Оксана Волкова
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Моя малая Родина — Бурятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по духовно- нравственному воспитанию
«Моя малая Родина – Бурятия».
Раздел 1.
1. Пояснительная записка.
В основу программы положены теоретические и практические наработки по организации и внедрению системы духовно-нравственно воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию „Моя малая Родина — Бурятия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Бурятия
- Темочки
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, искусство, историю предков.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.
Содержание программы, по которой работает наш детский сад, предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
1. Нормативно-правовое обеспечение программы.
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России».
3. Цель программы.
Программа направлена на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
4. Задачи программы.
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, региону, стране.
2. Уважение к людям труда.
3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
4. Элементарных знаний о правах человека.
5. Развитие интереса к русским и бурятским традициям и промыслам.
6. Чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
7. Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
8. Расширение представлений о России, ее столице.
9. Знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн) государства и родного края.
5. Ожидаемый результат.
Наличие у детей знаний об истории страны, родного края, города, достопримечательностях, природных богатствах, символике. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны и родного края. Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
1. Объекты программы.
1. Дети дошкольного образовательного учреждения.
2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
3. Педагогический коллектив ДОУ.
Раздел 2. Система работы по духовно - нравственному воспитанию.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представлена следующим образом:
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны: природа и мир животных дома, детского сада, родного края; труд людей, традиции, общественные события. Факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение.
Наша страна, край, район, город неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, замечательно и народное творчество.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.
К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и культура.
Раздел 3. Основные принципы программы.
1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний).
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой.
2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов.
Изучение уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.
Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста.
Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, обобщающие беседы.
Создание необходимой материально- технической, учебно-методической базы.
Приобретение методической литературы дидактических и наглядных пособий, современных средств.
Оформление картотеки подвижных игр Бурятии.
Консультации, практикумы, семинары с педагогами, родителями.
Взаимосвязь в работе воспитателя, музыкального руководителя.
Воспитательные
Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному краю, городу.
Проведение комплексных, интегрированных занятий.
Изготовление коллажей.
Оформление уголков родного края.
Создание наглядной агитации как в ДОУ, так и на группах.
Оздоровительные
Изучение физического развития и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка.
Организация системы оздоровительных мероприятий.
Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов.
Взаимосвязь в работе медицинской службы, инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей.
Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений.
Пропаганда здорового образа жизни.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Деятельностный подход.
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Развитие личности ребенка происходит системное и целостное развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка.
Раздел 4. Блоки.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
• Моя семья
• Мой детский сад
• Моя малая родина, культура и традиции
• Страна, ее столица, символика
• Будем родине служить
• Новый год
• Правила, по которым мы живем
• Этот День Победы
Раздел 5. Тематическое планирование работы по духовно- нравственному воспитанию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Игра-драматизация «Петушок и его семья»;
- игра-беседа «Я люблю папу и маму»;
- дидактическая игра «В гостях у куклы Антоши»
Рисование на тему «Моя семья»;
- аппликация «Моя семья» (фотоколлаж совместно с родителями)
Октябрь
«Наш детский сад»
Творческая игра «Знакомство детей с трудом работников детского сада»;
- пение песен и чтение стихов о детском саде
Экскурсия в медицинский кабинет;
- экскурсия в прачечную;
- аппликация «Накроем на стол»
Ноябрь
«Мой город»
Игра-путешествие «Мой город»
Экскурсия «Улица города»;
- рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест города;
- аппликация «Украсим дома»
Декабрь
«Новый год»
Чтение стихов и сказок;
- загадки о зиме
Аппликация «Елка»;
- акция «Подкормим птиц зимой»
Январь
«Наша Родина – Россия»
Игра-беседа «Моя малая родина»;
- игра-беседа «Родная страна»;
- беседа «Природа России»
Художественное конструирование «Березовая роща»
Февраль
«Наша армия»
Беседа «Наша армия», «Маленький капитан»;
- игра-соревнование «Сильные и ловкие»
- пение песен об армии
- конструирование «Крепость»
Март
«Моя мама»
Чтение стихов, пение песен о маме;
- подвижная игра «Курица и цыплята»;
- театрализованная деятельность «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки»
Изготовление подарка маме;
- художественное конструирование
«Курочка с цыплятами»
Апрель
«Наши космонавты»
- чтение стихотворений А. Барто «Самолет»
Аппликация «Самолет»
Май
«Правила, по которым мы живем»
Игра-беседа «Каждой вещи свое место»;
- дидактическая игра «Не поделили игрушку»;
- игра-беседа «Я берегу игрушки и одежду»
Аппликация «Разложи по полочкам»;
- рисование «Закончи рисунок» (дорисовывание предметов на схематичном изображении мебели в группе)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Сентябрь Чтение рассказа Д. Габе «Моя семья»;
- дидактическая игра «Маленькие помощники»
Оформление фотоальбома «Наша дружная семья»;
- оформление выставки творческих работ «Мои родители могут и умеют»
Октябрь
«Мой любимый детский сад»
Беседа «Мой воспитатель»;
- беседа «Кто заботится о нас в детском саду»
Аппликация «Подарок воспитателю»
Ноябрь
«Моя малая родина»
Чтение стихотворений бурятских поэтов;
- разучивание русских и бурятских народных игр
Художественное конструирование «Украсим сарафан», украсим платье орнаментом
Декабрь
«На пороге Новый год»
Чтение сказок, стихов о зиме;
- пение песен
Новогодние постройки из снега;
- коллективное письмо Деду Морозу
Январь
«Наша Родина «Россия»
Беседа «Я люблю тебя, Россия»;
- игра-путешествие «Широка страна моя родная»;
- рассматривание репродукций картин русских художников «Пейзажи России»
Развлечение «Русский национальный костюм»;
- художественное конструирование «Русское поле»
Февраль
«Будем Родине служить»
Беседа «Наша родная армия»;
- игра-соревнование «Вместе с папой»
Раскрашивание готовых трафаретных форм военной техники;
- изготовление эмблем к соревнованиям
Март
«Милая мама»
Дидактическая игра «Маленькие помощники»;
- инсценировка сказки «В гостях у солнышка»;
- чтение стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки»;
- разучивание стихотворений и пение песен о маме
Изготовление подарков для мамы и бабушки;
- оформление выставки «Портрет мамы»;
- фотоколлаж «Я и моя мамочка»
Апрель
«Наши космонавты»
Беседа «Космонавты» (рассматривание иллюстраций)
Аппликация «Космический корабль»
Май
(1-2 недели)
«Правила, по которым мы живем»
Игра «Мы дежурим по столовой»;
- игра-беседа «Я берегу игрушку»;
- творческая игра «Страна вежливости»
Изготовление салфеток;
- аппликация «Починим игрушку» (склеивание готовых деталей игрушки)
Май
(3-4 недели)
«Этот День Победы»
Беседа «Дни боевой славы»;
- чтение стихотворения С. Маршака «Пограничники»
Изготовление праздничных открыток
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Сентябрь Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»);
- чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т. д. ;
- рассказы детей о членах семьи из личного опыта;
- обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»
Рисование на тему «Моя семья»;
- беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий);
- обсуждение ситуаций из жизни семьи;
- сюжетно-ролевая игра «Семья»
Октябрь
«Мой любимый детский сад»
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду;
- изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы;
- пение песен и чтение стихов о детском саде
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;
- труд по уборке листьев на участке детского сада;
- выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Ноябрь
«Мой край и город, в котором я живу»
«Экскурсия» по краю и городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям);
- игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров бурятских мастеров);
- слушание песен о Бурятии (в записи)
Экскурсия по городу (желательно с родителями);
- рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в крае, городе;
- изготовление альбома «Природа моего края»; «Байкал – жемчужина Бурятии»
- сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)
Декабрь (1-2 недели)
«Я и мое имя»
Беседа «Для чего человеку имя?»;
- игра «Полное и неполное имя»;
- этюд «Назови ласково»
Изготовление именных карточек;
- рисование «Мой лучший друг»;
- развлечение «Друг в беде не бросит»
Декабрь (3-4 недели)
«Новый год у ворот»
Загадки о зиме;
- беседа о встрече Нового года в других странах;
- изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках;
- составление письма Деду Морозу
Рисование «Новогоднее представление»;
- аппликация «Елка»;
- проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями);
- акция «Подкормим птиц»
Январь
«Наша Родина – Россия»
Рассматривание репродукций картин о родной природе;
- чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»;
- объяснение значения пословиц о Родине;
- рассказ о российском флаге (раскрашивание нарисованного флага)
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины;
- рисование на тему «Моя Родина»;
- пение русских народных песен, частушек, колядок;
- рождественское развлечение;
- народные игры
Февраль 1-2 недели
2-3 недели
Новый год по бурятскому календарю
«Москва – главный город нашей Родины»
Рассматривание альбома о Бурятии.
«Байкал – жемчужина Бурятии»
Чтение бурятской народной сказки «О старике Байкале и красавице Ангаре» Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
- «Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям);
- «Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям);
- «Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве)
Подготовка к празднику «Сагаалган» Слушание гимна Бурятии
Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины» (вместе с родителями);
- конструирование Московского Кремля;
- чтение стихов о Москве;
- рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)
Февраль 3-4 недели
«Наши защитники» (к Дню защитника Отечества)
Рассказ приглашенного воина (приглашаются папы) о защитниках Отечества;
- просмотр видеофильма «Защитники Отечества»;
- пение песен об армии;
- игры-соревнования
Изготовление подарков для пап и дедушек;
- спортивные развлечения «Вместе с папой»;
- рассказы пап о службе в армии
Март
«Очень я люблю маму милую мою»
Беседа о мамах;
- составление рассказов «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»;
- пение песен о маме, чтение стихов
Рисование портрета «Моя мама»;
- изготовление подарка маме;
- семейные посиделки «Вместе с мамой»
Апрель
«Наши космонавты»
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма);
- беседа о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается;
- игра «Космонавты»
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»;
- рисование на данную тему;
- конструирование космического корабля
Май
«Этот День Победы»
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей);
- беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов;
- слушание и пение фронтовых песен;
- игры (соревновательного характера)
Экскурсия к вечному огню; - изготовление праздничных открыток;
- высаживание цветов на аллею детского сада;
- оформление стенда
Июнь - август
«Город Кяхта – прежде и теперь»
Семейная экскурсия по городу
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Сентябрь Разгадывание ребуса «7 Я»
- - работа над понятием «семья»;
- обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение»;
- рисование дома для всей семьи
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках;
- лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью»;
- изготовление панно «Моя семья» (Я – в средине, а по лучам – члены семьи)
Октябрь 1-2 недели
«Я люблю свой детский сад и город, где я живу»
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду;
- рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах города и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий;
- пометка на карте города, края самых интересных объектов (работа с картой Бурятии)
Экскурсия (пешая) по городу;
- составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад);
- встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками);
- семейный праздник «Моя родословная»
Октябрь 3-4 недели
Улан-Удэ – сердце Бурятии (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)
Рассказ воспитателя об истории города ;
- слушание песен и стихов о Бурятии, о своем родном городе - Кяхта.
Проведение конкурса: «Красавица Дангина»
Экскурсия по городу;
-Рисование герба и флага Бурятии, герба г. Кяхты;
- Аппликация на тему: «Мой город»
Родители готовят национальные костюмы для девочек
Ноябрь 3-4 недели
«Законы, по которым мы живем»
Работа над различным смыслом слова «закон»;
- беседа о правилах и законах в семье, детском саду;
- беседа о Конституции;
- чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Дж. Родари «Приключения Чиполино» (беседа о справедливости сказочного государства)
Разработка правил поведения в группе;
- показ детьми кукольного спектакля для малышей;
- выставка поделок «Руками детей и их родителей»
Декабрь
«По Новогодней карте»
Беседа о праздниках;
- рассказ воспитателя о времени встречи Нового года и воображаемое путешествие по карте;
- беседа о Новогодних символах;
- рассказ о новогодних обычаях
Оформление группы к празднику;
- зимние постройки из снега для малышей;
- акция «Поможем птицам зимой»;
- новогодний праздник
Январь 1-2 недели
«Наша Родина – Россия»
Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина»;
- беседа о березке – символе России;
- стихи и песни о березке;
- народные игры
Рисование на тему «Моя Родина»;
- беседы о народных приметах;
- беседы о народных промыслах
Январь 3-4 недели
«Наша Родина – Россия» (продолжение)
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России;
- работа над понятием «гражданин»;
- слушание песен о Родине
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей;
- составление рассказов о будущем Родины;
- семейные национальные праздники
Февраль 1-2 недели
Мой край родной -Бурятия
Рассматривание альбомов
Чтение бурятских народных сказок.
Знакомство с творчеством Бавасана Абидуева. Чтение произведения «Хитрый Будамшуу»
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Улан-Удэ);
Подготовка к празднику»Сагаалкан» Сбор и накопление материала о Бурятии.
«Создание альбома : «Пять драгоценных животных Бурятии»
- оформление стенда
Февраль 3-4 недели
«Сильны и могучи богатыри славной Руси»
(к Дню защитника Отечества).
Проект «Знакомство с бурятским искусством»
Праздник Сагаалган
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова;
- беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины;-
- объяснение пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»)
Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества»;
- изготовление подарков папам и дедушкам;
- спортивные развлечения «Вместе с папой»
Праздник Сагаалган
Март
«Моя мама»
«Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение);
- рассматривание репродукций картин («Мать и дитя»);
- рассказы детей о своих мамах;
- чтение стихов и пение песен о маме
Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»;
- оформление семейных уголков;
- изготовление подарков для мам;
- рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси
Апрель 1-2 недели
«Наши космонавты»
Беседа о космонавтах (рассматривание иллюстраций);
- пословицы и поговорки о космонавтах
Спортивное развлечение «Мы – космонавты»;
- конструирование космического корабля
Апрель 3-4 недели
«Наше государство – Российская Федерация»
Беседа о государстве – «Российская Федерация»;
- знакомство с различными городами России;
- знакомство с флагом, гербом и гимном России»;
- слушание гимна
Разукрашивание в альбомах Российского флага;
- оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети
Май
«Этот День Победы»
Встреча с фронтовиком;
- беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны
Экскурсия к вечному огню;
- изготовление праздничных открыток; изготовление гвоздик из салфеток
- высаживание цветов на аллею детского сада;
- оформление стенда
Июнь - август
«Город Кяхта – прежде и теперь»
Экскурсии по городу
ЛИТЕРАТУРА
1. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М. Д. Маханева
2. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко
3. «С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрыкинской
4. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М. Ю. Новицкая
5. НеобыЧАЙная Кяхта / автор-сост. Л. Б. Цыденова. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2013.-200 с. : ил.