Ольга Черкасова
Рабочая программа «Социально-коммуникативное развитие. Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедической подготовительной к школе группы
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
«Безопасность»
Цель:
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности.
Публикация «Рабочая программа „Социально-коммуникативное развитие, Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.
Принципы реализации
Содержание материала программы распределено по тематическим блокам: «Ребенок на улице», «Ребенок на природе», «Ребенок дома», «Береги здоровье», «Береги ребенка».
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Принцип системности. Работа должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели (можно выбрать определенный день недели).
Принцип сезонности. Следует по возможности использовать местные условия, поскольку содержание блока «Ребенок и природа» связано с ознакомлением детей с природными явлениями.
Принцип учета условий местности. Формирование опыта взаимодействия с окружающей средой, осознания источников опасности.
Принцип адресного подхода. Учет индивидуальных особенностей группы.
Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Реализация содержания программы по формированию основ безопасного поведения дошкольников представлена в наиболее приемлемых формах работы с детьми дошкольного возраста: прогулки, беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей.
Ориентация детей в образовательной области (О чем узнают дети)
Правила и способы безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Правила обращения с электроприборами.
Приемы оказания элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номер телефона вызова экстренной помощи.
Правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности детей.
Перспективно-тематический план по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» :
«Безопасность» - для детей подготовительной группы (логопедической)
Сентябрь
форма Тема, литература Цели Материалы и оборудование Методы и приемы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения»
«Основы безопасности…»
Полынова В. К. Санкт-Петербург. Детство-ПРЕСС, 2015 Закрепить знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, детям играть у дорог и на тротуаре нельзя, транспорт ездит по правой стороне мостовой. Закрепить знание назначения сигналов светофора, уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора, Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора,
Игра «Ядовитые грибы и ягоды» Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснениях педагога Муляжи грибов, модель леса, корзинки 2 шт. ,
Иллюстрации к теме Рассматривание иллюстраций, Рассматривание иллюстраций о грибах, Специальная беседа: «О безопасности здоровья детей всерьез»
Беседа «Профессия пожарного» Знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям этой профессии Иллюстрации к теме Беседа,
Дидактическая игра,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Опасные предметы», Дидактическая игра: «Мамины помощники» Родительское собрание на тему: «Безопасное поведение детей»
Октябрь
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки» Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки («Пешеходный переход»); познакомить с новыми знаками («зебра», «Внимание», «Осторожно, дети») Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора, Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора,
Рассматривание иллю-страций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Познакомить детей со съедобными и ядовитыми растениями, научить различать их и правильно называть Гербарий растения Гербарий растения
Игра-ситуа
ция «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми Фотографии различных положительных и отрицательных сказочных героев. Ситуативная беседа Обсуждение ситуаций. Фотографии различных положительных и отрицательных сказочных героев.
Ноябрь
Дидактическая игра «Говорящие знаки» Учить узнавать дорожный знак по описанию Иллюстрации к теме Беседа,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Случай на улице»
Художественное творчество: «дорожные знаки» Консультация: «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дороге»
Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» Закрепить знание детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана) Иллюстрации к теме Рассматривание иллюстраций,
Дидактическая игра.
П / и «Опасный перелет» Дидактическая игра: «Стань другом природы» Посиделки: «Общение с природой»
Викторина «Юные пожарные» Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Закреплять знания правил пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость Иллюстрации к теме Беседа,
Дидактическая игра,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Опасные предметы»,
Дидактическая игра: «Мамины помощники»
Родительское собрание на тему: «Безопасное поведение детей»
Декабрь
Беседа «Улица города» Уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, о Правилах дорожного движения Иллюстрации к теме Беседа,
Кукольный театр Беседа: «На чем люди ездят»,
Кукольный театр: «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения» Ситуативное общение: «Запрещается - разрешается»
Драматизация «Спичка-невеличка» Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Учить детей выразительно передавать образы героев произведений Иллюстрации к теме Беседа,
Дидактическая игра,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Опасные предметы»,
Дидактическая игра: «Мамины помощники»
Родительское собрание на тему: «Безопасное поведение детей»
Досуг «Дорога к доброму здоровью» Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Выделить навыки культурно-гигиенического поведения. Определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, о соблю-дении навыков гигиены. Выделить компоненты здоровья человека и устано-вить их взаимосвязь. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Создать радостное настроение Иллюстрации к теме Беседа – игра,
Настольно – печатные игры,
Рассматривание иллюстраций Беседа - игра: «Как работает мой организм»,
Настольно – печатные игры: «Назовем все части тела» Консультация: «Здоровье – это жизнь»
Январь
Прогулка «Наблюдение за движением машин и работой водителя» Закреплять знания о назначении знаков «Двустороннее движение», «Пешеходный переход», «Движение-пешеходов запрещено». Знакомить с сигнализацией машин, с дорожным знаком «Въезд запрещен». Воспитывать интерес и уважение к труду водителя Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора, Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора,
Беседа «Кошка и собака — наши соседи» Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как общаться с ними Иллюстрации к теме Рассматривание иллюстраций,
Дидактическая игра, Беседа: «Безопасность поведения в общении с животными» Папка - передвижка
Беседа «Незнакомые предметы» Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности. Формировать привычку бережного отношения к окружающему Иллюстрации к теме Игровая ситуация,
Дидактическая игра,
Творческая игра,
Рассматривание иллюстраций Игровая ситуация: «Один дома»
Дидактическая игра: «Острые предметы»,
Творческая игра: «Отгадай загадки о кухонных принадлежн.» Специальные беседы: «Основные правила пожарной безопасности»
Февраль
Прогулка «Наблюдение за работой сотрудника ДПС» Уточнить знания детей о работе сотрудника ДПС, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика Иллюстрации к теме Целевая прогулка по улице города,
Рассказ воспитателя,
Игровая ситуация С/ рол игра по теме Творческие задания: «Безопасность детей - забота взрослых»
Беседа «Обходи скользкие места» Формировать элементарные представления о гололеде. Воспитывать умение вести себя при гололеде, стремление помочь людям, попавшим в беду. Учить соблюдать правила безопасности на льду Модель дороги, модели дорожных знаков Обсуждение различных ситуаций поведения на пешеходной части улицы,
Дидактическая, игра,
Сюжетно – ролевая игра,
Подвижная игра Дидактическая игра: «Какой знак спрятан»,
Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль»,
Художественное творчество: «Где можно играть»,
Сюжетно – ролевая игра: «Водители и пешеходы» Выставка совместных работ с детьми : «Безопасность на дороге»
Дидактическая игра «Разложи по порядку» Обучать детей безопасному поведению в случае возникновения пожара. Воспитывать умение успешно действовать в проблемных ситуациях Иллюстрации к теме Беседа,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Случай на улице»
Художественное творчество: «дорожные знаки»
Консультация: «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дороге»
Март
Прогулка «Остановка
пассажирского
транспорта» Расширять представления детей о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора, Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора,
Беседа «Берегись насекомых» Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми Иллюстрации к теме Беседа,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Чтобы не было беды»
Художественное творчество: «Осторожно опасность» Консультация: «Безопасность детей – в наших руках»
Дидактическая игра «Найди ответ» Закреплять знания о правильных действиях при возникновении пожара Иллюстрации к теме Беседа,
Дидактическая игра,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Опасные предметы»,
Дидактическая игра: «Найди пажаро-опасный предмет»
Беседа на тему: «Безопасное поведение детей»
Апрель
Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы» Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности Модель дороги, модели дорожных знаков Обсуждение различных ситуаций поведения на пешеходной части улицы,
Дидактическая, игра,
Сюжетно – ролевая игра,
Подвижная игра Дидактическая игра: «Какой знак спрятан»,
Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль»,
Сюжетно – ролевая игра: «Водители и пешеходы» Выставка совместных работ с детьми : «Безопасность на дороге»
Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы Иллюстрации к теме Беседа,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Чтобы не было беды»
Художественное творчество: «Осторожно опасность»
Консультация: «Безопасность детей – в наших руках»
Подвижная
игра «На пожаре» Совершенствовать волевые качества (ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость, решимость, волю к победе, физические данные (умение бегать, прыгать, метать, ползать и т. п.). Прививать интерес к социально значимым профессиям Иллюстрации к теме Беседа,
Дидактическая игра,
Рассматривание иллюстраций Беседа: «Опасные предметы»,
Консультация «Безопасное поведение детей»
Май
Игра-КВН «Лучший пешеход» Закреплять знания Правил дорожного движения, дорожных знаков. Воспитывать стремление знать и соблюдать Правила дорожного движения, умение применять их в жизни. Приучать выполнять правила культурного поведения на улице Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора, Модель светофора, машинки, иллюстрации к теме Рассказ воспитателя о назначении светофора,
Игра-КВН «Не зная броду, не суйся в воду» Обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации Гербарий растения Гербарий растения
Дидактическая игра «Если возник пожар» Учить детей правилам пожарной безопасности Иллюстрации к теме Игровая ситуация,
Дидактическая игра,
Творческая игра,
Рассматривание иллюстраций Игровая ситуация: «Один дома»
Дидактическая игра: «Пажароопасныее предметы»,
Творческая игра: «Отгадай загадки о кухонных принадлежн.» Специальные беседы: «Основные правила пожарной безопасности»
Учебно-методическое обеспечение
1. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство» : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 г.
2. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Полынова В. К. Санкт-Петербург. Детство-ПРЕСС, 2015
3. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»/Авдеева Н. Н. и др. -СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» -М. :2009
5. Извекова Н. А «Правила дорожного движения для детей дошкольного
возраста» - М. : 2005г.
6. Коломеец Н. В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» - Волгоград :2011