Зенуре Блинова
Рабочая программа по дополнительному образованию (социально-гуманитарное направление, 3–4 классы) «Вселенная: далекая и близкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абрикосовская школа Первомайского района Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей начальных классов
Руководитель школьного методического объединения
___ Н. А. Новикова
Протокол №___
«___»___20 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___ Г. Ф. Кириллова
«___»___20 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Абрикосовская школа
___ В. А. Батищева
Приказом от
«___»___20 г. №___
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию (социально-гуманитарное направление, 3–4 классы) „Вселенная: далекая и близкая“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«ВСЕЛЕННАЯ : ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ»
3-4 КЛАССЫ
2021-2022 учебный год
Составитель программы :
Блинова Зенуре Суюновна-
учитель начальных классов,
учитель первой квалификационной категории
с. Абрикосово – 2021 г.
Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вселенная : далекая и близкая» имеет естественнонаучную направленность и нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе, имеет практическую направленность в виде изучения звездного неба и написания творческих проектов учащихся.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вселенная : далекая и близкая» (далее – Программа) по содержанию является социально-гуманитарной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой. Программа разработана с учетом современных требований к программам дополнительного образования.
Программа разработана в соответствии с :
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Требованиями Министерства образования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» и рабочей программой воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Абрикосовская школа Первомайского района Республики Крым»
Новизна программы заключается в необходимости и возрастающей значимости космического образования в условиях все более широкого практического использования результатов космической деятельности и освоению человеком Космоса. Астрономия – это, прежде всего правильное научное мировоззрение, которое должно формироваться как можно ранее.
Актуальность программы :
Во-первых, знакомство с астрономией, с историей формирования представлений человека о Вселенной, с разнообразными методами исследований космоса необычайно расширяет кругозор.
Во-вторых, в процессе занятий астрономией развивается умение работать с информационными источниками, вести систематические наблюдения, обрабатывать результаты, формируются навыки обращения с разнообразным оборудованием.
В-третьих, это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия и внести свой посильный вклад в изучение Космоса.
Кроме того, занятия астрономией делают жизнь более содержательной и интересной.
Для того чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т. д., необходимо изучать астрономию. Данная программа нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.
Педагогическая целесообразность. Программа позволяет восполнить отсутствие систематической информации по астрономии и космонавтике для учащихся среднего возраста. Главная особенность этой программы – развитие познавательного интереса детей к астрономии и проектной деятельности.
Цель программы : содействовать формированию целостного естественнонаучного мировоззрения учащихся.
Задачи программы :
обучающие:
- дать знания по астрономии в интересной и доступной форме;
- овладение основами организации проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыка работы с различными информационными источниками;
- формирование знаний о профессиях будущего в космической отрасли, надпрофессиональных навыков и компетенций;
развивающие:
- развитие образного и логического мышления, творческих способностей;
- развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
- развитие умения работать индивидуально и в группе;
воспитательные:
- формирование у обучающихся основ научного мировоззрения и научных убеждений;
- формирование культуры публичного выступления;
- воспитывать гордость за исторические достижения отечественной науки и техники в деле освоения Космоса.
Отличительные особенности программы :
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий на основе следующих принципов обучения – индивидуальности; сознательности и активности; наглядности; доступности, научности и позволяет использовать Интернет в учебном процессе как источник систематической информации по астрономии и космонавтике. Программа составлена для учащихся средних классов, с учетом их первоначальных знаний, интересующихся космосом. В программе показана взаимосвязь наук и, в частности, астрономии и экологии. Комплектование групп для изучения программы осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 8 - 10 лет.
Срок реализации программы – программа рассчитана на один год обучения (в объеме 72 часа.
Формы и режим организации образовательного процесса.
Основными формами проведения занятий являются: лекция, беседы, лабораторные и практические занятия, индивидуальное консультирование и самостоятельная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с перерывами. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу программы, соответствующий возрасту учащихся средних классов.
Методы организации образовательного процесса
Реализация программы осуществляется с использованием таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии, наблюдений) и репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов, широко используется метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, частично-поисковый метод (реализуется при выполнении практических работ, исследовательский метод (при выполнении исследований, применяются также методы дистанционного и дифференцированного обучения (домашнее задание, самостоятельный поиск информации).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
По завершении изучения Программы обучающиеся получат представление:
– об истории открытий и изобретений в астрономии; о значении астрономии в жизни современного человека; о специфике проектно-исследовательской деятельности;
– о профессиях будущего в космической отрасли, о надпрофессиональных навыках и компетенциях.
будут знать:
– строение Солнца, Солнечной системы, планеты и малые тела Солнечной системы; историю исследования Солнечной системы и космических катастроф; строение Галактики и жизненный цикл звезд; о созвездиях и звездных скоплениях; о структуре и масштабах Вселенной;
– методику подготовки реферативных и проектно-исследовательских работ;
– Атлас новых профессий, образовательные организации по обучению профессиям будущего.
будут уметь:
– ориентироваться на звездном небе;
– работать со справочной литературой и тематическими сайтами для поиска информации;
– создавать реферативные и проектно-исследовательские работы и представлять их перед публикой.
Личностные результаты
Учащиеся разовьют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей; способность к самоорганизации и самоконтролю, приобретут уверенность в своих силах; сформируют экологическую культуру.
Метапредметные результаты
Самостоятельное нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов; структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; расширится круг интересов и знаний учащихся.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. У учащихся сформируется проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, осмысление и интерпретация полученных результатов.
Коммуникативные УУД. Развитие умений слушать и понимать других, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения, использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Познавательные УУД. Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, схема. научаться обобщать и классифицировать предметы по какому - либо общему признаку; выявлять закономерности в чередовании предметов; наблюдать. Понимание смысла терминов.
Для определения результативности обученности учащихся предусмотрены следующие виды контроля:
- входной (начальный) – выявление уровня мотивации изучения предмета на начало учебного года;
- текущий (промежуточный) - проводится за полугодие в форме теста, после каждой пройденной темы и состоит из нескольких вопросов, на которые надо выбрать один правильный вариант.
- итоговый - осуществляется в конце учебного года и проводится в форме тестирования. Тест состоит из вопросов по всей тематике программы обучения.
Мониторинг результатов обучения учащихся осуществляется на основании материала в Приложении.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы происходит во время собеседования, проведения викторин, тематических игр по астрономии, конкурсов, конференций, открытых занятий, тестов, использования кроссвордов, загадок, ребусов по астрономии и пр., а также в процессе педагогического наблюдения.
Критерии оценки результативности
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты аттестации фиксируются в Протоколе аттестации учащихся, который является одним из отчетных документов.
Учащемуся (по запросу) освоившему дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается справка об обучении утвержденного образца руководителем Центра
Итоговая аттестация проводится согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов : протоколы аттестации учащихся (на начало учебного года, за полугодие, за учебный год); аналитический материал, дипломы, грамоты, электронный журнал учета, материал анкетирования и тестирования, готовая работа или проект, перечень готовых работ или проектов, фотоматериалы, статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов : аналитическая справка, аналитический материал по итогам проведения диагностики, открытое учебное занятие, защита творческих работ и проектов, олимпиада, конкурс, научно-практическая конференция, отчет итоговый и др.
Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.
Содержание тем учебного курса
Введение (4 часа)
Организационные вопросы. Цель и задачи работы кружка. Правила поведения в учебном кабинете, учреждении. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка при работе с оборудованием
Раздел 1. История изучения Вселенной. Ученые астрономы. Телескопы и обсерватории (4 часа)
Раздел включает знакомство с планами работы, целями и назначением программы, технику безопасности в объединении. Теория: формирование науки астрономии, история изучения Вселенной.
Практика: Определение начальных знаний, умений, навыков (ЗУН). Знакомство с оборудованием для изучения Космоса.
Раздел 2. Солнечная система. Планеты (20 часов)
Теория: Солнце – источник жизни, знакомство с Солнцем, Солнечной системой, планетами земной группы и исследованиями, и экспериментами на планетах Солнечной системы.
Практическая часть: решение тестов, наблюдение за изучаемыми объектами, сбор информации и подготовка рефератов.
Раздел 3. Солнечная система. Малые тела. Космическая безопасность. (20 часов)
Теория: Малые тела Солнечной системы: метеороиды, кометы, астероиды, пояс Койпера. Катастрофы в Солнечной системе. Кометно-астероидная опасность. Всемирная служба космической безопасности. Мифы и реальность.
Практика: решение тестов, подготовка рефератов по темам раздела программы. Знакомство с оборудованием.
Раздел 4. Вселенная. Большой Космос. Современный взгляд науки на Вселенную. Гипотезы, исследования, факты. (22 часа)
Теория: Вселенная (Беспредельность). Масштабы Вселенной. Видимая и невидимая Вселенная. Галактики. Звездные скопления. Созвездия. Характеристики и классификация звезд. Звезды: жизненный цикл. Черные дыры. Кротовые норы. Эволюция Вселенной. Происхождение Жизни. Разум во Вселенной.
Практическая часть: решение тестов, подготовка рефератов по темам раздела программы. Изучение оборудования.
Раздел 5. Атлас новых профессий. Профессии будущего. (2 часа)
Теория: Знакомство с Атласом новых профессий. Развитие космической отрасли. Профессии будущего в космической отрасли: Космобиолог, Космогеолог, Проектировщик жизненного цикла космических сооружений. Менеджер космотуризма. Инженер-космодорожник. Учебные заведения.
Практическая часть: Надпрофессиональные навыки и умения. Тесты. Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№ п/п Раздел Ключевые воспитательные задачи Количество часов
1. Введение Формирование в кружках, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу 4
2. История изучения Вселенной. Ученые астрономы. Телескопы и обсерватории. Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах 4
3. Солнечная система. Планеты. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на кружках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 20
4. Солнечная система. Малые тела. Космическая безопасность Создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения 20
5. Вселенная. Большой Космос.
Современный взгляд науки на Вселенную. Гипотезы, исследования, факты Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах 22
6. Атлас новых профессий. Профессии будущего. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на кружках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 2
ИТОГО: 72