Анжелика Алесенкова
Рабочая программа логопедического кружка «Говорим красиво»
Пояснительная записка
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И, наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко сказывается на характере человека. Неудачи могут вызвать и закрепить у ребенка такие черты характера, как неуверенность к себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей в детском саду. Начинать заботиться о качестве речи ребенка необходимо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растет.
Публикация «Рабочая программа логопедического кружка „Говорим красиво“» размещена в разделах
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата, а также развития мелкой моторики. Без специальной «тренировки» каждого компонента нужный уровень развития часто не достигается.
Направленность программы дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на:
- формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
-воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение;
-развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
-формирование подготовки к обучению грамоте.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Подгрупповые занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении.
В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.
Новизна программы :
1. Программа предназначена для работы с детьми 5 – 7 лет в дошкольно - образовательных учреждениях и включает в себя разработку логопедических занятий в форме игровой деятельности на основе комплексного подхода к развитию речи дошкольников, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи, необходимые для речевого развития ребенка того или иного возраста.
2. Занимательная деятельность, предложенная в программе, направлена не только на развитие и коррекцию речи, но и совершенствование зрительного восприятия, слухового внимания, общей и мелкой моторики. А также позволяет всесторонне воздействовать на развивающуюся личность дошкольника и, в частности, на формирование правильной и грамотной речи.
3. В программе учтены возрастные и психологические особенности детей, опираясь на которые выделены основные направления логопедической работы с соответствующими задачами.
4. Содержание программы соответствует государственному стандарту общего образования и направлено на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников
Актуальность программы :
Актуальность данной программы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформированности комплекса неполноценности выражающегося в трудности общения. Программа дополнительного образования «Говорим правильно» позволит наиболее рационально организовать работу с детьми имеющие недостатки в произношении, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. Своевременное устранение этих недостатков поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.
Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В настоящее же время у многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, употребление аграмматизмов и т. д., а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Данная программа разработана в целях оказания логопедической
помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения.
Овладение правильным произношением речевых звуков является из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок
правильно может произносить все звуки (Парамонова Л. Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в
письменной речи. У детей с нечёткой артикуляцией необходи проводить дифференциацию звуков родного языка.
Работа по коррекции звукопроизношения с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Педагогическая целесообразность разработки программы дополнительного образования «Говорим правильно» в особенностях организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с имеющие недостатки в произношении. Нарушение речевой деятельности носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя. Воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп). Т. о за процесс закрепления материала ответственны учитель-логопед и родители
Цель программы : формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи:
• выявить индивидуальные речевые нарушения у детей
• определить пути преодоления выявленных нарушений.
• обогатить словарный запас у учащихся.
• совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.
• развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам.
• формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.
• совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Отличительными чертами данной программы являются :
1. Гибкость её построения и использования, что проявляется в возможности включения, в коррекционный процесс ребёнка дошкольного возраста, начиная с 5-ти лет. Также в ней представлен необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка и подготовку его к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.
2. Возможность построения системы непрерывного коррекционного обучения в течение 1-го года.
3. Комплексность (сочетание общеразвивающей и коррекционной программы).
4. Ещё одной особенностью программы является новая образовательная среда - информационные коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем обучении.
Условия реализации образовательной программы :
- программа ориентирована для детей 5-7 лет;
- программа рассчитана на 1 год обучения;
- занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность с детьми 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста (в соответствии с СанПиН)
- порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
- количество занятий для каждого ребенка будет зависеть от возраста, работоспособности и структуры дефекта.
Этапы логопедической работы :
• Подготовительный, который предлагает развитие понимания речи, слухового внимания и коррекцию фонематических процессов, а также формирование артикуляционных умений и навыков.
• Коррекция звукопроизношения, т. е. постановка звуков.
• Автоматизация поставленных звуков, дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека.
Формы проведения занятий:
• занятие
• игровые
Предметно – пространственная развивающая среда
В кабинете логопеда развивающая среда организована таким образом, что способствует развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.
Логопедический кабинет – это место, куда каждый ребёнок идёт с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечивает максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу, игры, дидактические материалы, литература – обязательные условия.
Условия реализации программы.
-логопедический кабинет при МБДОУ, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.
- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.
- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей.
1-я половина сентября – обследование детей, оформление документации.
Планирование занятий с детьми разделено на 3 периода обучения:
I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель, 18 занятий- 2 занятия в неделю.
II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.
III период – 2 половина февраля– 2 половина мая 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.
Всего 64 занятия в год.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Планируемые результаты логопедической работы :
-правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
-дифференцировать все изученные звуки;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
-различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Формы подведения итогов реализации программы
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Проверка эффективности данного курса осуществляется через:
- итоговые часы
-премьерные показы спектаклей, где дети демонстрируют свое театральное мастерство
-игры соревновательного характера
- речевые развлечения
- совместные инсценировки стихов и литературных произведений малых форм.
Учебно-тематический план
№ Этапы работы Тема Количество часов
1. Подготовительный этап 2
2. Постановка звука 3
3. Автоматизация звуков Автоматизация звука в слогах 2
4. Автоматизация звука в словах 3
5. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках,
скороговорках 3
6. Автоматизация звуков в связной речи 2
7. Дифференциация звуков Дифференциация звуков в слогах 3
8. Дифференциация звуков в словах 3
9. Дифференциация звуков в предложениях 3
10. Дифференциация звуков в связной речи 2
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Календарные сроки Фактические сроки Планируемые результаты
1. Подготовительный этап 2 Выработка необходимых артикуляционных позиций
2. Постановка звука 3 Сформированность навыка произнесения изолированного звука
3. Автоматизация звука в слогах 2 Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных
4. Автоматизация звука в словах 3 Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных
5. Автоматизация звука в словосочетаниях,
предложениях, в чистоговорках, скороговорках. 3 Автоматизация звука в словосочнтаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках.
6. Автоматизация звука в связной речи 2 Закрепление звука в спонтанной речи
7. Дифференциация звуков в слогах 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах
8. Дифференциация звуков в словах 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в словах
9. Дифференциация звуков в предложениях 3 Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях
10. Дифференциация звуков в связной речи 2 Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи
Содержание занятий
№ Тема Задачи
1-2 Подготовительный этап Вызвать интерес к логопедическим занятиям
Формировать и развивать артикуляционную моторику
Формировать представление о звуках
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
3-5 Постановка звука Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений
Развивать целенаправленную воздушную струю
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие
Формировать навык правильного произношения звука
Характеризовать звук по артикуляционно-акустическим признакам
Развивать мелкую и общую моторику
6-7 Автоматизация звука в слогах:
• прямых
• обратных
• со стечением согласных Воспроизводить слоговые ряды
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация)
Развивать мелкую и общую моторику
8-10 Автоматизация звука в словах:
• с прямым слогом
• с обратным слогом
• со стечением согласных Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления
Развивать слуховое внимание, память
Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов
Развивать мелкую и общую моторику
11-13 Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях,
чистоговорках, скороговорках. Формировать связность и четкость высказываний
Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий
Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения
Развивать мелкую и общую моторику
14-15 Автоматизация звука в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц, заучивание стихов
Развивать воображение и творческую фантазию
Развивать фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
16-18 Дифференциация звуков в слогах:
• прямых
• обратных
• со стечением согласных Воспроизводить слоговые ряды
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
19-21 Дифференциация звуков в словах
• с прямым слогом
• с обратным слогом
• со стечением согласных Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления
Развивать слуховое внимание, память
Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов
Развивать мелкую и общую моторику
22-24 Дифференциация звуков в предложениях Формировать связность и четкость высказываний
Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий
Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения
Развивать мелкую и общую моторику
25-26 Дифференциация звуков в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц
Развивать воображение и творческую фантазию
Развивать фонематическое восприятие
Развивать мелкую и общую моторику
Календарно – тематическое планирование по коррекции звука ()
И. Ф ребенка___
№ Темы коррекционных занятия Дата
1. Подготовительный этап
2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
3. Постановка звука ()
4. Постановка звука ()
5. Постановка звука ()
6. Автоматизация звука () в прямых слогах
7. Автоматизация звука () в обратных слогах, со
стечением
8. Автоматизация звука () в начале слова
9. Автоматизация звука () в конце слова
10. Автоматизация звука () в середине слова
11. Автоматизация звука () в словосочетаниях,
предложениях
12. Автоматизация звука () в чистоговорках
13. Автоматизация звука () в скороговорках
14. Автоматизация звука () в стихах
15. Автоматизация звука () в текстах
16. Дифференциация звуков () - () в прямых слогах
17. Дифференциация звуков () - () в обратных слогах
18. Дифференциация звуков () - () в слогах со
стечением
19. Дифференциация звуков () - () словах с прямым
слогом
20. Дифференциация звуков () - () в словах с
обратным слогом
21. Дифференциация звуков () - () в словах со
стечением
22. Дифференциация звуков () - () в предложениях
24. Дифференциация звуков () - () в предложениях
25. Дифференциация звуков () - () в предложениях
26. Дифференциация звуков () - () в связной речи
27. Дифференциация звуков () - () в связной речи
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб. : «Детство-пресс», 2004
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г. А. Методика психолго-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999.
7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1998.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
9. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
10. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М. : АРКТИ, 2005.
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М. : Школьная Пресса, 2003.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2008.
14. Н. В. Емельянова, Л. И. Жидкова, Г. А. Капица Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Изд-во «Детство-пресс» 2013г.
16. О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. М. -Русская Речь 2012.
17. Йощенко В. О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. М. -2007.