Папки-передвижки

Рабочая программа «Пиктомир» для детей 4–7 лет

Дарья Тимищенко
Рабочая программа «Пиктомир» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

ДЕТСКИЙ САД № 30

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педсовете № Заведующий МАДОУ

от «» августа 2024 г. ___

Приказ №___ от___2024 г.

Рабочая программа

инновационной площадке

"Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде "ПиктоМир"

в МАДОУ № 30

для детей 4-7 лет

Составитель: старший воспитатель

Тимищенко Д. Н.

Ростов-на-Дону

Содержание.

Публикация «Рабочая программа „Пиктомир“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

1. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3 Содержание программы

1.3.1 Календарное планирование для детей 4-5 лет

1.3.2 Календарное планирование для детей 5-6 лет

1.3.3 Календарное планирование для детей 6-7 лет

2. Организационно-педагогические условия

2.1 Календарный учебный график занятий с детьми

2.2 Условия реализации программы

2.3 Диагностика результатов освоения программы

1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

«ПиктоМир» – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов, заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).

Рабочая программа «ПиктоМир» (далее – программа) технической направленности направлена на создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления.

Актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Рабочая программа технической направленности разработана с учетом следующих нормативных документов:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

• Приказ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

• Устав МАДОУ № 301.

Направленность программы : техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.

Уровень программы : ознакомительный.

Актуальность программы, прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно: учреждений дошкольного образования на предоставление дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие логических и математических способностей воспитанников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Эволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов- разработчиков учебной среды ПиктоМир.

Отличительные особенности программы : в ходе реализации курса

«ПиктоМир» занятия проводятся в форме игры, дискуссии, демонстрации, сотрудничества в малых группах и индивидуальной или парной работы. В занятиях участвуют один взрослый - педагог - и группа из нескольких детей. Занятия проводятся в кабинете с мультимедийным и интерактивным оборудованием. Первый год обучения - без компьютерный, ознакомительный. Детям предлагаются различные задания, решить которые нужно будет индивидуально, в паре или в групповой деятельности. Для этого используются дидактическое обеспечение, разработанное авторами ЦОС «ПиктоМир» и педагогами уже работающими в данной среде. Второй и третий год обучения предусматривают использование цифрового оборудования – планшетов и интерактивной доски. Техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т. п.).

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы : способствовать формированию у воспитанников дошкольного возраста навыков алгоритмического мышления в процессе освоения программы.

Задачи программы :

образовательные

• познакомить с элементарными понятиями «робот», «команда»,

«Исполнитель команд», «Программист», «программа».

• познакомить с процессом управления роботом по программе, используя реального робота Ползуна

познакомить с особенностями выполнения команд виртуальных роботов: Вертуна, Двигуна и Тягуна.

• познакомить с особенностями составления программы для управления роботами из магнитных карточек с пиктограммами команд.

• познакомить с последовательностью действий запуска Игры в цифровой среде ПиктоМир при помощи планшета.

развивающие

• закреплять навыки пространственной ориентировки;

• содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности.

воспитательные

• воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать

трудности;

• воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.

Условия реализации программы :

Адресат программы – дети в возрасте 4 – 7 лет

Объем и срок освоения программы : программа рассчитана на три учебных года (сентябрь - май, общее количество учебных часов для освоения

программы (в год) – 37 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая и подгрупповая работа; численность детей в группе 10-12 человек.

Режим занятий - 1 раз в неделю, периодичность - с 01 сентября по 31 мая включительно; продолжительность – 20 минут.

1.3. Планируемые результаты

В результате обучения дети получат следующие знания, умения и навыки:

• Знание команд роботов и их обозначения в пиктограммах

• Знание, что такое программа и алгоритм действия

• Умение ориентироваться в пространстве (лево- право)

• Умение ориентироваться на плоскости

• Умение ориентироваться на плоскости в определенной последовательности

• Умение устанавливать закономерности

• Умение составлять алгоритмы, не используя компьютер

• Научаться логически мыслить

• Следить за ходом выполнения плана- программы

• Находить и исправлять ошибки свои и чужие

• Развивать алгоритмическое мышление

• Развивать самостоятельность и целеустремленность

• Знание правила составления и выполнения программы с обратной связью и без обратной связи

• Знание правил выполнения программы

• Знание принципа программного управления Компьютером:

• Знание составления программы с обратной связью и без обратной связи с использованием разных способов шифрования

• Знание ЦОС ПиктоМир : компьютерная среда с пиктограммным языком программирования виртуальных роботов,

2. Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

• Кабинет

• Робототехнический образовательный набор (учебное пособие).

Состав набора:

• радиоуправляемый робот «Ползун» - 1 шт;

• комплект сочленяемых ковриков для сборки игровых полей для детей и роботов - 46 шт;

• комплект магнитных карточек - 120 шт;

комплект мягких фигурок:

робот Вертун - 1 шт. робот Двигун -1 шт. робот Зажигун- 1 шт. робот Тягун - 1 шт.

• Ноутбук

• Планшет – 2 шт

• Интерактивная доска

• Магнитная доска

Информационное обеспечение:

• Цифровая образовательная среда «ПиктоМир».

Программные материалы для управления радиоуправляемым роботом

«Ползун» на электронном носителе.

• Планшет – 2 шт

• Интернет-ресурсы.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы принимает участие педагог Сипливая В. В.

Курсы повышения квалификации:

"Формирование алгоритмической грамотности у детей 4-7 лет с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир»», 36 часов, август 2022 г.

2,3 Диагностика результатов освоения программы.

Методы диагностики: наблюдение, диагностические задания, анализ продуктов деятельности.

Критерии диагностики:

Результаты обучения отслеживаются 2 раза в год в сентябре и апреле. Результаты контроля фиксируются в протоколах.

Ожидаемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования.

В результате успешного освоения программы дополнительного образования ребенок будет:

ЗНАТЬ (при работе в цифровой образовательной среде ПиктоМир) : правила пользования планшетом; команды робота и их обозначения в пиктограммах; что такое программа и алгоритм

действия; что такое линейная программа, программы повторители

УМЕТЬ: самостоятельно решать поставленные задачи; составлять программы, алгоритмы для робота; планировать предстоящие действия; применять полученные знания, приемы и опыт составления алгоритмов, с использованием специальных программ («ПиктоМир»); предвидеть действие робота, при необходимости корректировать программу; использовать самоконтроль.

УМЕТЬ: ориентироваться в пространстве (лево-право); ориентироваться на плоскости; ориентироваться на плоскости в определенной последовательности; устанавливать закономерность; составлять алгоритмы, не используя компьютер.

Контроль в начале и в конце учебного года проводится в форме выполнения заданий по критериям оценки.

Критериями и показателями освоения программы служат :

- степень сформированности у детей знаний, умений и навыков по курсу

- степень владения способами решения алгоритмических задач

- уровень развития метапредметных качеств

Результаты заносятся в таблицы по трехбалльной системе, где:

3 – справился самостоятельно,

2 – справился с незначительной помощью взрослого,

1 – не смог справиться.

Далее идет подсчет общего количества баллов:

15-18 баллов – оптимальный уровень

10-15 баллов – достаточный уровень

0-10 баллов – низкий уровень

Форма протокола педагогической диагностики группы

Публикации по теме:

Рабочая программа факультатива по обучению здоровому образу жизни «Здоровей-ка» для детей 4–5 лет Факультатив «Здоровей-ка» направлен на: - общее укрепление детского организма; - осуществление своевременной коррекции растущего организма;.

Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 летРабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет. Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Рабочая программа «Пиктомир» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 15:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Пиктомир» для детей 4–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Тимищенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД