Ирина
Рабочая программа по физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Пояснительная записка 3
2 Актуальность программы 4
3 Цели и задачи программы 5
4 Особенности развития физических качеств дошкольников 7
5 Ожидаемые результаты 8
6 Структура занятий 9
7 Учебный план 10
8 Перспективный план кружка 11
9 Список используемой литературы 15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по физкультуре» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Программа «Здоровячок» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.14г. января, действующим СанПиН 2.4.1.3049-20 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.
Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений и является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического развития, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций.
Всё это позволяет найти возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Для того, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств. Однако, анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса на практике, свидетельствует о том, что детям с высоким уровнем физической подготовленности необходима дополнительная физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на совершенствование базовых умений и навыков воспитанников в разных упражнениях и элементов техники основных видов движений, и формирование умения самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Планируя работу и изучая материалы по данной теме, обратила внимание, что старший дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития различных физических качеств, в первую очередь выносливости и ловкости, затем скорости и силы и, наконец, гибкости.
При планировании развития всех этих качеств использую систему занимательных тренировочных занятий, занятий построенных на играх и эстафетах. Моя система выполняет одну из главных функций - самосовершенствование ребёнка, реализация его стремлений «стать лучше» и основана на повышение интереса детей к занятиям, за счет введения увлекательных упражнений во всех частях занятий, например: в разминке – увеличение количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом или по кругу.
Многообразие игр и игровых упражнений, позволяет ребёнку реализовать свой потенциал силы, ловкости, умения побеждать, оценивать свои умственные и физические возможности, совершенствовать личностные качества. Определила списочный состав: 10 воспитанников и именно с этими детьми я начала проводить работу в кружке «Здоровячок».
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: сохранение и укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.
Задачи:
• расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений, о технике их выполнения, о правилах безопасного использования физических упражнений;
• создать условия для двигательной активности детей;
• развивать физические качества, функции равновесия и глазомера, ориентировку в пространстве;
• формировать двигательный навык, используя игровые и спортивные упражнения, подвижные игры, игры-эстафеты;
• приобщать детей к творчеству в процессе физических упражнений и игровой деятельности;
• воспитывать смелость, решительность, настойчивость, чувство коллективизма
4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие силовых качеств
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Активный темп прироста силы кисти и становой силы наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Это позволяет увеличить в этот период объем средств силовой подготовки.
Не менее важной является динамическая сила, в частности одна из ее разновидностей — скоростно-силовая способность, т. е. способность проявлять большие величины силы за короткий промежуток времени, что характерно, например, для скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний и пр.
Развитие скоростных качеств
Быстрота — это комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Не менее важной для практики физического воспитания проявления быстроты имеет скорость целостных двигательных актов. Во многих таких движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различают периоды нарастания скорости, максимума ее развития, снижения ее. Время нарастания максимальной скорости в стартовом разбеге падает на 5—6-й секунде бега с момента старта, с преимуществами в пользу 6-й секунды.
Развитие выносливости
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т. п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Развитие гибкости
Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно- двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость. Увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек происходит неравномерно. У девочек показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. У девочек подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
Развитие ловкости
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у дошкольников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель. Отмечаются некоторые закономерности развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у детей. Период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической
способности. Эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты — скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения.
Принципы построения программы
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип научности.
8. Принцип оздоровительной направленности
5. ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат:
Ребенок должен знать и уметь:
1. Владеть двигательными навыками согласно возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Уметь выполнять технически правильно определенный набор упражнений.
3. Иметь представление о гигиенических требований при занятиях спортом.
4. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность.
5. Придерживаться здорового образа жизни.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные занятия. Основное внимание воспитанников нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия строятся на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость. Параллельно с этим проводится обучение основам техники других видов спорта.
6. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Водная часть:
Цель: разогрев мышц и суставов, подготовка детей эмоционально к предстоящему занятию, мотивация на предстоящую работу.
Содержание: в течении 5-10 минут произвести разминку, т. е. выполнить вначале более легкие физические упражнения. По своему типу упражнения, выполняемые во время разминки, такие же, как и во время основной части; отличается лишь их интенсивность. Например, медленная ходьба приемлема как тип упражнений, выполняемых в качестве разминки перед бегом. Она позволяет сердечной мышце и другим мышцам, а также легким и суставам адаптироваться к увеличению физической нагрузки. Кроме того, разминка или согревание мышц и суставов помогает предотвратить возможные травмы. После разминки следует провести легкую растяжку мышц.
Основная часть: Цель: развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, совершенствование спортивной техники и анализаторных функций
организма, интенсивное формирование двигательного воображения - основы, осмысленной моторики, воспитание волевых качеств.
Содержание: физические упражнения, подводящие упражнения. Игровые задания и подвижные игры, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом.
Заключительная часть:
Цель: обеспечение постепенного перехода от возбужденного состояния к относительно спокойному, переключение на другую деятельность.
Содержание: упражнения на развитие внимания, упражнения на восстановление дыхания, релаксация, упражнения на развитие гибкости.
Организация работы кружка
Занятия кружка проводятся 4 раза в месяц, по пятницам, в 15.30.
Продолжительность занятия - 25 минут (старший дошкольный возраст, 30 минут (подготовительная группа).
Количество детей в группе –10 человек.
Взаимодействие со специалистами: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ.
Необходимые условия реализации программы :
Спортивный зал, спортивный инвентарь.
Учебный план
7. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Месяц Тема занятий Количество занятий
Октябрь Упражнения по развитию быстроты
движений 4
Ноябрь Упражнения с элементами
соревнований 4
Декабрь Упражнения по развитию прыгучести 5
Январь Упражнения по развитию гибкости 3
Февраль Упражнения по развитию силы 4
Март Упражнения по развитию ловкости 4
Апрель Школа мяча 4
Итого: 28
8. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА
«Здоровячок»
Месяц Тема занятий Цель
Октябрь Упражнения по развитию быстроты
(Е. Н. Вавилова, Н. И. Соловьёва)
1 неделя: Упражнения и игры
«Бег сороконожек», «Невод», «Не замочи ноги», «На
прогулку», «Поймай палку» (стр. 42, «Линейная
эстафета с бегом» (стр. 43).
2 неделя: Комплекс упражнений «круговая
тренировка» для развития быстроты
Игры: «Команда быстроногих»(с. 43,«Соревнования
тачек»(с. 44, Эстафета «поезд»(с. 45)
3 неделя: Упражнения и игры с мячом
«Чемпионы большого мяча», «Соревнования в
зоопарке», «Коньки - горбунки», «Мяч в кольцо».
4 неделя: Упражнения и игры с мячом (стр. 23)
«Кто дольше», «Брось мяч», «Ударь и догони»,
«Толкни – поймай», «Сбей колпак», «Прокати мяч
между предметами». Вырабатывать
устойчивые навыки
владения своим телом;
совершенствовать
двигательную
деятельность детей на
основе формирования
потребности в
движениях.
Заинтересовать детей
организованной
целенаправленной
деятельностью и
вызывать желание
выполнять упражнения с
напряжением мышечного
тонуса и концентрацией
внимания. Тренировать
быстроту выполнения
упражнений.
Ноябрь Упражнения с элементами соревнований
( Литература: Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать,
лазать, метать» стр. 77)
1 неделя: Игровые упражнения с прыжками
- прыжок вверх на двух ногах с поворотом кругом;
- прыжок вверх из глубокого приседа;
- прыжки с продвижением вперед (рас. 5-6м);
- прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед и толкая
перед собой камешек;
- прыжки на предмет;
- прыжок в длину с места.
2 неделя: Игры – эстафеты
- передвижение прыжками, как лягушки (зайцы);
- прыжки с зажатым между коленями мячом;
- прыжки «классики»;
- прыжки на одной ноге через предметы с
продвижением вперед.
3 неделя: Прыжки с короткой скакалкой
- на двух ногах ; с ноги на ногу; спиной вперёд.
- прыжки через короткую скакалку в беге;
- прыгать, вращая её назад;
- прыгать через скакалку парами;
4 неделя: Упражнения и игры (стр 78)
«Прыгни – повернись», «Не наступи», «Пингвины с
мячом», «Будь ловким», «Загони льдинку». аинтересовать детей и
вызывать у них желание
заниматься конкретными
упражнениями,
фиксировать внимание
детей на технике
выполнения упражнений.
Во время прыжка обучать
детей отталкиваться от
опоры достаточно
сильно, энергично,
своевременно и быстро;
правильно приземляться,
сохраняя при этом
равновесие. Обеспечение
общего подъёма
функциональных
возможностей организма.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативу.
Декабрь Упражнения по развития
прыгучести
1 неделя: Прыжки
- в обручи с двух на две ноги (Е. Н. Вавилова)
- по прямой через предметы;
- в длину с места;
- с высоты с поворотом на 180%;
- прыжок на предмет.
Игры: «Прыгни–присядь», «Пингвины с мячом», «Не
наступи», «Загони льдинку», «Будь ловким» (стр. 79)
2 неделя: - Эстафеты с преодолением препятствий
(стр. 57 Н. И. Соловьёва)
- эстафета «Шуточная Олимпиада»
- эстафета «Зоологические забеги»
3 неделя: Запрыгивание на возвышение.
Прыжки через скамейку справа и слева.
Прыжки «лягушка», прыжки с колен, прыжки
«зайцы», «Кто сделает меньше прыжков», «Удочка».
(стр. 81) Прыжки через скакалки.
4 неделя: Выпрыгивание вверх с подтягиванием
коленей к груди. Игровые упражнения: «С кочки на
кочку», «Волк во рву» (стр. 82, «Поскакать на метле»,
«Бег прыжками через скакалку», «Прыжковая
эстафета». Развивать координацию
движений и ловкость.
Совершенствовать навык
прыжка и упражнять в
прыжках. Развивать
глазомер, мышление,
быстроту реакции,
внимание. Зафиксировать
внимание детей на
технике выполнения
прыжка. Воспитывать
самостоятельность,
упорство, любовь к
движениям.
Январь Упражнения по развитию гибкости
1 неделя:
- пружинящие наклоны вперёд и назад;
- наклоны вперёд из положения сидя;
- наклоны вперёд из и. п. стоя: коснуться ладонями
пола, затем лбом колен, грудью ног.
2 неделя: Упражнения на растяжку у гимнастической
стенки.
3 неделя: Акробатические упражнения (Яковлева
часть 1 стр. 139)
4 неделя: Акробатические упражнения
(Л. В. Яковлева часть 1 стр. 161) Заинтересовать,
активизировать и
поощрять детей.
Сохранять и развивать
гибкость позвоночника,
подвижность суставов;
укреплять способность
мышц растягиваться и
расслабляться; развивать
чувство равновесия,
способность легко
владеть своим телом.
Развивать способность к
самостраховке при любой
двигательной
деятельности и чувство
удовлетворения от
движений.
Февраль Упражнения по развитию силы
1 неделя: Упражнения без предметов
(Е. Н. Вавилова стр. 67). Прыжки на двух ногах,
продвигаясь вперёд. Лазание по гимнастической
стенке приставным шагом.
Игры: «Петушиная атака», «Бросай дальше» (стр. 62
Е. Н. Соловьёва, «Мяч за стеной» (стр. 61, «Бросай
дальше» (стр. 62, «Перехват мяча»(62)
2 неделя: Упражнения с мячами для мышц
плечевого пояса. (стр. 70 Е. Н. Соловьёва)
3 неделя: Знакомство с техникой лазания по канату.
(стр. 216 Л. В. Яковлева)
4 неделя: Лазание по канату. Упражнения на
гимнастической скамье; лазание по гимнастической
стенке; прыжки на двух ногах на
возвышение. (Вавилова стр. 78) Развивать способность к
проявлению мышечных
усилий. Вызвать у
каждого воспитанника
желание преодолеть,
научиться и достичь
поставленной цели.
Развивать внимание,
умение реагировать на
звуковые сигналы,
творческое воображение.
Март Упражнения по развитию ловкости
1 неделя: Упражнения с палкой (Вавилова стр. 41).
Упражнения с кольцом: «Попади в мишень»,
«Подбрось и поймай», «Набрось кольцо», «Рыбаки и
рыбки»(Н. И. Соловьева 67, «Эстафета» (стр. 67).
2 неделя: Упражнения и игры с большим и малым
мячом: «Мяч сквозь обруч», «Брось – догони»,
«Быстрый мячик», «Перекатывание туловища с мячом
в руках». Забрасывание мяча в баскетбольную
корзину с места (стр. 106)
3 неделя: ШКОЛА МЯЧА (с тенистым мячом)
(А. И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные
игры в д. саду» стр. 55)
4 неделя: Упражнения с мячом:
«Пройди с мячом», «Попади в цель», «Точный удар»,
«Не упусти мяч», «Сбей обруч» (Е. Н. Вавилова
стр. 108) Закрепить правильные
способы выполнения
детьми катания, бросания
и ловли мяча, метания в
цель и вдаль.
Бросать и ловить в
разных положениях: стоя
лицом, спиной, на
коленях, сидя скрестив
ноги, лёжа. Обучать
выполнению
специальных упражнений
с мячом. Формировать
игровое мышление в
процессе участия детей в
практических
упражнениях игрового
характера, подвижных и
спортивных играх.
Апрель ШКОЛА МЯЧА
1 неделя :
Перебрасывание мяча через сетку в паре разными
способами: от груди, снизу, из-за головы.
Перебрасывание мяча через сетку в обозначенное
место и вдаль: от груди, из – за головы.
- Эстафета с мячом «Мой забавный мяч»
2 неделя:
Перебрасывание мяча в парах, а третий старается
поймать его в полёте. Игры: «Передай – садись»,
«Гусеница», «Выбрось мяч», «Мяч вдогонку» ,
«Охотники и утки», «Мяч под ногами», «
3 неделя: Игровые упражнения
- эстафета с мячом «Мой забавный мяч» ,
«Меткий стрелок», «Гонки мячей», «Очисти свой
огород», «Точный бросок», «Соревнования в
зоопарке», «Мяч вокруг обруча».
4 неделя: (В. Г. Гришин «Игры с мячом и ракеткой»
стр. 20)
- упражнения с мячом;
(Н. И. Николаева «Школа мяча» стр. 71)
- игровые упражнения Закрепить правильные
способы выполнения
детьми катания, бросания
и ловли, метания в цель и
вдаль. Добиваться от
детей хорошего
управления движением
мяча, умения мягко
отталкивать его пальцами
рук. Способствовать
формированию
правильной осанки,
развивать скоростно –
силовые качества.
Воспитывать желание
самостоятельно
действовать с мячом.
Занятия в кружке позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других и стремиться добиваться лучших результатов.
Вся работа кружка строилась на основе комфортности – ребёнку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений, победы над своим неумением, ощущение результата. Поэтому при работе с детьми учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка.
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
2. Гришин В. Г «Игры с мячом и ракеткой».
3. Николаева Н. И. «Школа мяча»
4. Ручной мяч. Н. И. Соловьёва «Конспекты занятий, физические упражнения,
подвижные игры».
5. Фомина А. И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»
6. Яковлева Л. В, Р. А. Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет»
Часть 1.