Лучший педагог года

Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса

Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа «Человек» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Публикация «Рабочая программа по предмету „Человек“ для 1 класса» размещена в разделах

Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».

Целью обучения предмету - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

- формировать представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);

- формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

- формировать представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней, поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т. д. Раздел «Одевание и раздевание» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Обучение по предмету носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Человек» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;

• ВК сообщество, Дети и родители;

• ВК сообщество, TUTOR TIME;

• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;

• ВК сообщество, Дефектология Проф;

• ВК сообщество, Дефектолог. BY;

• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;

• ВК сообщество, Педагогическая копилка;

• Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Весь учебный материал по предмету «Человек» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 98 часов в год (3 часа в неделю).

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

• формирование уважительного отношения к окружающим;

• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты

соблюдать последовательность действий при посещении туалета;

соотносить себя и других с определенной возрастной категорией;

называть свое имя и фамилию;

называть свой возраст;

уметь рассказывать о себе;

уметь регулировать напор струи воды;

уметь смешивать воду до комфортной температуры;

уметь самостоятельно мыть руки;

уметь самостоятельно мыть и вытирать лицо;

уметь расчесывать волосы;

различать членов семьи

различать социальные роли членов семьи;

различать бытовую деятельность членов семьи;

различать виды деятельности членов семьи в свободное время;

пользоваться ложкой, салфеткой во время приёма пищи;

различать и называть одежду, обувь;

различать и называть нательное бельё;

различать и называть виды одежды повседневная, рабочая, домашняя, спортивная;

знать назначение отдельных предметов одежды;

узнавать и различать предметы обуви и ее назначение (для школы и для спортивных занятий)

самостоятельно расстегивать и застегивать одежду;

самостоятельно одеваться и раздеваться;

самостоятельно обуваться и разуваться;

расстегивать и застегивать липучки; (молнии, пуговицы).

Изучение предмета «Человек» в 1 направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознание себя как одноклассника, друга;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные результаты:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями;

- следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

- наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Методы диагностики и критерии результативности

Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Человек» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Результат оцениваются по следующим критериям:

5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет.

Полученные данные заносятся в карту развития.

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов Всего часов

1 Представления о себе 25 часов

2 Семья 7 часов

3 Гигиена тела 19 часов

4 Туалет 6 часов

5 Обращение с одеждой и обувью 22 часа

6 Прием пищи 13 часов

98 часов

Содержание предмета.

Представления о себе

Называние своего имени и фамилии. Идентификация себя как мальчика (девочки). Называние своего возраста (даты рождения). Сообщение сведений о себе. Части тела: туловище. Части тела: голова. Части тела : руки Части тела : ноги

Семья

Семья, члены семьи. Взрослые и дети. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи

Гигиена тела

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Мытье и вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Расчесывание волос.

Туалет

Сообщение о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете.

Обращение с одеждой и обувью

Нательная одежда. Одежда для школы. Спортивная одежда. Домашняя одежда. Верхняя одежда. Головные уборы. Предметы обуви. Обувь для школы и занятий спортом. Расстегивание липучки (молнии, пуговицы). Снятие предмета одежды. Снятие обуви. Застегивание липучки (молнии, пуговицы).

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана). Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой.

Программно-методическое обеспечение :

комплект рабочих тетрадей -Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я - говорю!».

пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я и окружающий мир», авторы: Т. В. Демьяненок, Ю. Н. Кислякова, И. Ю. Оглоблина.

Материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т. д. ; видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; технические средства обучения: ноутбук.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;

2. примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД