Ольга Лысенко
Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Народное искусство это прошлое живущее в настоящем. Сейчас к нам постепенно возвращаются национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам. Русская народная игрушка, яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. Смысл народной игрушки – развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Это были колокольчики, трещотки, дудки, свистульки, матрешки, фигурки домашних животных. Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор в творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и техники. Наличие художественно-творческих способностей у дошкольников является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Публикация «Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная программа помогает вовлечь детей в увлекательный процесс создания изделий с помощью современных материалов, тем самым способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка».
Цель программы:
формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства);
• Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значение;
• Развитие мелкой моторики рук детей;
• Сенсорное развитие детей (цвет, форма, композиция);
• Сочетания цветов и оттенков;
• Знакомство с прибаутками и потешками;
• Обогащение словаря.
Интеграция областей:
• Познавательное развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Нравственно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Методы и приёмы:
• Обследования;
• Наглядности;
• Словесный;
• Практический;
• “Жест руки” (по контору).
Ресурсное обеспечение
Для работы с детьми по программе необходимо иметь:
1) Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида).
2) Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).
3) Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).
4) Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.
5) Павловопосадские платки.
6) Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
7) Дидактические игры по мотивам народного творчества.
8) Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
9) Раскраски по декоративно-прикладному творчеству
10) Демонстрационный материал:
• Видеофильм "Русские промыслы";
• Слайды с изображением народных мастеров за работой;
• Альбомы по народному творчеству;
• Репродукция картины Тропицына "Кружевница";
• Фотографии кружев, одежды, украшений кружевом;
• Иллюстрации с изображением жостовских подносов;
• Иллюстрации с изображением старинных построек;
• Таблицы с элементами росписей;
• Схемы поэтапного рисования различных видов росписей.
Программа по декоративному рисованию рассчитана на три года обучения. Кружок проводится один раз в неделю.
Задачи обучения:
Средняя группа
• Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, выделять их характерные признаки.
• Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др. , выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.
• Составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
• Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.
• Воспитывать интерес к промыслам России.
Старшая группа
• Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
• Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец, гжель, полхов - майдан.
• Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
• Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др. ).
• Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
• Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней.
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Подготовительная к школе группа
• Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими, семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово, вологодские кружева, павловопосалские платки
• Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
• Учить проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.).
• Воспитывать любовь к различным видам искусства.
• Развивать художественный вкус.
Литература
1. В. Б. Косминская, Н. Б Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»./ Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1987. — 128 с. Пособие иллюстрировано таблицами, схемами, примерными образцами студенческих работ.
2. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2006г.
3. Ю. В Максимов «У истоков мастерства». / Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы. — М. : Просвещение, 1983. — 159 с.
4. Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели». / 1987, изд-во: Малыш, город: М., стр. : 12. с
5. Н. П Костерин «Учебное рисование». / Учеб. пособие по спец. № 2002 "Дошкол. воспитание" ". - М. : Просвещение, 1980. - 272 с.
6. Ю. В Максимов «У истоков мастерства». / Народное искусство в художественном воспитании детей. - М. : Просвещение 1983. – 159 с.
7. О. В Лысенко «Система ознакомления детей с народным декоративно – прикладным искусством» // Курсовая работа педагогического колледжа 1991.
8. Ю. Г Дорожин «Жостовский букет»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.
9. Ю. Г Дорожин «Дымковская игрушка»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.
10. Ю. Г Дорожин «Городецкая роспись»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.
11. Ю. Г Дорожин «Филимоновская игрушка»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2015.
12. Ю. Г Дорожин «Хохломская роспись»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.
13. А. Дорофеева «Каргопольская игрушка»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.
14. А. Дорофеева «Полхов-майдан»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.
15. Е. Краснушкина «Мастерская гжели»./ / Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.