Апанасенко Ольга
Рабочая программа по развитию логического мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По развитию логического мышления детей дошкольного возраста.
Разработала воспитатель :
.Апанасенко Ольга Сергеевна
Содержание
1. Целевой раздел….…. 3
1.1. Пояснительная записка ….…. 3
1.2. Цель и задачи программы…3
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса…. 3
1.4. Планируемые результаты освоения Программы….…. 4
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план…. 4
Публикация «Рабочая программа по развитию логического мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
2.2. Примерный комплексно – тематический план. ….4
3. Организационный раздел…. 6
3.4. Методическое обеспечение Программы…. 6
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Слово логика происходит от древнегреческого logos, что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.
Правила эти сложны, их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления и проигрывания логических игр и упражнений.
Задачи Программы :
• создавать условия для овладения детьми существенными признаками предметов, умения сравнивать, обобщать;
• создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• обеспечивать развитие математических способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
• способствовать развитию инициативности, самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности;
1.3. Принципы к формированию образовательного процесса
• принцип индивидуализации, учета возможностей, возрастных особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным субъектом образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов воспитанников;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, систематичности и взаимосвязи в соответствии требованиям.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми дошкольного возраста
Ребенок:
1. владеет основными логическими операциями.
2. способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
3. находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
4. владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
5. способен доказывать свою точку зрения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Сроки Тема Часы
Сентябрь «Математика-логика» 8
Октябрь «Путешествие в лес» 8
Ноябрь «Путешествие в страну Логику» 8
Декабрь «Одежда» 8
Январь «Путешествие в Простоквашино» 6
Февраль «Страна математики» 8
Март «В зоопарке» 8
Апрель «Космическое путешествие» 8
Май «Поможем зайчатам» 8
Всего: 70 часов
2.2 Примерный комплексно – тематический план
Сроки Тема Задачи
Сентябрь «Математика-логика» 1. Найди закономерность
2. Кто это? Что это?
3. Подумай и реши задачи
4. Найди варианты
5. Волшебники
6. Собери цветок
7. Логические концовки
8. Орнамент
Октябрь «Путешествие в лес» 1. Полезно – вредно
2. Что я загадала?
3. Посади цветы
4. Группируем по признакам
5. Вспомни быстрее
6. Все, что летает
7. Что бывает.
8. Где ты живешь?
Ноябрь «Путешествие в страну
Логику» 1. Путаница
2. Моя линия – твой рисунок
3. Муха
4. Что нарисовано невидимым карандашом?
5. Шифровальщик
6. Друзья
7. Рассеянный художник
8. Найди предмет
Декабрь «Одежда» 1. Найди пару
2. Продолжи ряд
3. Заплатка
4. Лоскутки
5. Раз, два, три-ищи!
6. Цветные шнурочки
7. Модельеры
8. Ателье
Январь «Путешествие
в Простоквашино» 1. Хочу всё знать
2. Местные жители
3. Собери карту
4. Матроскин путает
5. Логические цепочки
6. Сколько нас?
7. Назови одним словом
8. Дорисуй элементы
Февраль «Страна математики» 1. Сосчитай и назови
2. Геометрическое лото
3. Туда-обратно
4. Реши задачи
5. Найди лишний предмет
6. Головоломка
7. Найди ошибку
8. Считаем палочки
Март «В зоопарке» 1. Где чья тень?
2. Кто близко? Кто далеко?
3. Для кого клетка?
4. Кто лишний?
5. Что общего?
6. Что сначала, что потом?
7. Ищем животных
8. Фантастическое животное
Апрель «Космическое путешествие» 1. Космическая машина
2. Считаем планеты
3. Млечный путь
4. Кто быстрее?
5. Хвост кометы
6. Угадай по описанию
7. Продолжи ряд
8. Логические цепочки
Май «Поможем зайчатам» 1. Сколько всех?
2. Дорисуй вторую половину
3. Реши задачки
4. Найди отличия
5. Что кому принадлежит?
6. Соедини по точкам
7. Найди двух одинаковых зайчат
8. Куда спрятались зайчата?
3.2. Методическое обеспечение Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет. М. : Сфера,2005.
2. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : АСТ,2006.
4. Вагурина Л. М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М. : Линор, 1999.
5. С. Е. Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
6. Девина И. А., Петраков А. В. Развиваем логику. М. : Линор, 1999.
7. Заводнова Н. В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/ Д: Феникс,2005.
8. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М. : Просвещение, 1988.
9. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
10. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - М., АСТ: Хранитель, 2008.
11. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
12. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. - М. : Сфера, 2003.
13. Тихомирова Л. Ф. Логика для дошкольников. Ярославль. :Академия развития,2006.
14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М. ,1998.
15. Хухлаева О. В. Тропинка к своему я. М. ,2001.
16. Чистякова Г. И. Психогимнастика. М., 1990.
17. Череманкина Л. В. Развитие внимания детей. -Ярославль, 1999.
18. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М. 2003.