Елена Донскова
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город Набережные Челны»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию
«Мой город Набережные Челны»
для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию „Мой город Набережные Челны“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Татарстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным, если:
• в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
• поддерживать тесное сотрудничество с семьей по воспитанию у детей любви к родному городу, краю, стране.
В нашем ДОУ в течение года проводится работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к родному городу, родной стране, родному дому. Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина.
Цель: сформировать у дошкольников нравственные качества и патриотические чувства к Родине.
Задачи:
- формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;
- прививать детям любовь к Родине;
- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую родину;
- знакомить детей с историей города Набережные Челны, его культурой, архитектурой;
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются через восхищение своим городом. Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения, определённому кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками культуры, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, о людях- первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе.
Основные характеристики деятельности:
1. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т. е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
2. Вся работа планируется по темам, которая включает организованную образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.
3. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст
4. Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, основывается на личностно – ориентированную модель организации педагогического процесса.
Формы работы с детьми:
Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:
• Беседы о родном городе Набережные Челны и об истории своего народа;
• Беседы об окружающей природе;
• Чтение художественной литературы на патриотические темы;
• Составление семейных альбомов и организация выставок рисунков на тему «Моя семья»;
• Знакомство с гербом города;
• О героях города в Великой Отечественной Войне;
• Рассказ родителей о членах семьи, участвовавших в ВОВ;
• Разучивание песен и стихов о родном городе;
• Целенаправленные игры и личный пример воспитателей и родителей.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая составляющая общей культуры государства.
Что ребёнок должен знать о своей стране?
Опыт показывает: уже в дошкольном детстве ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны – традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг - появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь и на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и её роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем белее тесными становятся с ребенком эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Методы семейного воспитания.
Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения детей.
Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.
В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:
• Режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
• Семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
• Игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.
Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.
Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребёнком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получите бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
• чтения педагогом рассказов;
• экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
• сообщение дополнительного материала воспитателем;
• загадывание загадок;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
• оформить гербарий, альбомы;
• организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Список используемой литературы:
1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.
2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.
3. Библиографическое описание: Тимофеева И. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом [Текст] / И. В. Тимофеева, Л. Б. Тимченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 57-62.
4. Антонов Ю. Е. Великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2010.