Любовь Боркова
Адаптированная программа по личностному развитию и саморазвитию учащихся «Я — личность»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная программа по личностному развитию и саморазвитию учащихся «Я – личность» разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об образовании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»)
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУ «С (К)ШИ» г. Сорочинска Оренбургской области на 2024 -2025 учебный год.
Пояснительная записка.
Поступление в школу является, переломным моментом в жизни ребенка, начинается перестройка всех его познавательных процессов, изменяется образ жизни, режим дня и отношения с окружающими. В школьном возрасте начинают закладываться не только память, внимание, воображение и т. д., но и фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. В условиях социальной, эмоциональной, психической депривации у детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых, принципиально иных механизмов. Для предупреждения появления негативных личностных особенностей, накладывающих отпечаток на дальнейшее становление личности воспитанников, была разработана программа «Я - личность». Данная программа учитывает особенности развития личности учащихся с ОВЗ на основе изучения их интересов и потребностей, также программа составлена с учётом психологических и индивидуальных особенностей класса, с учётом направлений воспитательной работы школы. Все направления коррекционно-образовательной работы взаимосвязаны, и задачи коррекционного обучения и воспитания решаются комплексно. В программе представлены все стороны человеческой деятельности и развития личности. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития детей. Воспитательная задача в школе-интернате строиться на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательным и коррекционным процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся сознания, которое в дальнейшем будет определять его социальное поведение.
Цель:
Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
• Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;
• Изучать личностные качества учащихся.
• Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
• Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей.
• Развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
• Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;
• Формирование и развитие трудовых умений и навыков. Воспитывать бережливость, ответственность, уважительное отношение к труду, к людям различных профессий
• Формирование навыков культурного поведение в школе, на улице, в общественных местах;
• Привитие интереса к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил;
• Развитие речи учащихся и культуры общения;
• Воспитание уважительного отношения к взрослым, пожилым людям;
• Формирование экологической культуры.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Задачи коррекционной работы:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- формировать выразительную сторону речи;
- корригировать построение устных связных высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- формировать выразительную сторону речи;
- корригировать построение устных связных высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Принципы реализации программы:
- системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных внеклассных занятий);
- преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемая тематика занятий учитывает возможности воспитанников данного возраста);
- наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);
- здоровье сберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, в ходе занятий смена видов деятельности);
- принцип мотивации (предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним);
- принцип развития и коррекции высших психических функций (обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции).
Место программы в воспитательном плане
Настоящая программа составлена на 17 часов (2 часа в месяц) в соответствии с программой воспитания
ГКОУ С (К)ШИ г. Сорочинска, рассчитана на 1 год обучения.
Общая характеристика предмета
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Личностно-ориентированное образование состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Планирование результата
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков. -обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения
Учебная дисциплина Уровни освоения предметных результатов
Минимальный уровень Достаточный уровень
• выполнять задания по словесной инструкции, данной воспитателем;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию воспитателя и в зависимости от ситуации;
• правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова;
• адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
• называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;
• участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами). • выполнять различные задания по словесной инструкции воспитателя;
• использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию воспитателя и в зависимости от ситуации;
;
• правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова;
• здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников.
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать
Технологии:
Личностно –ориентированные
Информационно – коммуникативные
Игровые технологии
Здоровье сберегающие
Методы и приёмы
Диагностические (изучение, наблюдение, беседа)
Организационные (изучение, повторение, самоуправление)
Побудительные (поощрение, наказание, внушение, убеждение)
Коммуникативные (доверие, сотрудничество, согласие)
Методы коррекции (требования, корректирования)
Методы совершенствования (изучения, обобщения)
Игровые методы
Поисковый метод
Эвристический метод
Формы организации деятельности
• классные часы,
• практические занятия,
• деловые и ролевые игры,
• занятия – практикумы;
• конкурсы,
• беседы и наблюдения;
• диспуты,
• экскурсии,
• целевые прогулки
• использование ИКТ.
Ценностные установки:
развитие личности обучающегося, раскрытие индивидуальных способностей ребёнка. Развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно в ней участвовать. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Ожидаемые результаты реализации программы
Бережное отношение к школьному имуществу.
Бережное отношение к труду взрослых людей в школе.
Знать и применять по назначению предметов труда.
Умение содержать свое рабочее место и школьные принадлежности в порядке.
Умение дежурить по классу под контролем взрослого.
Знание последовательности трудовой деятельности.
Знание профессии, места работы родителей, сферу их деятельности.
Знание 3–5 профессий, умение их классифицировать.
Знает свои личные данные и своих близких (родителей, братьев и сестер).
Знает родственные связи своей семьи.
Знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком.
Знает особенности окружающей природы, знает времена года.
Знает название города, в котором проживает и учится, главные его достопримечательности, особенности природы и богатства города.
Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель, ученик-ученик.
Проявляет пассивный интерес к русскому народному творчеству, традиция.
Проявляет интерес к общению со сверстниками.
Знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду. Устанавливает элементарные природные связи.
Приятие норм и правил поведения в классном коллективе.
Иметь первоначальные навыки самообслуживания выполнять их с незначительным контролем педагога.
Уметь исправлять неопрятность внешнего вида под контролем педагога.
Быть доброжелательным во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
Принимать участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
Принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при контролирующей помощи педагога.
Знать элементарные правила закаливания, понимать значение правильной осанки, правила и значение сна для здоровья
К концу года должны знать:
-правила поведения в общественных местах;
-вежливые слова и слова благодарности;
-о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру;
-правила дружбы;
-о культуре поведения и общения.
К концу года должны уметь:
- правильно вести себя в школе;
- использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения);
-видеть положительное в общении (сотрудничество, взаимопомощь, справедливость в разрешении конфликтов).
-уметь отстаивать свое мнение;
Содержание программы
1. Правила поведения в школе
2. Коррекционно-воспитательное занятие: «Мой дом»
3. Коррекционно-воспитательное занятие: «Красота вокруг нас»
4. Коррекционно-воспитательное занятие: «Доброта – что это?»
5. Коррекционно-воспитательное занятие: «Мое отношение к окружающим»
6. Коррекционно-воспитательное занятие: «Определение школьной мотивации»
7. Коррекционно-воспитательное занятие: «Что можно и что нельзя»
8. Коррекционно-воспитательное занятие: «Для чего руки нужны»
9. Коррекционно-воспитательное занятие: «Мои права и обязанности»
10. Коррекционно-воспитательное занятие: «На прогулке»
11. Коррекционно-воспитательное занятие: «Мир моих увлечений»
12. Коррекционно-воспитательное занятие: «Что значит в жизни похвала»
13. Коррекционно-воспитательное занятие: «Можно ли общаться без слов»
14. Коррекционно-воспитательное занятие «Если будешь ссориться, если будешь драться»
15. Коррекционно-воспитательное занятие: «Что такое хорошо и что такое плохо»
16. Коррекционно-воспитательное занятие: «Мой дом – моя семья»
17. Коррекционно-воспитательное занятие: «Нарисуй себя»
Тематическое планирование
№ Название темы занятия Кол-во часов Виды деятельности
1 Коррекционно-воспитательное занятие: «Правила поведения в школе» 1 Беседа
2 Коррекционно-воспитательное занятие: «Мой дом» 1 Беседа
3 Коррекционно-воспитательное занятие: «Красота вокруг нас» 1 Игровые упражнения
4 Коррекционно-воспитательное занятие: «Доброта – что это» 1 Беседа
5 Коррекционно-воспитательное занятие: «Мое отношение к окружающим» 1 Беседа
6 Коррекционно-воспитательное занятие: «Определение школьной мотивации.» 1 Тест
7 Коррекционно-воспитательное занятие: «Что можно и что нельзя»» 1 Целевая прогулка
8 Коррекционно-воспитательное занятие «Для чего руки нужны?» 1 Игра
9 Коррекционно-воспитательное занятие: «Мои права и обязанности» 1 Конкурс
10 Коррекционно-воспитательное занятие: «На прогулке»» 1 Презентация
11 Коррекционно-воспитательное занятие: «Мир моих увлечений» 1 Игра
12 Коррекционно-воспитательное занятие: «Что значит в жизни похвала» 1 Беседа
13 Коррекционно-воспитательное занятие: «Можно ли общаться без слов» 1 Беседа
14 Коррекционно-воспитательное занятие «Если будешь ссориться, если будешь драться» 1 Игра
15 Коррекционно-воспитательное занятие: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
1 Беседа
16 Коррекционно-воспитательное занятие: «Мой дом – моя семья» 1 Беседа
17 Коррекционно-воспитательное занятие: «Нарисуй себя» 1 Презентация
Материально – техническое обеспечение
1. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. /Авт. -сост. Н. М. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007.-249 с. 2. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. /Авт. -сост. Р. П. Карлина. - Волгоград. Учитель, 2012.- 311 с.
3. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт. -сост. Е. М. Матвеева. Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с. 4. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. /Авт. -сост. Е. Д. Худенко; Г. Ф. Гаврилычева. М. : АРКТИ, 2006, 312 с.
5. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00226922_1.html.
6. http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d0605.htm.