Лариса Коробкина
Проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА Мини музей «РУССКАЯ ИЗБА»
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Публикация «Проект „Русская изба“» размещена в разделах
- Проекты
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
В наши дни ребята получают очень мало информации о быте русского народа. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Поэтому, учитывая позитивный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции, очень важно возрождать народную культуру не только в детском саду, но и в семейном воспитании.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русском быте были отрывочны и поверхностны. В системе патриотического воспитания юных граждан музей «Русская изба» становится образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.
Цель программы:
создавать условия и формировать у детей интерес к быту русского народа.
Задачи:
знакомить детей с жизнью и бытом русского народа;
развивать творческие способности, словарь ребёнка;
воспитывать бережное отношение к экспонатам;
приучать детей к музейной среде;
приобщать детей к культуре своего народа на подлинных предметах народного быта, понимание человеческого опыта в прошлом;
наладить преемственность и сотрудничество с городским музеем.
Предполагаемый результат:
различать и называть предметы русского быта;
знать некоторые традиции русского народа;
проявлять интерес при изготовлении знакомых предметов старины;
бережно относиться к экспонатам;
принимать участие в оформлении экспозиций.
Особенности программы
«Знать – значит любить» говорится в русской пословице. Поэтому с детства мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности о быте, его истории планируется проводить совместные мероприятия.
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности организовывать мини-выставки по данной тематике, привлекать к участию создания мини-выставок все группы детского сада.
Программа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей.
Знакомство с историей быта русского народа проходит в стенах «Русской избы», где воспроизведено внутреннее убранство избы. Оно знакомит с укладом жизни русского народа, погружает в мир русского крестьянства, раскрывает повседневный распорядок жизни и трудовых занятий, создает картину духовного своеобразия русского народа, рассказывает об обычаях, поверьях. Русская изба – это особое явление народной культуры. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями.
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный, включает в себя:
накопление методического материала для дальнейших посещений музея детьми;
приобщение специалистов ДОУ для осуществления программы; составление перспективно-тематического плана, в соответствии с темами и народным календарём;
составление графика посещения музея.
2 этап – основной, включает в себя:
занятия с детьми, в соответствии с перспективным планом программы «Русская изба»;
совместные мероприятия с семьями воспитанников;
пополнение развивающей среды;
проведение выставок детских и семейных работ;
3 этап – итоговый, включает в себя:
презентационный (трансляция, удовлетворённость, достижение желаемого результата)
демонстрация количественных и качественных изменений, произошедшие к концу итогового этапа.
Методическое обеспечение программы
помещение, оформленное в традициях русской избы;
учебно-наглядные пособия: книжные иллюстрации, картины, расписная посуда разных мастеров;
методические разработки занятий;
комплект утвари и предметов домашнего обихода (утюги, прялка, веретено, чугунки, горшки, кувшины, ухват, сито, самовар, рушники, корзинки, туеса, лукошки, лавки, домотканые дорожки, люлька, лоскутное одеяло, лампада, лавки, стол, прялка)
комплект народных игрушек.