Елена Иванова
Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
Публикация «Рабочая программа „Ознакомление с природой в детском саду“ О, А, Соломенниковой для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
• Устав МАДОУ № 272 (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);
• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, предметный мир, естественных представлений о явлениях живой и неживой природы.
ЦЕЛЬ:
-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности дошкольников;
-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
-воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе
ЗАДАЧИ:
• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
• Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
• Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, подкармливать их зимой.
• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
• Развивать умение детей замечать изменения в природе.
• Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения.
Осень
• Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе : похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
• Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима
• Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
• Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
• Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
• Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
• Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна
• Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето
• Расширять представления детей о летних изменениях в природе : голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
• В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Принципы: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Объем реализации программы : 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
• дидактические игры;
• проектно-исследовательская деятельность;
• эксперименты;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку : 38 человек.
Пол: 16 мальчиков, 22 девочки.
Дата комплектования группы: 1 сентября 2017 года.
Условия реализации программы :
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности : объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов :
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей : творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
1. Самостоятельная деятельность детей;
2. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
3. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
4. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Развитие познавательных интересов детей, формирование представлений об объектах природы.
К концу года дети должны:
• Проявлять познавательный интерес к окружающей природе.
• Предъявлять вопросы разной степени сложности.
• Самостоятельно обследовать предметы; сравнивать один объект с другим.
• Иметь элементарное понятие о том или ином объекте природы.
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272
на 2019-2020 учебный год
Дата № Вид и тема Кол-во часов Примечание
СЕНТЯБРЬ
05.09.2019 1 Что нам осень принесла? 1
19.09.2019 2
У медведя во бору грибы, ягоды беру… 1
ОКТЯБРЬ
03.10.2019
3
Прохождение экологической тропы 1
17.10.2019 4 Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)
1
31.10.2019 5 Осенние посиделки 1
НОЯБРЬ
14.11.2019 6
Скоро зима!
Беседа о жизни диких животных в лесу 1
28.11.2019 7
Скоро зима!
(закрепление темы)
1
ДЕКАБРЬ
12.12.2019 8
Дежурство в уголке природы
1
ЯНВАРЬ
09.01.2020 9 Стайка снегирей на ветках рябины 1
23.01.2020 10 В гости к Деду Природоведу 1
ФЕВРАЛЬ
06.02.2020 11 Рассматривание кролика 1
20.02.2020 12 Посадка лука 1
МАРТ
05.03.2019 13 Мир комнатных растений 1
19.03.2020 14 В гости к хозяйке луга 1
АПРЕЛЬ
02.04.2020 15 Поможем Незнайке вылепить посуду 1
16.04.2020 16 Экологическая тропа весной 1
30.04.2020 17 Диагностические задания1-4 1
МАЙ
14.05.2020 18 Диагностические задания1-4 1
Итого: 18 18
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка - Синтез, 2015г.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М: Мозаика – Синтез, 2015 г.