Папки-передвижки

Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет

Лилиана Алешина
Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск.

Темочки:

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

• Доронова Т. Н. «Из детства в отрочество» (Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни). Москва, 2007 г. ;

• Гризик Т. И. «Развитие речи детей 6-7 лет» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество»). Москва, 2007г. ;

• Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). Москва, «Просвещение», 2005г. ;

• Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). – М. : «Просвещение», 2006.

• Гриценко 3. А. «Пришли мне чтенья доброго.» (Пособие для чтения и рассказывания детям 5-7 лет). М. : Просвещение, 2004.

• Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М. «Просвещение», 2006.

• Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006.

• Гризик Т. И. «Маленький помощник» : пособие для подготовки руки к письму. – М. : Просвещение, 2006.

• Гризик Т. И ««Умелые пальчики» М. : Просвещение, 2006.

• Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М. : Мозаика-Синтез, 2008.

• Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003.

• Гербова В. В. «Учусь говорить» М. : ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). Москва, «Просвещение», 2007г.

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию проводится 2 раза в неделю, длительностью 20-25 минут в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др., так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);

речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);

невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).

Основные задачи психолого-педагогической работы :

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация» предусматривает решение следующих задач:

по развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;

активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;

использовать форму прямой и косвенной речи в общении;

воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;

по развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи :

составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;

составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;

анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;

использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;

обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей, в т. ч. за счет:

отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета, размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;

употребления названий обследовательских действий;

рассказов об участии в экспериментировании;

комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;

обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;

названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;

названий страны, города (села, символов государства и др. ;

отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;

использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;

правильно использовать сложные случаи грамматики;

чисто произносить все звуки родного языка;

оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;

использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Рабочая программа имеет целью — формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:

1. Развитие и совершенствование лексической стороны речи.

• Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.

• Учить пользоваться обобщающими понятиями.

• Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).

• Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т. д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.

• Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.

• Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.

2. Формирования грамматического строя речи.

• Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т. д.).

• Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).

• Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т. д.)

• Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок).

• Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.

• Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.

• Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».

• Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

• Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр. ,способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.

• Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.

• Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)

Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.

• Продолжать работу со словами - паронимами, побуждать детей объяснять их лексическое значение.

• Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)

Развивать фонетический слух.

• Познакомить с ударением.

• Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.

• Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность) : темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.

• Упражнять в качественном произношении слов.

• Упражнять в правильной постоновке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.

4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)

Диалогическая речь.

• Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.

• Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.

• Расширять и активизировать формы речевого этикета.

Монологическая речь

• Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.

• Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)

• Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и письмо)

• Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).

Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общипринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).

• Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и сопастовления, звукового анализа слов.

• Продолжать работу по подготовке руки к письму.

Задачи компонента ДОУ:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

• Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния ребёнка.

• Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.

• Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год и осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки, включать элементы диалогической речи в монологи.

В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.

Требования

к уровню подготовки детей старшей группы по развитию речи

К концу года дети подготовительной группы должны:

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Используемая литература

1. Алябьева Е. А «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения». М. : «Творческий центр», 2009г.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М. : Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003г.

4. Гербова В. В. «Учусь говорить» М. : ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). М. : «Просвещение», 2007г.

5. Гризик Т. И, Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 6-7 лет». М. : «Просвещение», 2007г.

6. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М. : «Просвещение», 2005г.

7. Гризик Т. И «Умелые пальчики». (Пособие для детей 5-7 лет). М. : Просвещение, 2007г.

8. Гризик Т. И «Маленький помощник». (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет). М. : Просвещение, 2006г.

9. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006г.

10. Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006.

11. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М. : Просвещение, 2006.

12. Доронова Т. Н. «Программа «Из детства в отрочество». М. : Просвещение, 2007г.

13. Рыжова Н. В «Развитие речи в детском саду». Ярославль. 2010г

13. Ушакова О. С «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет». М. : «Творческий центр», 2010г.

2. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. : «Творческий центр», 2010г.

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет
Опубликовано: 6 мая 2012 в 07:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лилиана Алешина (УИ 6086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД