Дарья Тимищенко
Рабочая программа «Пиктомир» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
ДЕТСКИЙ САД № 30
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педсовете № Заведующий МАДОУ
от «» августа 2024 г. ___
Приказ №___ от___2024 г.
Рабочая программа
инновационной площадке
"Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде "ПиктоМир"
в МАДОУ № 30
для детей 4-7 лет
Составитель: старший воспитатель
Тимищенко Д. Н.
Ростов-на-Дону
Содержание.
Публикация «Рабочая программа „Пиктомир“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.3.1 Календарное планирование для детей 4-5 лет
1.3.2 Календарное планирование для детей 5-6 лет
1.3.3 Календарное планирование для детей 6-7 лет
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график занятий с детьми
2.2 Условия реализации программы
2.3 Диагностика результатов освоения программы
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
«ПиктоМир» – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов, заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).
Рабочая программа «ПиктоМир» (далее – программа) технической направленности направлена на создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления.
Актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Рабочая программа технической направленности разработана с учетом следующих нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
• Приказ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
• Устав МАДОУ № 301.
Направленность программы : техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.
Уровень программы : ознакомительный.
Актуальность программы, прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно: учреждений дошкольного образования на предоставление дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие логических и математических способностей воспитанников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Эволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов- разработчиков учебной среды ПиктоМир.
Отличительные особенности программы : в ходе реализации курса
«ПиктоМир» занятия проводятся в форме игры, дискуссии, демонстрации, сотрудничества в малых группах и индивидуальной или парной работы. В занятиях участвуют один взрослый - педагог - и группа из нескольких детей. Занятия проводятся в кабинете с мультимедийным и интерактивным оборудованием. Первый год обучения - без компьютерный, ознакомительный. Детям предлагаются различные задания, решить которые нужно будет индивидуально, в паре или в групповой деятельности. Для этого используются дидактическое обеспечение, разработанное авторами ЦОС «ПиктоМир» и педагогами уже работающими в данной среде. Второй и третий год обучения предусматривают использование цифрового оборудования – планшетов и интерактивной доски. Техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т. п.).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : способствовать формированию у воспитанников дошкольного возраста навыков алгоритмического мышления в процессе освоения программы.
Задачи программы :
образовательные
• познакомить с элементарными понятиями «робот», «команда»,
«Исполнитель команд», «Программист», «программа».
• познакомить с процессом управления роботом по программе, используя реального робота Ползуна
• познакомить с особенностями выполнения команд виртуальных роботов: Вертуна, Двигуна и Тягуна.
• познакомить с особенностями составления программы для управления роботами из магнитных карточек с пиктограммами команд.
• познакомить с последовательностью действий запуска Игры в цифровой среде ПиктоМир при помощи планшета.
развивающие
• закреплять навыки пространственной ориентировки;
• содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности.
воспитательные
• воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать
трудности;
• воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.
Условия реализации программы :
Адресат программы – дети в возрасте 4 – 7 лет
Объем и срок освоения программы : программа рассчитана на три учебных года (сентябрь - май, общее количество учебных часов для освоения
программы (в год) – 37 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая и подгрупповая работа; численность детей в группе 10-12 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю, периодичность - с 01 сентября по 31 мая включительно; продолжительность – 20 минут.
1.3. Планируемые результаты
В результате обучения дети получат следующие знания, умения и навыки:
• Знание команд роботов и их обозначения в пиктограммах
• Знание, что такое программа и алгоритм действия
• Умение ориентироваться в пространстве (лево- право)
• Умение ориентироваться на плоскости
• Умение ориентироваться на плоскости в определенной последовательности
• Умение устанавливать закономерности
• Умение составлять алгоритмы, не используя компьютер
• Научаться логически мыслить
• Следить за ходом выполнения плана- программы
• Находить и исправлять ошибки свои и чужие
• Развивать алгоритмическое мышление
• Развивать самостоятельность и целеустремленность
• Знание правила составления и выполнения программы с обратной связью и без обратной связи
• Знание правил выполнения программы
• Знание принципа программного управления Компьютером:
• Знание составления программы с обратной связью и без обратной связи с использованием разных способов шифрования
• Знание ЦОС ПиктоМир : компьютерная среда с пиктограммным языком программирования виртуальных роботов,
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• Кабинет
• Робототехнический образовательный набор (учебное пособие).
Состав набора:
• радиоуправляемый робот «Ползун» - 1 шт;
• комплект сочленяемых ковриков для сборки игровых полей для детей и роботов - 46 шт;
• комплект магнитных карточек - 120 шт;
• комплект мягких фигурок:
робот Вертун - 1 шт. робот Двигун -1 шт. робот Зажигун- 1 шт. робот Тягун - 1 шт.
• Ноутбук
• Планшет – 2 шт
• Интерактивная доска
• Магнитная доска
Информационное обеспечение:
• Цифровая образовательная среда «ПиктоМир».
• Программные материалы для управления радиоуправляемым роботом
«Ползун» на электронном носителе.
• Планшет – 2 шт
• Интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы принимает участие педагог Сипливая В. В.
Курсы повышения квалификации:
"Формирование алгоритмической грамотности у детей 4-7 лет с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир»», 36 часов, август 2022 г.
2,3 Диагностика результатов освоения программы.
Методы диагностики: наблюдение, диагностические задания, анализ продуктов деятельности.
Критерии диагностики:
Результаты обучения отслеживаются 2 раза в год в сентябре и апреле. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Ожидаемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования.
В результате успешного освоения программы дополнительного образования ребенок будет:
ЗНАТЬ (при работе в цифровой образовательной среде ПиктоМир) : правила пользования планшетом; команды робота и их обозначения в пиктограммах; что такое программа и алгоритм
действия; что такое линейная программа, программы повторители
УМЕТЬ: самостоятельно решать поставленные задачи; составлять программы, алгоритмы для робота; планировать предстоящие действия; применять полученные знания, приемы и опыт составления алгоритмов, с использованием специальных программ («ПиктоМир»); предвидеть действие робота, при необходимости корректировать программу; использовать самоконтроль.
УМЕТЬ: ориентироваться в пространстве (лево-право); ориентироваться на плоскости; ориентироваться на плоскости в определенной последовательности; устанавливать закономерность; составлять алгоритмы, не используя компьютер.
Контроль в начале и в конце учебного года проводится в форме выполнения заданий по критериям оценки.
Критериями и показателями освоения программы служат :
- степень сформированности у детей знаний, умений и навыков по курсу
- степень владения способами решения алгоритмических задач
- уровень развития метапредметных качеств
Результаты заносятся в таблицы по трехбалльной системе, где:
3 – справился самостоятельно,
2 – справился с незначительной помощью взрослого,
1 – не смог справиться.
Далее идет подсчет общего количества баллов:
15-18 баллов – оптимальный уровень
10-15 баллов – достаточный уровень
0-10 баллов – низкий уровень
Форма протокола педагогической диагностики группы