Нефизат Алибекова
Рабочая программа «Дагестанские народные сказки в Детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы сформировали цель формирующего этапа эксперимента: проверить влияние художественной литературы на развитие нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачами формирующего эксперимента явились проверка разработанной на основе выявленных положений системы развития нравственной воспитанности старших дошкольников в процессе совместной деятельности. В круг задач воспитательной работы были введены элементы духовно-нравственного просвещения и воспитания, в частности, с основами нравственной воспитанности человека и гуманистической культуры, формирования духовно-нравственных убеждений, связанных социально одобряемым поведением, нетерпимостью к фактам безнравственности.
Публикация «Рабочая программа „Дагестанские народные сказки в Детском саду“» размещена в разделах
- Дагестан
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Важным условием эффективной подготовки детей по нравственному воспитанию, способствующему самоопределению личности в системе нрав-ственных ценностей, явилось использование художественной литературы, а именно дагестанских народных сказок. В структуру содержания воспитания был специально введен нравственно-просветительский материал, освещающий базовые проблемы этической культуры социальной среды и человека.
Методики работы с детьми вы выбирали опираясь на следующие особенности развития связной речи старших дошкольников которые выделяют психологи Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский и др. и методисты О. С. Ушакова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева и В. И. Яшина:
1. Дети хорошо понимают прочитанное отвечают на вопросы по со-держанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
2. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложить развязку кульминацию к развязке. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
З. Дети старшего дошкольного возраста способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т. д.
4. Старшие дошкольники могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ, об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.
5. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания.
6. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
Таким образом, мы выяснили особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития связной речи.
Методика № 1.
Воспитательное воздействие оказывает содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.
Методика № 2.
Рассказывание группами (командами, совместно, предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т. д.
Методика № 3.
Театрализованная постановка мини-рассказа, сказки, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.
Помимо повседневного общения, задача воспитания нравственности детей решается на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и на специальных речевых занятиях. Например, разбор пословицы предварял чтение некоторых художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи.