 – 11.11.2012 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 28.04.2013 г
Основные требования к уровню подготовки детей 3-4лет по аппликации :
-уметь создавать изображения предметов из готовых фигур.
-уметь украшать заготовки из бумаги разной формы.
-уметь подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию.
-уметь аккуратно использовать материалы.
-уметь аккуратно пользоваться клеем.
-уметь правильно держать кисточку
- уметь пользоваться салфеткой
Тематический план
№ п/п Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе Объем учебной нагрузки (часы)
1 Аппликация «Большие и маленькие мячи» 1
2 Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»
«Ягоды и яблочки лежат на блюдечке» 2
3 Аппликация «Разноцветные огоньки в домах» 1
4 Аппликация «Домик» 1
5 Аппликация «Наклей какую хочешь игрушку»
«Новогодняя елка» 2
6 «Снеговик»
«Скворечник» 2
7 «Флажок» подарок для папы
«Скоро праздник придет» 2
8 «Цветы в подарок маме и бабушке» 1
9 Аппликация «Красивая салфетка», «Узор на круге» 2
10 Аппликация «Здравствуй солнышко лучистое»
«Деревья на нашем участке» 2
11 Аппликация
«Цыплята на лугу»
«А летом так бывает?» 2
Итого: 18
Календарно-тематическое планирование
№ Плановые сроки прохож –
дения
Непосредственно образовательная деятельность Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
Тема Программные задачи Дополнительное методическое обеспечение
1 2 3 4 5 6
1 27.08.12-9.09.12г До свиданья лето, здравствуй, детский сад!» Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 28, №5. Мячи разной величины, игра с детьми с мячами на прогулке, в группе.
2 10.09.12-30.09.12г «осень»
Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы). Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 35, №13 Настольно-печатные игры. Картинки с изображением овощей и фруктов.
3 1.10.12-12.10.12г.
«Я и моя семья» Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий) Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 42, №22. Расширять представления детей о семье. Рассматривать альбомы «Моя любимая семья»
4 15.10.12-28.10.12г. «Мой дом, мой город»
Учить детей составлять изображения из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность, правильно располагать ее на листе. Закреплять знание геометрических фигур. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 38, №18.
Рассматривание иллюстрированных картинок к сказкам с изображением домиков, просмотр мультипликационного фильма «Теремок», игры со строительным материалом, постройка домиков для кукол.
5 29.10.12-11.11.12г. «Мониторинг» Продолжать обогащать представления детей об искусстве аппликация. Обратить внимание на составные элементы, цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе. Т. С. Комарова «Занятия по изодеятельности во второй младшей группе детского сада Аппликация «Осенний коврик из листьев»
6 12.11.12-31.12.12г. «Новогодний праздник» Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество детей. Закреплять знания о форме и величине. Упражнять в правильных приемах составления изображения из частей, наклеивания. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деят-ти во второй младшей группе детского сада», стр. 54, №40. Целевая прогулка к елочке на участке детского сада. Чтение стихов о елочке, игры с игрушками; уточнение формы, строения, цвета игрушек.
7 1.01.13г. -31.01.13г. «Зима» Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно располагать их по величине, определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 60, №48; стр76, №73 В сюжетно-ролевых играх обратить внимание на предметы разной формы.
8 1.02.13-23.02.13г. «День защитника Отечества» Закреплять умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы, состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета; аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 68, №61, стр. 83, №81 рассматривание
иллюстраций, беседа
«мой папа самый сильный»
9 24.02.13-10.03.13г. «8 марта» Учить детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 67, №60. Участие детей в подготовке к 8 марта. Выставка детских работ.
10 11.03.13-31.03.13г. «Знакомство с народной культурой и традициями» Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны- маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 58, №45. Рассматривание предметов, украшенных простыми декоративными узорами, дымковских игрушек, салфеток.
11 1.04.13-14.04.13г. «Весна» Учить располагать на листе несколько деревьев. Развивать эстетическое восприятие. Сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать самостоятельность и творчество дошкольников. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 63, №53. Аппликация «Вырежи и наклей, какую хочешь картинку».
12 15.04.13-28.04.13г. «Мониторинг» Создает изображения из готовых фигур, подбирает цвета, умеет аккуратно использовать материалы. Программа «От рождения до школы» Наблюдение на прогулках. Чтение книг. Разучивание стихов. Создание коллективной аппликации «Птицы на ветках».
13 29.04.13-31.05.13г. «Лето» Учить детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Учить называть и узнавать насекомых. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада», стр. 87, №87. Сайт дошколенок. ру
Игровое развлечение «А летом так бывает»
Наблюдение на прогулках, чтение стихов о лете
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
аппликация
№ задания критерии Методика проведения Оборудование
Задание 1 Умение выкладывать, выделять на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета Задание: «Цветы на нашей клумбе». Индивидуальная беседа с каждым ребенком.
- Какие цвета нравятся, почему?
- Какие детали были использованы? Заготовки из бумаги клумбы разной формы, цветы по 3 штуки на каждого ребенка.
Задание 2 Умеет составлять изображение заданное воспитателем и наклеивать. Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Клеенка, кисточка, клей.
Задание 3 Умеет создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные композиции из геометрических фигур. Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. «Коврик для куклы» клеенка, клей, салфетка, кисточка. Круги и квадраты из цветной бумаги.
Задание 4 Умеет самостоятельно располагать узор по замыслу. Получать положительные эмоции от работы. Аппликация на тему «Лето». Поделки из природного материала. клеенка, клей, кисточка, салфетка. Картины о лете.
Задание 5 Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного творчества С-р игра «Магазин подарков». Воспитатель предлагает подготовить к открытию магазина подарков, т. е. украсить с помощью готовых фигур из бумаги игрушку «Свистульку»
Игрушки народных промыслов, вырезанные из картона в форме игрушки «Свистулька», готовые геометрические фигурки из бумаги разной величины и формы, цвета.
Оценка результатов:
4 балла – высокий.
3 балла – ребенок соответствует возрасту.
2 балла – отдельные компоненты не развиты
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты.
Диагностическая карта
№
п/п
Фамилия, имя ребенка аппликация
Баллы
Средний балл
Уровень развития
Выкладывает на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета Умеет составлять изображение (заданное воспитателем, и наклеивать их Умеет создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные композиции из геометрических форм Аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем Создавать в аппликации на бумаге декоративные композиции из природных материалов умеет создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные композиции из природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету Развитие этетического вкуса
н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Количество баллов
Средний балл
% уровня программы
Список литературы:
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т. С. Комарова, 2010.
2. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Т. С. Комарова, 2010
3. Методическое пособие Т. С. Комарова 2005-2010г.
4. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы 2011г.