Папки-передвижки

Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» для детей 6–7 лет

Лариса Мешкова
Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по народному творчеству для детей 6–7 лет

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка Детский сад «Счастливое детство»

Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба»

для детей 6 -7 лет.

Выполнила : Воспитатель 1-й квалификационной категории

Мешкова Л. А.

Воронежская областьП. Шуберское.

Публикация «Рабочая программа по народному творчеству „Русская изба“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Пояснительная записка

Актуальность

«Собирайте наш фольклор,учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое,тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».

Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно– эстетическое воспитание детей. В основу данной рабочей программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу «Русская изба» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно- прикладному искусству.

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки,скороговорки, смешилки и стихотворения, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих весёлых и смешных стишков,без словесной игры,которая в них содержится,ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, способным выразить любые мысли,чувства, переживания и понять смысл речи, обращённой к нему. Детский фольклор в игре незаметно учит родной речи, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание. Детский фольклор мудрён. Он необходим для физического и нравственного развития ребенка. Дети должны знать, что слагая песни, былины, сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, справедливости и победе над злом, он воспевал в них быт и нравы людей, смену времён года, крестьянский календарь.

Таким образом, программа по народному творчеству «Русская изба» актуальна в наше время.

Новизна

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями,традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Данная программа направлена на развитее творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Народное творчество, преподаваемое в рамках данной программы специально адаптировано для детей 6 – 7 лет. В методике преподавания используется фольклорные произведения в современной обработке, что способствует лучшему восприятию детьми предмета и приобщения и мотивации детей к изучению народного творчества.

Программа построена таким образом,что в дошкольном возрасте дети знакомятся с праздниками, культурной и обычаями своего народа. Большое внимание на занятиях уделяется русским народным праздникам, играм, сказкам, народным песням. В репертуаре присутствует как широко известные народные песни, так и песни малоизвестные.

Программа по народному творчеству составлена с учётом последовательного и постепенного развития знаний устного народного творчества,формирования умения сочетать пение, движения,актёрскую игру, фольклорное осмысление и репродуктивное воссоздании народного действа.

Отличительная особенность : данной программы состоит в том. что дети знакомятся шире и глубже с народным творчеством.

Обучение опирается на принципы :

- постепенности и последовательности (от простого к сложному)

- доступности материала (соответствие возрастным возможностям детей) ;

- смены форм деятельности (пение, движения, игра, и пр.)

- поиска путей максимального развития каждого ребёнка (индивидуальный подход) .

Цель программы :

• Приобщение детей к русской национальной культуре, развития интереса к русскому народному творчеству, воспитание патриотических чувств и духовности.

• Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно – прикладное искусство.

• Воспитание у детей нравственных качеств : доброты,сочувствия,гордости за народных героев.

Задачи программы :

Образовательные :

• Формировать представление у детей о нравах и обычаях русского народа.

• Знакомить детей с изделиями народно – прикладных промыслов.

• Знакомить детей с русским народным костюмом.

• Знакомить детей с праздниками народного календаря, традициями, обрядами, и обычаями.

• Расширить и активизировать словарный запас.

Воспитательные :

• Формировать патриотические чувства ;

• Приобщать детей к нравственным ценностям нашего народа через знакомство с русской культурой.

• Воспитывать культуру поведения, чувство ответственности и уважения друг к другу, окружающему миру, своему дому, народу, к большой и малой Родине.

• Обогащать нравственный опыт детей.

• Создавать условия для эмоционально – психологического развития.

Развивающие :

• Развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать.

• Развивать образное мышление и фантазию,воображение и творческие способности.

• Развивать эмоциональную сферу через исполнение игровых технологий.

Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.

Программа проводится по подгруппам по 8 -10 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 25 – 30 минут.

Методы и приёмы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

• Беседы,вопросы,разъяснения.

• Занятия на основе метода интеграции ;

• Рассмотрение подлинных изделий народного искусства,иллюстраций, альбомов, открыток ;

• Использование русских народных игр, танцев, песен.

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц,потешек, стихов, русских народных песен.

• Выставки работ по декоративно – прикладному искусству.

• Проведение русских народных игр.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Чтение художественной литературы

• Использование загадок, пословиц, поговорок.

• Разыгрывание сценок, эпизодов, сказок.

Формы образовательной работы с детьми.

• Организованные занятия.

• Совместная деятельность.

• Праздники и развлечения.

• Организация конкурсов и посиделок.

• Экскурсии в музей и школьную библиотеку.

Предполагаемый результат :

• Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре нашего народа ;

• Наличие у детей представлений о народных промыслах и умение различать изделия народных промыслов ;

• Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами ;

• Развитие творческих способностей у детей, формирование уважения к историческому наследию.

Тематическое планирование по народному творчеству

Подготовительная группа

Месяц Вид деятельности Организационная деятельность Методические приёмы Работа с родителями

Сентябрь Знакомство детей с культурой 1. Беседа : Чтение былин,сказок, Оформление папки -

Русского народа (устное народное «Страна, в которой мы живём». Пословиц, поговорок. Передвижки. «Роль сказки

Творчество). 2. Ознакомление с художественной в жизни детей».

литературой. Чтение былины «Добрыня

и змей».

3. Разучивание пословиц и поговорок

О труде.

4. Лепка : «Сказочные герои».

5. Инсценировка русской

Народной сказки : «Заяц – хваста».

Октябрь Знакомство детей с 1. Ознакомление с окружающим миром Самостоятельная Оформление информацион-

Хохломским узором «Хохломская посуда». История возникновения творческая деятельность ного стенда:»Хохломская

Особенности росписи. Роспись».

2. Рисование «Хохломской узор в полосе».

3. Аппликация : «Хохломская посуда».

4. Выставка детских работ : «Хохломской узор».

5. Экскурсия в школьную библиотеку.

Ноябрь Знакомство детей с дымковской 1. Беседа : «История возникновения дымков- Дидактическая игра: Посещение сувенирного

Игрушкой. ской игрушки». «Составь узор». Сюжетно - магазина. Организовать

2. Лепка : Дымковская барыня». ролевая игра «Ярмарка» ярмарку для родителей.

3. Аппликация «Дымковский орнамент в Выставка детских работ

полосе». и поделок: «Дымковская

4. Рисование : «Роспись платья дымковской игрушка».

барыни».

Декабрь Знакомство детей с традициями 1. Беседа : «Что такое традиции?». Сюжетно- ролевая игра: Анкетирование для

Русского народа. 2. Рисование : «Праздник Новый год». «Мастерская Деда Мороза». Родителей: «Традиции

3. Составление рассказа : «Как я помогаю вашей семьи».

Маме готовиться к празднику».

4. Разучивание русской хороводнойигры

«Новогодний хоровод».

5. Рассказ о народных обычаях и традициях.

Январь Знакомство с гжельским художественным 1. Рассказ воспитателя: «Гжель. История Роспись трафаретов посуды Экскурсия в магазин

Промыслом. Развития промысла,виды изделий». с элементами гжельской «Керамическая посуда».

2. Декоративное рисование по мотивам росписи.

Гжельской росписи.

3. Беседа: «Сравнения предметов

Декоративно – прикладного искусства».

Февраль Знакомство детей с городским узором. 1. Беседа : «История промысла «Великий Самостоятельная дея-ть Беседа : «Роль игры в

городец». детей. Выставка детских работ жизни ребёнка».

2. Рисование «Городские узоры в полосе».

3. Заучивание стихов о Городце».

4. Разучивание русской народной игры :

«Прямица»

5. Экскурсия в русский музей.

Март Знакомство детей с русским народным 1. Беседа : «Русский народный костюм». Сюжетно – ролевая игра : Консультация : «Разные

костюмом. 2. Рисование : «Русский народный «Ателье». Страны,разные народ».

костюм».

3. Аппликация : «Хоровод дружбы».

4. Инсценировка сказки : «Лиса, заяц и

Петух».

5. Экскурсия в музей русского костюма.

Апрель Знакомство с Русской народной игрушкой – 1. Беседа : «Матрёшка как символ России». Дидактическая игра : Оформление папки -

матрёшкой. 2. Рисование : «Матрёшка». «Составь узор». Передвижки : «Создание

3. Коллективная аппликация : Сюжетно – ролевая игра : условий для творческого

«Матрёшки в хороводе». «Магазин русских сувениров» развития ребёнка дома».

4. Разучивание стихотворений о

матрёшке.

Май Закрепление знаний о предметном мире.

видах и особенностях народного творчества.

1. Прощание с «Русской избой». Самостоятельная дея-ть Анкетирование

Заключительная беседа о детей. родителей

Русской избе. Коллективное

Панно из лоскутков.

2. Рисование по замыслу.

3. Аппликация с элементами рисования :

«Русский сувенир».

Список используемой литературы:

1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. Приобращение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно – методическое пособие.

2. Л. С. Куприн ; Т. А. Бударина, О. А. Маркеева. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников : методическое пособие для педагогов дошкольных образовавших учреждений.

3. Чебан А. Я. ; Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурной, М., Сфера.

4. Ю. Г. Дорожин. «Сказочная гжель». Москва Мозаика – Синтез.

5. Г. Я. Шпикалова. «Дымковская игрушка». Мозаика – Синтез.

6. Л. В. Орлова Хохломская роспись. Мозаика – Синтез.

7. Х. И. Махмутова. Роспись по дереву. Москва, Просвещение.

8. Ю. Б. Гомозова. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль. Академия К.

Публикации по теме:

Авторские дидактические игры по народному творчествуАвторские дидактические игры по народному творчеству Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Народные узоры» Цель: Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному творчеству. Задачи:.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Приобщение детей к русскому музыкальному и народному творчеству» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Приобщение детей к русскому музыкальному и народному творчеству» Цель: воспитывать у детей.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию музей нашего детского сада. Наш музей- это маленькая комнатка в детском саду. Сейчас.

Консультация «Приобщение детей к народному творчеству» В наше время одной из главных задач в воспитании ребёнка является нравственное воспитание. Для этого надо с самого раннего возраста научить.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9». Продолжительность:.

Проект «Русская изба» Цель:Расширение и углубление знаний детей об истории жизни и традициях русского народа, формирование представлений детей о русской избе,.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба» Вид проекта- творческий, долгосрочный. Участники- дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Актуальность.

Проект «Русская изба» ПРОГРАММА Мини музей «РУССКАЯ ИЗБА» Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться,.

Рабочая программа по художественному творчеству для детей старшей группы Рабочая программа ; художественное творчество для детей старшей группы. ЗАТЕЙНИКИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Художественное творчество вызывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 18:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мешкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД