МАРИНА ШАТАЛОВА
Рабочая программа по чтению для детей с ОВЗ 5–9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 17
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа по чтению и развитию речи для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ.
Публикация «Рабочая программа по чтению для детей с ОВЗ 5–9 классов» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
2. Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. СанПина 2.4.2.2812-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования на 2020/21 учебный год.
5. Учебного плана муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы 1г. Ипатово на 2020/21 учебный год.
6. Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития (5-9 классы) МБОУ-СОШ 1
Тематическое планирование разработано в связи с выбором школы обязательным предметом для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического здоровья.
В данном правовом поле организована педагогическая деятельность - обучение чтению и развитию речи учащихся с нарушениями интеллекта. Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования. Чтение и развитие речи является предметом Федерального компонента учебного плана основного общего образования. Предлагаемый курс не противоречит задачам школы.
Изучение письма и развития речи направлено на достижение обучаю-щимися следующей цели: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Основными задачами предмета являются:
1) формировать у обучающихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
2) развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
3) развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения; нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Корреционно-развивающие:
- обучающиеся должны получить достаточно прочные навыки осознанного, правильного и выразительного чтения;
- обучающиеся должны научиться правильно и последовательно изла-гать свои мысли в устной и письменной форме;
- обучающиеся должны быть социально адаптированными в плане об-щего развития и сформированности нравственных качеств;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;
-развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления: развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и события-ми);
-развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;
-коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На уроках чтения и развития речи продолжается формирование у школьников техники чтения : правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обу-чающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
МЕСТО В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ КЛАССЕ
Учебный план МБОУ-СОШ 1г. Ипатово отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Чтение» в 5-9 классе из расчета 3 часа в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕД-МЕТА
Чтение — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, про-буждает интерес к чтению художественной литературы и способствует об-щему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм соци-альной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей со-временному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соб-ственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) владение смысловым чтением;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея-тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
5 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наизусть 6—8 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по со-держанию тексты - самостоятельно.
6 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наизусть 8—10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
• читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• определять основные черты характера действующих лиц;
• пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• характеризовать главных действующих лиц;
• пересказывать содержание прочитанного.
8 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
• пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
9 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наизусть 10 стихотворений, 2 прозаический отрывок.
Учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• давать характеристику главным героям;
• высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
• пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная тематика.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.
Навыки чтения.
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения : темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса, «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Рекомендуемая литература (5 класс, 3 часа в неделю)
Устное народное творчество
• Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая», Морозко», «Гусилебеди», «Бой на Калиновом мосту»)
• Сказки народов мира. Арабские сказки. «Тысяча и одна ночь»
• Мифы народов мира (Древнегреческие мифы)
Классики русской и детской литературы
• А. С. Пушкин. Сказки, стихи.
• М. Ю. Лермонтов. Лирика. («Парус», «Листок», «Из Гете» «Сашка», «Бородино»)
• В. Жуковский «Спящая царевна»
• Н. В Гоголь. «Пропавшая грамота».
• И. С. Тургенев. «Муму».
• М. М. Пришвин. «Времена года»
Литературные сказки
• А. П. Платонов «Волшебное кольцо»
• В. В. Набоков. «Аня в Стане чудес»
Современная литература
• В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
• А. И. Куприн. «Белый пудель»; «Чудесный доктор»; «Ю-ю»; «Слон» и др. рассказы.
• П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
• И. А. Крылов. Басни («Лебедь, рак и щука»; «Слон и Моська»; «Свинья под дубом»; «Мартышка и очки»)
• А. Погорельский. «Ч рная курица, или подземные жители».
• В. Одоевский. «Городок в табакерке». «Мороз Иванович».
• Д. Григорович «Гуттаперчивый мальчик».
• Л. Андреев «Петька на даче». «Кусака»
• М. Горький. «Дед Архип и Л нька».
• Ю. Олеша. «Три толстяка».
Зарубежная литература
• Г. Х. Андерсен. Сказки («Снежная королева», «Дикие лебеди», «Соловей» и др. сказки).
• Джани Родари. Сказки по телефону.
• Дж. Р. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».
• Д. Дефо. Робинзон Крузо.
• Туве Янссон «Последний в мире дракон».
• М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
• Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена».
• А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».
6 класс (3 часа в неделю)
Устное народное творчество
• Былины. Об Илье Муромце.
• Мифы Древней Греции (12 подвигов Геракла; Золотое Руно; Миф о Прометее).
• «Герои Эллады».
Литературная сказка и баллада
• А. Н. Островский. «Снегурочка»
• В. А. Жуковский. «Лесной царь»
О твоих ровесниках
• И. А. Крылов «Два мальчика», «Волк и ягненок».
• С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», «Отрывки из журнала Маши».
• В. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Белогрудка»
• В. Белов. «Скворцы».
• А. Лиханов. «Музыка»; «Мой генерал».
• Ю. Яковлев. «Я иду за носорогом»; «Рыцарь Вася» и др. рассказы.
• Ю. Томин. «Ш л по городу волшебник»; «Борька, я и невидимка».
• Ю. Сотник. «Как меня спасали»; «Дудкин острит»; «Гадюка» и др. расскaзы.
• В. Осеева. «Динка».
• В. Катаев. «Сын полка», «Белеет парус одинокий».
Литература X1X века
• И. С. Тургенев. Бежин луг.
• Л. Н. Толстой. Отрочество.
• Ф. М. Достоевский. Мальчики.
• Н Г. Гарин - Михайловский. Детство Темы.
Литература XX века
• М. Горький. Детство.
• А. С. Грин. Гнев отца.
• К. Г. Паустовский. Повесть о жизни
• Ф. И. Искандер. Детство Чика
Зарубежная литература
• А. Лидгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»; «Расмус-бродяга».
• Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»
• Г. Мало. «Без семьи»
• М. Твен «Приключения Тома Сойера». «Том Сойер за границей». «Том Сойер-сыщик»
Приключения,фантастика
• В. Губарев. «Путешествие на Утреннюю звезду»
• Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»
• Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»
• К. Булыч в. «Миллион приключений»
• Г. Уэлсс. «Это было в каменном веке»
• А. Конан-Дойл. «Дьявольская нога», «Пестрая лента»
• Дж. Роллинг Книги о Гарри Потере
7 класс. (2 часа в неделю)
• Гомер. Илиада
• У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Сонеты.
• Эзоп. Басни.
• Крылов И. А. Басни.
• В. А. Жуковский. Светлана. Перчатка.
• А. С. Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Туча. К. Барышня-крестьянка.
• Дубровский.
• М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. Мцыри.
• Н. В. Гоголь. Ревизор.
• И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык.
• Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда.
• Н. С. Лесков. Левша.
• М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил.
• М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету.
• А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия.
• М. Горький. Старуха Изергиль.
• К. Г. Паустовский. Рождение рассказа.
• М. А. Шолохов. Они сражались за Родину.
• В. Г. Распутин. Уроки французского.
• Ф. А. Абрамов. О чем плачут лошади.
• А. В. Вампилов. Несравненный Наконечников.
• Р. Шекли. Запах мысли.
• А. Конан Дойл. Пляшущие человечки.
• В. Железников «Чучело»
• А. Грин «Алые Паруса», «Гнев отцов»
• Р. Погодин «Рассказы о хороших людях»
• Ф. Искандер «Защита Чика»
• Ю. Коваль «Недопесок»
• В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
• А. Алексин «Мой брат играет на кларнете», «А тем временем где-то».
• В. Г. Короленко «Дети подземелья».
• Г. Троепольский «Белый Бим Ч рное Ухо».
Зарубежная литература
• 1. Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»
• 2. О. Генри. Новеллы.
• 3. Р. Стивенсон «Черная стрела».
• 4. М. Рид «Всадник без головы».
• 5. Ф. Кнорре «Соленый пес».
• 6. Д. Даррелл «Путь кенгуренка».
• 7. Р. Киплинг «Дьявол и морская бездна».
• 8. Д. Толкиен «Властелин колец».
8 класс (2 часа в неделю)
• М. де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский.
• Повесть временных лет. Перевод. Д. Лихачева.
• Сказание о житии Александра Невского. Перевод. Е. Охотниковой. Ж. Б. Мольер.
• Д. И. Фонвизин. Недоросль.
• Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
• В. Скот. Айвенго.
• А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капи-танская дочка. Лирика. Воспоминание. Стансы. Анчар.
• М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
• Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
• А. К. Толстой. Василий Шибанов. Князь Серебряный.
• А. Дюма. Три мушкетера.
• Л. Н. Толстой. После бала.
• Ю. Н. Тынянов. Восковая персона.
• Б. Л. Васильев. «Утоли мои печали…
Великая Отечественная война в лирике. (А. А. Ахматова, К. М. Симонов, А. Т.
• Твардовский, А. А. Суриков, Б. Ш. Окуджава., В. С. Высотский и др.)
• Л. М. Леонов. Золотая карета.
Зарубежная литература
• Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
• А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
• Т. Майн Рид «Всадник без головы», «Оцеола, вождь семинолов», «Белая перчатка».
• Джек Лондон «Белый клык», «Зов предков», «Майкл, брат Джерри», «Любовь к жизни».
• Вальтер Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой».
• А. Дюма «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Граф Монте-Кристо».
• Рафаэль Саббатини «Одиссея капитана Блада».
О твоих ровесниках
• Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
• Л. Пантелеев «Республика ШКИД».
• А. Грин «Алые паруса»
9 класс (3 часа в неделю)
• Слово о полку Игореве. Перевод Д. Лихачева.
• М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года.
• Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник.
• Н. М. Карамзин. К соловью. Бедная Лиза.
• А. С. Грибоедов. Горе от ума.
• В. А. Жуковский. Светлана.
• А. С. Пушкин. Лирика («К Чаадаеву», «Осень», «Я в вас любил». И др.)
• Евгений Онегин. Моцарт и Сальери.
• М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Лирика.
• Н. В. Гоголь. Мертвые души.
• Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Лирика.
• Данте Алигьери. Божественная комедия.
• У. Шекспир. Гамлет.
• И. С. Тургенев. Первая любовь.
• Л. Н. Толстой. Юность.
• А. П. Чехов. Рассказы. («Человек в футляре»)
• И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева.
• М. Горький. Мои университеты.
• Лирика. АА. Блок, А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, В. В. Высотский, Б. Ш.
• Окуджава, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.
• В. М. Шукшин. Ванька Тепляшин.
• В. П. Астафьев. Царь-рыба.
• В. Г. Распутин. Деньги для Марии.
Зарубежная литература
• И. В. Гете. Фауст.
• Э. Хемингуэй «Старик и море»
• Э. Ремарк «Три товарища»
• Ги де Мопассан. Новеллы.
• Д. Браун «Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Утраченный символ»
• Б. Вербер. «Наши друзья человеки», «Империя ангелов», «Мы-Боги»
• Э. Войнич «Овод»
• Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
• Уайльд «Портрет Дориана Грея»
• Ж. Сименон «Трубка Мегрэ» и др. романы о Мегрэ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.
Наглядные пособия:
- презентации по учебному предмету.
Учебная литература:
Авторы: 5—7 классы — Т. Ф. Курдюмова, 8—9 классы — Т. Ф. Курдю-мова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина.
Под ред. Т. Ф. Курдюмовой
В учебник включены разно жанровые произведения (стихи, рассказы, сказки) отечественных и зарубежных авторов, подобранные с учётом преемственности литературного материала, изучаемого в разных классах. Содержание текстов и методического аппарата направлено на решение образовательных и коррекционно-воспитательных задач, учитывающих познавательные, интеллектуальные и личностные особенности учащихся.