Папки-передвижки

Рабочая программа логопедического кружка «Говорим красиво»

Анжелика Алесенкова
Рабочая программа логопедического кружка «Говорим красиво»

Пояснительная записка

Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И, наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко сказывается на характере человека. Неудачи могут вызвать и закрепить у ребенка такие черты характера, как неуверенность к себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей в детском саду. Начинать заботиться о качестве речи ребенка необходимо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растет.

Публикация «Рабочая программа логопедического кружка „Говорим красиво“» размещена в разделах

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата, а также развития мелкой моторики. Без специальной «тренировки» каждого компонента нужный уровень развития часто не достигается.

Направленность программы дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на:

- формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

-обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

-воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение;

-развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

-формирование подготовки к обучению грамоте.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Подгрупповые занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении.

В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.

Новизна программы :

1. Программа предназначена для работы с детьми 5 – 7 лет в дошкольно - образовательных учреждениях и включает в себя разработку логопедических занятий в форме игровой деятельности на основе комплексного подхода к развитию речи дошкольников, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи, необходимые для речевого развития ребенка того или иного возраста.

2. Занимательная деятельность, предложенная в программе, направлена не только на развитие и коррекцию речи, но и совершенствование зрительного восприятия, слухового внимания, общей и мелкой моторики. А также позволяет всесторонне воздействовать на развивающуюся личность дошкольника и, в частности, на формирование правильной и грамотной речи.

3. В программе учтены возрастные и психологические особенности детей, опираясь на которые выделены основные направления логопедической работы с соответствующими задачами.

4. Содержание программы соответствует государственному стандарту общего образования и направлено на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников

Актуальность программы :

Актуальность данной программы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформированности комплекса неполноценности выражающегося в трудности общения. Программа дополнительного образования «Говорим правильно» позволит наиболее рационально организовать работу с детьми имеющие недостатки в произношении, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. Своевременное устранение этих недостатков поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В настоящее же время у многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, употребление аграмматизмов и т. д., а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Данная программа разработана в целях оказания логопедической

помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения.

Овладение правильным произношением речевых звуков является из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок

правильно может произносить все звуки (Парамонова Л. Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в

письменной речи. У детей с нечёткой артикуляцией необходи проводить дифференциацию звуков родного языка.

Работа по коррекции звукопроизношения с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

Педагогическая целесообразность разработки программы дополнительного образования «Говорим правильно» в особенностях организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с имеющие недостатки в произношении. Нарушение речевой деятельности носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя. Воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп). Т. о за процесс закрепления материала ответственны учитель-логопед и родители

Цель программы : формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.

Задачи:

• выявить индивидуальные речевые нарушения у детей

• определить пути преодоления выявленных нарушений.

• обогатить словарный запас у учащихся.

• совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.

• развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам.

• формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.

• совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Отличительными чертами данной программы являются :

1. Гибкость её построения и использования, что проявляется в возможности включения, в коррекционный процесс ребёнка дошкольного возраста, начиная с 5-ти лет. Также в ней представлен необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка и подготовку его к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.

2. Возможность построения системы непрерывного коррекционного обучения в течение 1-го года.

3. Комплексность (сочетание общеразвивающей и коррекционной программы).

4. Ещё одной особенностью программы является новая образовательная среда - информационные коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем обучении.

Условия реализации образовательной программы :

- программа ориентирована для детей 5-7 лет;

- программа рассчитана на 1 год обучения;

- занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность с детьми 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста (в соответствии с СанПиН)

- порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

- количество занятий для каждого ребенка будет зависеть от возраста, работоспособности и структуры дефекта.

Этапы логопедической работы :

• Подготовительный, который предлагает развитие понимания речи, слухового внимания и коррекцию фонематических процессов, а также формирование артикуляционных умений и навыков.

• Коррекция звукопроизношения, т. е. постановка звуков.

• Автоматизация поставленных звуков, дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека.

Формы проведения занятий:

• занятие

• игровые

Предметно – пространственная развивающая среда

В кабинете логопеда развивающая среда организована таким образом, что способствует развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.

Логопедический кабинет – это место, куда каждый ребёнок идёт с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечивает максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу, игры, дидактические материалы, литература – обязательные условия.

Условия реализации программы.

-логопедический кабинет при МБДОУ, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.

- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.

- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей.

1-я половина сентября – обследование детей, оформление документации.

Планирование занятий с детьми разделено на 3 периода обучения:

I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель, 18 занятий- 2 занятия в неделю.

II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

III период – 2 половина февраля– 2 половина мая 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

Всего 64 занятия в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Планируемые результаты логопедической работы :

-правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Формы подведения итогов реализации программы

Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности данного курса осуществляется через:

- итоговые часы

-премьерные показы спектаклей, где дети демонстрируют свое театральное мастерство

-игры соревновательного характера

- речевые развлечения

- совместные инсценировки стихов и литературных произведений малых форм.

Учебно-тематический план

№ Этапы работы Тема Количество часов

1. Подготовительный этап 2

2. Постановка звука 3

3. Автоматизация звуков Автоматизация звука в слогах 2

4. Автоматизация звука в словах 3

5. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках,

скороговорках 3

6. Автоматизация звуков в связной речи 2

7. Дифференциация звуков Дифференциация звуков в слогах 3

8. Дифференциация звуков в словах 3

9. Дифференциация звуков в предложениях 3

10. Дифференциация звуков в связной речи 2

Календарно-тематическое планирование

№ Тема занятия Кол-во часов Календарные сроки Фактические сроки Планируемые результаты

1. Подготовительный этап 2 Выработка необходимых артикуляционных позиций

2. Постановка звука 3 Сформированность навыка произнесения изолированного звука

3. Автоматизация звука в слогах 2 Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных

4. Автоматизация звука в словах 3 Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных

5. Автоматизация звука в словосочетаниях,

предложениях, в чистоговорках, скороговорках. 3 Автоматизация звука в словосочнтаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках.

6. Автоматизация звука в связной речи 2 Закрепление звука в спонтанной речи

7. Дифференциация звуков в слогах 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах

8. Дифференциация звуков в словах 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в словах

9. Дифференциация звуков в предложениях 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях

10. Дифференциация звуков в связной речи 2 Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи

Содержание занятий

№ Тема Задачи

1-2 Подготовительный этап Вызвать интерес к логопедическим занятиям

Формировать и развивать артикуляционную моторику

Формировать представление о звуках

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

3-5 Постановка звука Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений

Развивать целенаправленную воздушную струю

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие

Формировать навык правильного произношения звука

Характеризовать звук по артикуляционно-акустическим признакам

Развивать мелкую и общую моторику

6-7 Автоматизация звука в слогах:

• прямых

• обратных

• со стечением согласных Воспроизводить слоговые ряды

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация)

Развивать мелкую и общую моторику

8-10 Автоматизация звука в словах:

• с прямым слогом

• с обратным слогом

• со стечением согласных Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления

Развивать слуховое внимание, память

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов

Развивать мелкую и общую моторику

11-13 Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях,

чистоговорках, скороговорках. Формировать связность и четкость высказываний

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения

Развивать мелкую и общую моторику

14-15 Автоматизация звука в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц, заучивание стихов

Развивать воображение и творческую фантазию

Развивать фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

16-18 Дифференциация звуков в слогах:

• прямых

• обратных

• со стечением согласных Воспроизводить слоговые ряды

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

19-21 Дифференциация звуков в словах

• с прямым слогом

• с обратным слогом

• со стечением согласных Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления

Развивать слуховое внимание, память

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов

Развивать мелкую и общую моторику

22-24 Дифференциация звуков в предложениях Формировать связность и четкость высказываний

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения

Развивать мелкую и общую моторику

25-26 Дифференциация звуков в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц

Развивать воображение и творческую фантазию

Развивать фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

Календарно – тематическое планирование по коррекции звука ()

И. Ф ребенка___

№ Темы коррекционных занятия Дата

1. Подготовительный этап

2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

3. Постановка звука ()

4. Постановка звука ()

5. Постановка звука ()

6. Автоматизация звука () в прямых слогах

7. Автоматизация звука () в обратных слогах, со

стечением

8. Автоматизация звука () в начале слова

9. Автоматизация звука () в конце слова

10. Автоматизация звука () в середине слова

11. Автоматизация звука () в словосочетаниях,

предложениях

12. Автоматизация звука () в чистоговорках

13. Автоматизация звука () в скороговорках

14. Автоматизация звука () в стихах

15. Автоматизация звука () в текстах

16. Дифференциация звуков () - () в прямых слогах

17. Дифференциация звуков () - () в обратных слогах

18. Дифференциация звуков () - () в слогах со

стечением

19. Дифференциация звуков () - () словах с прямым

слогом

20. Дифференциация звуков () - () в словах с

обратным слогом

21. Дифференциация звуков () - () в словах со

стечением

22. Дифференциация звуков () - () в предложениях

24. Дифференциация звуков () - () в предложениях

25. Дифференциация звуков () - () в предложениях

26. Дифференциация звуков () - () в связной речи

27. Дифференциация звуков () - () в связной речи

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

Литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб. : «Детство-пресс», 2004

2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Волкова Г. А. Методика психолго-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.

4. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999.

7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1998.

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

9. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

10. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М. : АРКТИ, 2005.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и

методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М. : Школьная Пресса, 2003.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2008.

14. Н. В. Емельянова, Л. И. Жидкова, Г. А. Капица Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Изд-во «Детство-пресс» 2013г.

16. О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. М. -Русская Речь 2012.

17. Йощенко В. О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. М. -2007.

Публикации по теме:

Проект по речевому развитию «Думаем, творим — красиво говорим»Проект по речевому развитию «Думаем, творим — красиво говорим» Прекрасного всем настроения, заглянувшим на страничку! Древняя пословица гласит: "Кто владеет словом, тот владеет умами людей". Умение.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа логопедического кружка «Говорим красиво»
Опубликовано: 3 августа 2023 в 11:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа логопедического кружка «Говорим красиво»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Алесенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД