Алевтина Исентаева
Рабочая программа дополнительного образования в первой младшей группе по сенсорному воспитанию. Кружок «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования в первой младшей группе по сенсорному воспитанию, Кружок „Разноцветный мир“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Возрастные особенности детей
Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.
Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слуха.
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Цель:
развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
--- сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).
--- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
--- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение).
Методы:
--- игровой метод (дидактические игры).
--- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
---практический – показ способов действия с предметами, эксперемент.
Формы организации:
--- групповая;
--- подгрупповая;
--- индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
--- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
--- ориентироваться в трех и более контрастных величинах
--- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
--- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
--- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
--- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
---ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
--- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
--- выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
--- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Форма итоговой работы:
Развлечение «В гостях у бабушки»
Сетка по дополнительному образованию
Количество деятельности за год 30
День недели среда
Время 15.40-15.50
Продолжительность 10 мин.
Количество детей 16
Перспективный план.
№ Тема. Цель.
1 Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
2 «большой»,«маленький»
Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».
3 «такие же»
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
4 «разные»
Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
5 «вкладыши»
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм
6 «цветные палочки»
Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
7 «цветные палочки»
Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре.
8 «фигурки»
Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы.
9 Бусинки
Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
10 «курочка и цыплята»
Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
11 «домики и флажки»
Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
12 «огоньки ночью»
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.
13 «снежинки»
Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.
14 «апельсин»
Проводить детей к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.
15 «елочки и грибочки»
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету
16 «Гуси с гусятами»
Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов3 заданных цветов из пяти предложенных.
17 «Помоги куклам найти свои игрушки»
Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
18 Бусинки большие и маленькие
Учить детей чередовать предметы по величине.
19 «бусинки»
Учить детей чередовать предметы по форме.
20 «Двухцветная игра»
Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства
21 «бусинки»
Учить детей чередовать предметы по цвету.
22 «шарики»
Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.
23 «большой», «маленький»
Закрепить умение детей подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине.
24 форма
Учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик.
25 подбери по цвету
Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
26 "умелые ручки"
Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя.
27 «маленькие волшебники»
Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький).
28 Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года.
Литература:
1. Л. Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром. М. :Просвещение. 1987г
2. Под редакцией Галановой Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль. Академия развития. 1998г
3. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : 2009г