Мария Биртанова
Рабочая программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Юные аниматоры»
МБДОУ "Осинский детский сад №3"
Рабочая программа кружковой деятельности
«Юные аниматоры»
в средней группе «Светлячок»
на 2023 - 2024 учебный год
Воспитатель: Биртанова М. В.
с Оса, 2023
Пояснительная записка.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. В этом заключается новизна программы.
Основное направление деятельности кружка – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа кружка включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! Дети изучают историю мультипликации – до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с средством съёмки и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью специальных программ
Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, с октября по май.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 15- 20 минут – средняя группа, дети 4-5 лет
Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
- Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе.
- Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение и задания детям.
- В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Для реализации программы будут использоваться следующие методы работы:
а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
- игры;
- чтение художественной литературы;
- придумывание сюжетов к мультфильмам;
- беседы;
- рисование, лепка;
- конструирование;
Актуальность
Задача любого искусства – открывать внутренний мир автора широкому зрителю, заставлять его следовать за авторской мыслью, переживая определённые эмоции, мультипликация, как самый насыщенный возможностями вид, может научить детей ясно, подробно и доходчиво самовыражаться. Это, пожалуй, самый важный аспект учебно-воспитательного процесса.
Цель программы – развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через создание короткометражных рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов
Задачи:
Образовательные:
обучение компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в мультипликации; обучение основам изобразительной грамоты (лепки, ручного труда) и формирование художественных знаний, умений и навыков; сформировать определенные навыки и умения; закрепить их в анимационной деятельности; обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
Развивающие:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка; развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально - эстетического восприятия окружающего мира; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; формировать этические нормы в межличностном общении; обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.
На конец учебного года дети могут знать и уметь:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином, способы соединения деталей из бумаги и пластилина, особенности материалов техники анимационной деятельности. определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
- пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками); различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- передавать движения фигур человека и животных; проявлять творчество в создании своей работы.
- владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером.
Планируемые результаты.
-Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном придумывании сюжета к мультфильму, обыгрывает его в театральной деятельности, игре.
- Ребенок учится договариваться, учитывая интересы и чувства других.
- Учится распределять роли, озвучивать героев.
-Знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
Имеет представление:
- об истории возникновения и развитии мультипликации;
-о создании новых мультфильмов, используя разные техники (пластилиновые, кукольные мультфильмы);
- о значении голоса и звука в мультфильмах.
Материалы и оборудование:
- Мультстудия «Я творю мир»
- ножницы для каждого ребенка;
- краски и цветные карандаши;
- пластилин;
- ноутбук, поддерживающий запись голоса, с выходом в интернет;
- программа для монтажа фильмов
План работы с родителями
Консультации:
1. «Мультфильмы в жизни ребенка»
2. «Герои мультфильма своими руками»
3. «Области применения ИКТ для развития дошкольников»
4. «Роль сказки в жизни дошкольника»
Памятка: «Ребенок и компьютер»
Итоговое мероприятие: На родительском собрании «Мы сделали мультфильм».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2023 - 2024 год обучения
№ Тема Содержание Неделя
Октябрь «За кулисами мультфильма»
1 Что такое мультфильм? -знакомство с мультстудией;
-обсуждение известных детских мультфильмов;
-обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка; 1 неделя
2 Обратная сторона экрана -знакомство детей с различными анимационными техниками;
-знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм;
-просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; 2 неделя
3 Шаг за шагом -знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание;
-обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона" 3
неделя
4 Персонаж - кто это? -знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения);
-создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем); 4 неделя
Ноябрь «Сказочная история»
5 Сюжет. Сказочная история -знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение);
-упражнение "Составление рассказа по картинке"
-создание сюжета совместно со всеми детьми, используя созданных ранее персонажей;
-обучение технике раскадровки 1 неделя
6 Декорации. Построим волшебный мир. -изучение способов изготовления декораций;
-знакомство с различными материалами;
-изготовлений декораций по придуманному сюжету 2 неделя
7 Камера - мотор! -знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;
-обучение технике безопасности в мультстудии;
-съемка мультфильма по заранее написанному сюжету 3
неделя
8 Говорим и показываем -продолжение съемки мультфильма;
-озвучивание и монтаж мультфильма;
-просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы; 4 неделя
9 Фильм, фильм, фильм! -презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам;
-обсуждение полученных результатов;
-викторина для детей "Что мы знаем о мультфильме" 5 неделя
Декабрь «Речь. Эмоции»
10
Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей -беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях;
-работа с калейдоскопом эмоций;
-работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций;
-изготовление персонажей со сменными эмоциями;
-разработка сюжета и съемка мультфильма "Наши эмоции" 1 неделя
11
Наша речь. Ласковое слово. -обсуждение с детьми речевых особенностей людей;
-упражнения на развитие риторики;
-изготовление персонажей со сменными артикуляциями;
-разработка сюжета и съемка мультфильма "Ласковое слово" 2 неделя
12 Кто я?
Я особенный Я среди других. -обсуждение с детьми индивидуальных особенностей каждого человека;
-игры на развитие положительного отношение к себе и повышение самооценки;
-изготовление персонажей, отражающих особенности детей, создающих их;
-разработка сюжета и съемка мультфильма "Я среди других" 3 неделя
13 Моё окружение
Моя семья.
-беседа с детьми на тему "Мое окружение", определение позиции ребенка в семье и отношений между родственниками;
-упражнения на развитие доброжелательного отношения к родственникам;
-создание сюжета и съемка мультфильма "Моя семья" 4 неделя
Январь «Рисуем сказку. Перекладная анимация»
14 Мультфильм
«Колобок»
Разбор сюжета сказки «колобок»
определение персонажей, декораций.
подготовка персонажей и декораций. 1 неделя
15 Мультфильм
«Колобок» покадровая съемка сказки.
озвучивание, монтаж видео. 2 неделя
16 Мультфильм
«Мышонок и
карандаш» Разбор сюжета сказки «мышонок и карандаш»; определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций 3 неделя
17 Мультфильм
«Мышонок и
Карандаш» Покадровая съемка сказки.
Озвучивание, монтаж видео.
4 неделя
Февраль «Сочиняем мультфильм»
18 Мультфильм
«Зимняя история» Придумывание сюжета сказки, его персонажей
и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. 1 неделя
19 Мультфильм
«Зимняя история» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.
2 неделя
20 Поздравление «с 23
февраля» Определение сюжета поздравления.
Подготовка декораций, персонажей.
3неделя
21 Поздравление «с 23
февраля» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.
4 неделя
Март «Видеооткрытка»
22 «Видео открытка
для мамы» Определение сюжета поздравления.
Подготовка декораций, персонажей.
1 неделя
23
«Видео открытка
для мамы» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.
2 неделя
«Предметная анимация»
24 «Удивительная
почва»
Вспомнить про свойства почвы. придумать сюжет, раскрывающий жизнь какого
либо персонажа живущего в почве.
Подготовка персонажей, декораций. 3 неделя
25 «Удивительная
почва» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.
4 неделя
Апрель «Пластилиновая анимация»
26 «Путешествие
капельки»
Вспомнить про круговорот воды в природе.
Придумать сюжет, раскрывающий
круговорот воды.
Подготовка персонажей, декораций. 1 неделя
27 «Путешествие
капельки» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.
2 неделя
28 «Весеннее
приключение»
Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций.
3 неделя
29 «Весеннее
Приключение» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.
4 неделя
Май «Лего анимация»
30 «Лесная история» Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. 1 неделя
31 «Лесная история» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео 2 неделя
32 Подведение итогов проделанной работы. просмотр мультфильмов, снятых за время занятий;
-обмен впечатлениями, подведение итогов;
3 неделя
2025 - 2026 год обучения
№ п/п Тема занятия Содержание Неделя
Октябрь: «Все о мультипликации»
1 Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации»
Вводное занятие. Дошкольники совершают путешествие во времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. 1 неделя
2 Парад мультпрофессий. Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина». Подвижная игра «Отгадай профессию» 2 неделя
3 Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. 3 неделя
4 Как оживить картинку. Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». 4 неделя
5 Создаём название мультстудии.
«Заставка» в технике перекладка. 1. Все вместе придумываем название своей мульт-группы. Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы, которые есть в название.
2. Покадровая съёмка движения букв.
3. Монтаж и наложение звука. Просмотр. 5 неделя
Ноябрь: «Кукольная анимация»
6 История кукольной анимации
Придумывание сюжета Просматривают кукольные мультфильмы.
Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. 1 неделя
7 Для чего нужны декорации?
Подготовка декораций
Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. 2 неделя
8 Как куклы двигаются?
Подготовка кукол-героев
Съемка мультфильма Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру. 3 неделя
9 Озвучиваем мультфильм. Монтаж. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» 4 неделя
Декабрь: «Песочная анимация»
10 Песочные истории
Придумывание сюжета Ритуал входа в песочную страну. Знакомство с правилами безопасности при играх с песком. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. 1 неделя
11 Живой песок
Рисование на песке Постройка игрового пространства. Основные техники песочного рисования.
Игра «Нарисуй свое настроение» 2 неделя
12 Ожившие картины
Съёмка песочной истории Подбор освещения, компоновка кадра. Организация
фиксации. Процесс съемки 3 неделя
13 Как «поёт» песок?
Подборка музыкального сопровождения
Монтаж Выбор звуков и музыкального сопровождения. 4 неделя
Январь: «Плоскостная анимация»
14 История на бумаге
Придумывание сюжета Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю. Норштейн «Сказка сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» 1 неделя
15 Как герои двигаются?
Изготовление подвижных фигурок из картона Дети придумывают характерные особенности главных персонажей.
Практическая работа по рисованию в парах.
Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. 2 неделя
16 Для чего нужны декорации?
Подготовка листов декораций Повторяют сюжет придуманной сказки.
Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» 3 неделя
17 Мы - аниматоры На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа.
Игра «Раз картинка, два картинка» 4 неделя
18 Мы -звукорежиссеры. Монтаж фильма. Игра «Говорим разными голосами»
При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. 5 неделя
Февраль: «Сыпучая анимация «Кофейная история»
19-20 Из чего можно сделать мультик?
Создание кофейной истории Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» 2-3 недели
21 Использование кофе в мультипликации
Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового мультфильма Происходит отработка правильной постановки персонажей в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру.
4 неделя
Март: «Лего-анимация»
22 Лего фигурки в мультфильмах
Придумывание сюжета Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора «Лего». Разрабатывают совместно со взрослым сценарий будущего мультфильма. Распределяем роли. Игра «Паровозик предложений» 1 неделя
23 Как фигурки передвигать?
Построение декораций фона, подборка героев Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Подбор героев. 2 неделя
24 Профессия режиссер!
Съёмка мультфильма. Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру.
Покадровая съёмка. 3 неделя
25 Озвучивание героев. Монтаж. 1. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами»
2. Записываем голоса героев 4 неделя
Апрель: «Создание пластилинового мультфильма»
26 Беседа на тему «Выбор сюжета для пластилинового мультфильма». Работа по подготовке сценария мультфильма. Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка сценария первого пластилинового мультфильма. 1 неделя
27 Жили-были дед и баба…
Создание персонажей мультфильма и декораций. Работа в микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры» 2 неделя
28-29 Сказка оживает.
Озвучиваем мультфильм. Монтаж.
Практическая работа в группах. Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. Речевая разминка «Эхо» При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. 3 неделя
4 неделя
Май: «Объёмная анимация»
30 Использование различных техник в одном мультфильме
Придумывание сюжета Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» 1 неделя
31 Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов Съёмка мультфильма Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.
2 неделя
32 Просмотр мультфильмов Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма. 3 неделя