Светлана Сазанакова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«Родная Хакасия»
Работа кружка по обучению хакасскому языку для детей 4-7 лет составлена для образовательного учреждения с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Подснежник», Примерной программы по хакасскому языку для дошкольных образовательных организаций Республики Хакасии. Автор-составитель канд. пед. наук М. С. Арчимаева. Авторы: С. А. Ахпашева, З. С. Колмакова, Ю. Д. Чаптыкова.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Родная Хакасия“» размещена в разделах
Работа кружка построена с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие детей.
Актуальность
Изучение хакасского языка способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников; развитию их познавательных способностей.
Основное назначение хакасского языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Являясь существенным элементом культуры народа носителя данного языка, и средством передачи ее другим, хакасский язык способствует формированию у дошкольников целостной картины мира. Владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания и гуманитарного образования дошкольников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Цели кружковой работы
-способствовать ознакомлению не владеющих хакасским языком детей дошкольного возраста с хакасским языком
-развитие речи, мышления, воображения дошкольников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения
-овладение умениями слушать, говорить, принимать участие в диалоге
-воспитание уважительного отношения и интереса к хакасскому языку
Задачи
• развить способности к усвоению хакасского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти);
• приобщить детей средствами языка к хакасской культуре и осознание ими родной культуры;
• формировать интерес и мотивацию к дальнейшему изучению хакасского языка.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы
Дети могут:
1. Понимать, различать среди других языков хакасскую речь и специфические звуки хакасского языка, называть их правильно.
2 Знать слова вежливости, называть свое имя.
3 Уметь играть подвижные игры, внимательно слушать воспитателя.
4 Называть жителей своей семьи, одежду, посуду, домашних (диких) птиц и животных.
5 Полученные знания применять в других видах деятельности (на гимнастике, в режимных моментах, при выполнении поручений, в совместной деятельности.
Особенности процесса обучения
Содержание программы включает темы, соответствующие интересам дошкольников. Все темы вводятся через игровую деятельность и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
На каждую образовательную деятельность (далее ОД) подбирается необходимый материал: дидактические игры, упражнения, диалоги, тексты для заучивания, прослушивания, подготовка коммуникативно-речевых ситуаций. Соблюдается логика подачи программного материала, не допуская перегрузки внимания, памяти детей в отводимое для НОД время.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на основании следующих принципов:
-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьёй;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Знакомство с хакасским языком способствует развитию формированию целостной картины мира, способствует формированию патриотических чувств, владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания.
Специально организованная деятельность осуществляется во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность образовательной деятельности – 25-30 минут.
Методы и приемы, используемые при реализации программы :
1. Словесные: объяснения, рассказ педагога, беседы.
2. Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, картин.
3. Практические: сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Сопутствующие формы обучения: организация выставок, использование коллективных форм, работа с родителями.
Данная программа предусматривает следующие направления в работе :
- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;
- ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;
- ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.
Учебный материал планируется на каждую ОД в виде игровых речевых ситуаций и соответствующего лексического материала, на основе частоты употребления слов в речи,
грамматических форм и конструкций.
При планировании и проведении ОД необходимо:
1. В целях обеспечения понимания хакасской речи и реагирования на речь действием целесообразно сопровождать обращенную к детям речь жестами, мимикой, действием. Использованием визуального ряда: показом предметов, предметных и сюжетных картин, и
необходимых случаях, если ситуация и наглядность не обеспечивает понимания, прибегать кпереводу непонятных слов и предложений на русский язык.
2. Каждая вновь вводимая новая лексика должна пройти через следующие этапы:
•формирования правильного произношения вводимой лексики;
•формирование умения узнавать и понимать его в речи;
•формирование умения воспроизводить ее «по следам» речи воспитателя;
•формирование умения самостоятельно употреблять ее в подготовленной речи;
•в центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного произношения, устранение имеющихся недостатков в произношении каждого ребенка.
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности кружка «Родная Хакасия»
№ Тема недели Планируемый результат
1. Октябрь
1 неделя
Детский сад - мы снова вместе
Пальчиковая игра.
Дети могут назвать на хакасском языке
название детского сада
Солнышко – Куничек.
Дети- палалар.
Вместе - хада.
Хорошо-чахсы.
Мы-пис.
Играем- ойнапчабыс
Утром встало солнышко
и пальчики проснулись
1,2,3,4,5.
Иртен сыхты кун
салааларны усхурды
Пир, ики, ус, торт, пис.
2. Октябрь
2 неделя Профессии в детсаду
Дети могут назвать по-хакасски :
Посуда – идис-хамыс
Моет – чуупча.
Суп-угре.
Варит-хайнатча.
Сидит – одырча.
3.
Октябрь
3 неделя Впечатления о лете
Дети могут назвать по-хакасски :
Вода-суг
Рыба-палыг
Рыбачить-палыхтирга.
Жарко-изиг
Хорошо-чахсы
Купаться-сомарга
4.
Октябрь
4 неделя Моя семья
Дети могут назвать по- хакасски :
Мама-ичем.
Папа-пабам.
Ребенок-палам.
Брат-харындас.
Сестра-пичем.
5. Октябрь
5 неделя
Бабушка и дедушка
Пальчиковая игра. Дети могут назвать по-хакасски :
Бабушка-уча.
Дедушка-ага.
Старый-кири.
Болеет-агырча.
Люблю-хынчам.
Этот пальчик-моя бабушка
Этот пальчик-мой дедушка
Этот пальчик-моя мама
Этот пальчик-мой папа
Этот пальчик-я
Это вся моя семья.
Пу сала-минин учам.
Пу сала-минин агам
Пу сала-минин ичем
Пу сала –минин пабам
Пу сала-мин
Минин прай сёберем
6. Ноябрь
1 неделя
Осенний лес
Дети могут назвать по-хакасски :
Лес-арыг.
Осенний-куску.
Желтый- сарыг.
Красивый- силиг.
Далеко-ырах.
Близко-чагын.
7. Ноябрь
2 неделя Дары осенние
Дети могут назвать по-хакасски :
Овощи - чир-тамах.
Картофель-яблах
Лук-муксун.
Солить-тустирга.
Кушать-азыранарга.
8. 3 неделя
Краски осени
Дети могут назвать по-хакасски :
Осень-куску
Желтый-сарыг
Красный-хызыл
Черный-хара
Зеленый-кок
9. 4 неделя Откуда хлеб пришел
Дети могут назвать по-хакасски :
Хлеб-халас
Пшеница-тамах.
Сеять-саларга
Сладкий-тадылыг
Мягкий-нымзах.
10 Декабрь
1 неделя
Время года зима
физкультминутка
Дети могут назвать по-хакасски :
Зима-Хысхы.
Снег-хар.
Холодно-соох.
Идет-чапча.
Садись, вставай
Садись, вставай
Руки поднимай вверх
Вниз опускай,
На месте беги
Спокойно стой.
Одыр тур
Одыр тур
Холын кодир устунзер
Алтынзар тузур
Пир чирде чугур
Амыр тур.
11 2 неделя Мастерская Деда Мороза
Дети могут назвать по-хакасски :
Дед Мороз-Соох апчах.
Игрушки-ойначахтар.
Праздник-улукун.
В гости-аллап.
12Весело-хыныг.
12 3 неделя Зимние забавы
Дети могут назвать по-хакасски :
Зимние игры-хысхы ойыннар.
Санки-санах
Кататсья-чыларга.
В снежки играть-Хардан ойнирга.
13 4 неделя
Праздник Новый год Дети могут назвать по-хакасски :
Новый год-наа чыл.
Подарки-Сыйыхтар.
Елка-санычах
Песни-сарыннар.
14 3 неделя Пальчиковые игры
Дети могут назвать по-хакасски :
Мы капусту режем
Мы морковку трем
Мы капусту солим
Мы капусту жмем
Сказки-нымахтар.
Потешки-топтагас
Слушать-истерге.
Пис капустаны кисчебис
Пис моркопты хырчабыс
Пис капустаны тустапчабыс
Пис капустаны насчабыс.
15 4 неделя Вежливые слова
Дети могут назвать по-хакаски :
Спасибо-алгыс.
Здраствуй-Изен.
До свидания- Анымчох
Будь здоров-Хазых пол
16 Февраль
1 неделя Цифры на хакасском языке.
Дети могут назвать по-хакасски :
Один-Пир шесть-алты
Два-ики семь-читы
Три-ус Восемь-сигыс
Четыре-торт Девять-тогыс
Пять – пис Десять – он.
17 2 неделя Посуда
Дети могут назвать по-хакасски :
Тарелка-чирче.
Ведро-конек
Ложка-самнах
Сковородка-скабра.
18 3 неделя Богатыри
Считалочка Дети могут назвать по-хакасски :
Богатырь-алып
Сила-кус
Защитник-арачылагчы.
Родина-Торен чирим
12345- Начинаем мы играть
Небо, поле, солнце и цветы
Ты выходишь,игру начинай.
Санастырыг.
Пир, ики, ус, торт, пис
Ойын пис пастирбыс.
Тигр, чазы, кун, порчо
Син сых, ойын паста.
19 4 неделя Части тела Дети могут назвать по хакаски :
Голова-пас
Рука-хол
Ноги-азах
Глаза-харах
Уши-хулах
Нос-Тунзух
Губы-Ирин
Щеки – наах.
20
Март
1 неделя
Мамин день Дети могут назвать по-хакасски :
Мама-Ичем.
Счастье-часка.
Улыбается-оренче.
Люблю-Хынчам.
Мамин день-ичемнин куни
21 2 неделя
Безопасность Огонь-Орт.
Дорога-чол.
Переходить-кизерге.
Осторожно-агырин.
Смотреть-корерге.
22
3 неделя
Хакасские обычаи и праздники
Физкультминутка. Праздник-улукун
Хакасский новый год-Чыл пазы.
Огонь кормить-от азырирга.
Веревка-чалыма.
Зайчик прибежал
В огороде прыгал
В огороде осмотрелся
Морковь не нашел
Сидя заплакал.
Хозанах килген
Огородта сегирген
Огородта корглеен
Моркоп таппан
Одырып, ылгаан.
Хозанах килген
Огородта сегирген
Огородта корглеен
Моркоп маппан
Одырып, ылгаан.
23 4 неделя Одежда Дети могут назвать по-хакасски :
Платье-когенек
Штаны-ыстан
Шапка-порек
Варежки-мелей.
Одевать-кизерге
Снимать-суурарга.
Хорошо складывай -Ипти сал
24 Апрель
1 неделя Весна Весна-часхы.
Тепло-чылыг
Тает-хайылча.
Солнце-кун
Светит-чарытча
25 2 неделя Космос, планеты. Луна-ай.
Солнце-кун
26 3 неделя Книжкина неделя Дети погут назвать по-хакасски :
Читает-хыгырча.
Интересная-хыныг
Большая-улуг
Маленькая-кичиг
27 4 неделя Неделя игрушек Дети могут назвать по-хакасски :
Игрушки-ойначахтар
Кукла-кокло
Много - коп
28 Май
1 неделя Лето Дети могут назвать по-хакасски :
Лето-чайгы.
Цветы-чахаях.
Цветет-онненче.
Деревья-Агастар
29 2 неделя День Победы Дети могут назвать по-хакасски :
Война-чаа.
Победа-чинис, победитель-чинисчи
Радость – оренес.
30 3 неделя Школа Дети могут назвать по-хакасски :
Ученик-угренчи
Учитель-угретчи
Учиться-угренерге
Идет-парча.
В школу-школазар.
4 неделя Диалог детей Дети могут назвать по-хакасски :
Как тебя зовут?-Синин адын кем?
Сколько тебе лет?-Сага нинче час?
Где ты живешь- Син хайда чуртапчазын?
Я живу в деревне- Мин аалда чуртапчам