ВАРЕНОВА МАРИНА
Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ :
1 раздел – ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы….
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста….
1.2 Планируемые результаты освоения Программы ….
2 раздел – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с
направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях….
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
рабочей программы с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников ….
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик ….
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы ….
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ….
2.6. Модель организации воспитательно-образовательного процесса…
2.7 Календарно-тематическое планирование работы с детьми группы…
2.8. Перспективное планирование на учебный год по разделам программы…
2.9. Перспективное планирование работы с детьми (проекты, праздники, традиции) по темам недели на 2018-2019 учебный год….
3 раздел – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально-техническое обеспечение для реализации РП….
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания….
3.3. Распорядок и режим дня…
3.4. Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды….
ВВЕДЕНИЕ:
Рабочая программа педагога (далее РП) разработана в соответствии с :
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации:
- с учетом Конвенции о правах ребёнка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями на 27 августа 2015 года);
- С учетом образовательной программы дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №1»
При разработке РП учитывались следующие определенные характеристики:
- возрастные особенности;
- контингент детей группы;
- группа адаптационная (дети приходят в неё из дома);
- продолжительность пребывания детей - 10 часов;
- возрастной состав и образовательный уровень родителей.
I раздел – ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации РП
Цель: Создание благоприятных условий для позитивной социализации и всестороннего развития ребенка раннего дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10)
1.1.2. Принципы и подходы к формированию РП
В соответствии со Стандартом Программа построена на основных принципах дошкольного образования :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
10) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
11)Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
12)Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
13)Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
1.1.3. Значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
В младшем возрасте предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и вещами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и др., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. На втором году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры. Наглядно – действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 2 годам они усваивают основные грамматические структуры, пытаются строить предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов. К концу 3 года жизни речь становиться средством общения ребёнка со сверстниками.
В этом возрасте формируются новые виды деятельности : игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Она совершенствуется с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине второго года жизни появляются действия с предметами – заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформировать намерение изобразить какой – либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
Ко второму году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух – трёх предметов по форме,величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 2 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становиться наглядно – действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольностьповедения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает
понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные
предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду. ". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
1.2Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДОспецификадошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в младшем дошкольном возрасте :
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
ОП и рабочей программой предусмотрена система педагогического мониторинга качества освоения программы и изучения индивидуального развития ребенка, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности и самостоятельной деятельности. Педагогическая оценка качества усвоения детьми образовательной программы проводится по методике Стребелевой Е. А. Эта методика позволяет через результаты работы малыша оценивать уровень развития мышления ребенка, чувственного восприятия, предпосылок к продуктивной деятельности.
Параметры оценки умственного развития детей раннего возраста
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста можно считать:
принятие задания;
способы выполнения задания;
обучаемость в процессе обследования;
отношение к результату своей деятельности.
Материалы методики: задания и оценка действий малыша, таблицы.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2 раздел – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с
направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
В данной рабочей программе запланирована работа, с детьми 2-3 лет проводимая в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям :
• «Социально- коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно- эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Решение задач рабочей программы проходит через :
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, изобразительной, музыкальной восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования из различного материала) и непрерывной образовательной деятельности (далее НОД);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Продолжительность НОД для детей– 5-10 минут (п. 11.9. СанПиН 2.4.1.3049-13) Нагрузка в неделю – 10 (НОД, по 2 занятия НОД ежедневно (в первой и второй половине дня) (п. 11.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»).