МААМ-картинки

Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»

Светлана Сазанакова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Родная Хакасия»

Работа кружка по обучению хакасскому языку для детей 4-7 лет составлена для образовательного учреждения с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Подснежник», Примерной программы по хакасскому языку для дошкольных образовательных организаций Республики Хакасии. Автор-составитель канд. пед. наук М. С. Арчимаева. Авторы: С. А. Ахпашева, З. С. Колмакова, Ю. Д. Чаптыкова.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Родная Хакасия“» размещена в разделах

Работа кружка построена с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие детей.

Актуальность

Изучение хакасского языка способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников; развитию их познавательных способностей.

Основное назначение хакасского языка состоит в формировании коммуникативной

компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Являясь существенным элементом культуры народа носителя данного языка, и средством передачи ее другим, хакасский язык способствует формированию у дошкольников целостной картины мира. Владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания и гуманитарного образования дошкольников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.

Цели кружковой работы

-способствовать ознакомлению не владеющих хакасским языком детей дошкольного возраста с хакасским языком

-развитие речи, мышления, воображения дошкольников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения

-овладение умениями слушать, говорить, принимать участие в диалоге

-воспитание уважительного отношения и интереса к хакасскому языку

Задачи

• развить способности к усвоению хакасского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти);

• приобщить детей средствами языка к хакасской культуре и осознание ими родной культуры;

• формировать интерес и мотивацию к дальнейшему изучению хакасского языка.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы

Дети могут:

1. Понимать, различать среди других языков хакасскую речь и специфические звуки хакасского языка, называть их правильно.

2 Знать слова вежливости, называть свое имя.

3 Уметь играть подвижные игры, внимательно слушать воспитателя.

4 Называть жителей своей семьи, одежду, посуду, домашних (диких) птиц и животных.

5 Полученные знания применять в других видах деятельности (на гимнастике, в режимных моментах, при выполнении поручений, в совместной деятельности.

Особенности процесса обучения

Содержание программы включает темы, соответствующие интересам дошкольников. Все темы вводятся через игровую деятельность и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

На каждую образовательную деятельность (далее ОД) подбирается необходимый материал: дидактические игры, упражнения, диалоги, тексты для заучивания, прослушивания, подготовка коммуникативно-речевых ситуаций. Соблюдается логика подачи программного материала, не допуская перегрузки внимания, памяти детей в отводимое для НОД время.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на основании следующих принципов:

-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество Организации с семьёй;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Знакомство с хакасским языком способствует развитию формированию целостной картины мира, способствует формированию патриотических чувств, владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания.

Специально организованная деятельность осуществляется во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность образовательной деятельности – 25-30 минут.

Методы и приемы, используемые при реализации программы :

1. Словесные: объяснения, рассказ педагога, беседы.

2. Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, картин.

3. Практические: сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Сопутствующие формы обучения: организация выставок, использование коллективных форм, работа с родителями.

Данная программа предусматривает следующие направления в работе :

- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;

- ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

- ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.

Учебный материал планируется на каждую ОД в виде игровых речевых ситуаций и соответствующего лексического материала, на основе частоты употребления слов в речи,

грамматических форм и конструкций.

При планировании и проведении ОД необходимо:

1. В целях обеспечения понимания хакасской речи и реагирования на речь действием целесообразно сопровождать обращенную к детям речь жестами, мимикой, действием. Использованием визуального ряда: показом предметов, предметных и сюжетных картин, и

необходимых случаях, если ситуация и наглядность не обеспечивает понимания, прибегать кпереводу непонятных слов и предложений на русский язык.

2. Каждая вновь вводимая новая лексика должна пройти через следующие этапы:

•формирования правильного произношения вводимой лексики;

•формирование умения узнавать и понимать его в речи;

•формирование умения воспроизводить ее «по следам» речи воспитателя;

•формирование умения самостоятельно употреблять ее в подготовленной речи;

•в центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного произношения, устранение имеющихся недостатков в произношении каждого ребенка.

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности кружка «Родная Хакасия»

№ Тема недели Планируемый результат

1. Октябрь

1 неделя

Детский сад - мы снова вместе

Пальчиковая игра.

Дети могут назвать на хакасском языке

название детского сада

Солнышко – Куничек.

Дети- палалар.

Вместе - хада.

Хорошо-чахсы.

Мы-пис.

Играем- ойнапчабыс

Утром встало солнышко

и пальчики проснулись

1,2,3,4,5.

Иртен сыхты кун

салааларны усхурды

Пир, ики, ус, торт, пис.

2. Октябрь

2 неделя Профессии в детсаду

Дети могут назвать по-хакасски :

Посуда – идис-хамыс

Моет – чуупча.

Суп-угре.

Варит-хайнатча.

Сидит – одырча.

3.

Октябрь

3 неделя Впечатления о лете

Дети могут назвать по-хакасски :

Вода-суг

Рыба-палыг

Рыбачить-палыхтирга.

Жарко-изиг

Хорошо-чахсы

Купаться-сомарга

4.

Октябрь

4 неделя Моя семья

Дети могут назвать по- хакасски :

Мама-ичем.

Папа-пабам.

Ребенок-палам.

Брат-харындас.

Сестра-пичем.

5. Октябрь

5 неделя

Бабушка и дедушка

Пальчиковая игра. Дети могут назвать по-хакасски :

Бабушка-уча.

Дедушка-ага.

Старый-кири.

Болеет-агырча.

Люблю-хынчам.

Этот пальчик-моя бабушка

Этот пальчик-мой дедушка

Этот пальчик-моя мама

Этот пальчик-мой папа

Этот пальчик-я

Это вся моя семья.

Пу сала-минин учам.

Пу сала-минин агам

Пу сала-минин ичем

Пу сала –минин пабам

Пу сала-мин

Минин прай сёберем

6. Ноябрь

1 неделя

Осенний лес

Дети могут назвать по-хакасски :

Лес-арыг.

Осенний-куску.

Желтый- сарыг.

Красивый- силиг.

Далеко-ырах.

Близко-чагын.

7. Ноябрь

2 неделя Дары осенние

Дети могут назвать по-хакасски :

Овощи - чир-тамах.

Картофель-яблах

Лук-муксун.

Солить-тустирга.

Кушать-азыранарга.

8. 3 неделя

Краски осени

Дети могут назвать по-хакасски :

Осень-куску

Желтый-сарыг

Красный-хызыл

Черный-хара

Зеленый-кок

9. 4 неделя Откуда хлеб пришел

Дети могут назвать по-хакасски :

Хлеб-халас

Пшеница-тамах.

Сеять-саларга

Сладкий-тадылыг

Мягкий-нымзах.

10 Декабрь

1 неделя

Время года зима

физкультминутка

Дети могут назвать по-хакасски :

Зима-Хысхы.

Снег-хар.

Холодно-соох.

Идет-чапча.

Садись, вставай

Садись, вставай

Руки поднимай вверх

Вниз опускай,

На месте беги

Спокойно стой.

Одыр тур

Одыр тур

Холын кодир устунзер

Алтынзар тузур

Пир чирде чугур

Амыр тур.

11 2 неделя Мастерская Деда Мороза

Дети могут назвать по-хакасски :

Дед Мороз-Соох апчах.

Игрушки-ойначахтар.

Праздник-улукун.

В гости-аллап.

12Весело-хыныг.

12 3 неделя Зимние забавы

Дети могут назвать по-хакасски :

Зимние игры-хысхы ойыннар.

Санки-санах

Кататсья-чыларга.

В снежки играть-Хардан ойнирга.

13 4 неделя

Праздник Новый год Дети могут назвать по-хакасски :

Новый год-наа чыл.

Подарки-Сыйыхтар.

Елка-санычах

Песни-сарыннар.

14 3 неделя Пальчиковые игры

Дети могут назвать по-хакасски :

Мы капусту режем

Мы морковку трем

Мы капусту солим

Мы капусту жмем

Сказки-нымахтар.

Потешки-топтагас

Слушать-истерге.

Пис капустаны кисчебис

Пис моркопты хырчабыс

Пис капустаны тустапчабыс

Пис капустаны насчабыс.

15 4 неделя Вежливые слова

Дети могут назвать по-хакаски :

Спасибо-алгыс.

Здраствуй-Изен.

До свидания- Анымчох

Будь здоров-Хазых пол

16 Февраль

1 неделя Цифры на хакасском языке.

Дети могут назвать по-хакасски :

Один-Пир шесть-алты

Два-ики семь-читы

Три-ус Восемь-сигыс

Четыре-торт Девять-тогыс

Пять – пис Десять – он.

17 2 неделя Посуда

Дети могут назвать по-хакасски :

Тарелка-чирче.

Ведро-конек

Ложка-самнах

Сковородка-скабра.

18 3 неделя Богатыри

Считалочка Дети могут назвать по-хакасски :

Богатырь-алып

Сила-кус

Защитник-арачылагчы.

Родина-Торен чирим

12345- Начинаем мы играть

Небо, поле, солнце и цветы

Ты выходишь,игру начинай.

Санастырыг.

Пир, ики, ус, торт, пис

Ойын пис пастирбыс.

Тигр, чазы, кун, порчо

Син сых, ойын паста.

19 4 неделя Части тела Дети могут назвать по хакаски :

Голова-пас

Рука-хол

Ноги-азах

Глаза-харах

Уши-хулах

Нос-Тунзух

Губы-Ирин

Щеки – наах.

20

Март

1 неделя

Мамин день Дети могут назвать по-хакасски :

Мама-Ичем.

Счастье-часка.

Улыбается-оренче.

Люблю-Хынчам.

Мамин день-ичемнин куни

21 2 неделя

Безопасность Огонь-Орт.

Дорога-чол.

Переходить-кизерге.

Осторожно-агырин.

Смотреть-корерге.

22

3 неделя

Хакасские обычаи и праздники

Физкультминутка. Праздник-улукун

Хакасский новый год-Чыл пазы.

Огонь кормить-от азырирга.

Веревка-чалыма.

Зайчик прибежал

В огороде прыгал

В огороде осмотрелся

Морковь не нашел

Сидя заплакал.

Хозанах килген

Огородта сегирген

Огородта корглеен

Моркоп таппан

Одырып, ылгаан.

Хозанах килген

Огородта сегирген

Огородта корглеен

Моркоп маппан

Одырып, ылгаан.

23 4 неделя Одежда Дети могут назвать по-хакасски :

Платье-когенек

Штаны-ыстан

Шапка-порек

Варежки-мелей.

Одевать-кизерге

Снимать-суурарга.

Хорошо складывай -Ипти сал

24 Апрель

1 неделя Весна Весна-часхы.

Тепло-чылыг

Тает-хайылча.

Солнце-кун

Светит-чарытча

25 2 неделя Космос, планеты. Луна-ай.

Солнце-кун

26 3 неделя Книжкина неделя Дети погут назвать по-хакасски :

Читает-хыгырча.

Интересная-хыныг

Большая-улуг

Маленькая-кичиг

27 4 неделя Неделя игрушек Дети могут назвать по-хакасски :

Игрушки-ойначахтар

Кукла-кокло

Много - коп

28 Май

1 неделя Лето Дети могут назвать по-хакасски :

Лето-чайгы.

Цветы-чахаях.

Цветет-онненче.

Деревья-Агастар

29 2 неделя День Победы Дети могут назвать по-хакасски :

Война-чаа.

Победа-чинис, победитель-чинисчи

Радость – оренес.

30 3 неделя Школа Дети могут назвать по-хакасски :

Ученик-угренчи

Учитель-угретчи

Учиться-угренерге

Идет-парча.

В школу-школазар.

4 неделя Диалог детей Дети могут назвать по-хакасски :

Как тебя зовут?-Синин адын кем?

Сколько тебе лет?-Сага нинче час?

Где ты живешь- Син хайда чуртапчазын?

Я живу в деревне- Мин аалда чуртапчам

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир» Предлагаю фото отчет работы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Кроха» (стартовый уровень,возраст воспитанников:.

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём» Наша работа с детьми по дополнительному образованию «Кроха» подошла к концу. Активно используя на занятиях разнообразные методы и приемы.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 18:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сазанакова (УИ 3307091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД