Екатерина Якушенко
Рабочая программа кружка. Горизонтальный пластический балет для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(горизонтальный пластический балет для детей дошкольного возраста)
Разработала :
Якушенко Екатерина Анатольевна,
инструктор по физической культуре
Пояснительная записка
Совершенно очевидно, что сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы, связанные со здоровьем, и чаще всего- с двигательным развитием.
Публикация «Рабочая программа кружка, Горизонтальный пластический балет для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.
Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.
Поэтому было решено создать кружок физического развития «Кузнечик». Для организации и проведения работы за основу была взята педагогическая технология «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефименко. Ключевыми позициями являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий игровой метод.
В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей.
Горизонтальный пластический балет-это новая система физического воспитания, спортивной тренировки коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей. Стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтально- пластического балета, занимающиеся как бы погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации.
Новизна данной физкультурно-оздоровительной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Применение в физкультурно-образовательной работе ДОУ методики горизонтального пластического балета гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, лёгкую походку, является профилактикой нарушения осанки.
Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежа – горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Таким образом в этой форме работы акценты переносятся с традиционных танцевально-оздоровительных движений – в горизонтированный, четырёхопорный вектор, относительно медленный, плавный стиль движений под музыку. В горизонтально-пластическом балете естественная красота движений, изящество, законченность, выразительность. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет тренировать тело, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества. Суть данной программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, их рисунка показывают окружающий нас мир.
Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, физкультурных праздниках, организациях фоторепортажей.
Кружок посещают воспитанники общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности с нарушениями речевого развития. Из них: 10 % с нарушением осанки, 26 % с плоскостопием.
Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника посредством дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности средствами горизонтальный пластический балет
Задачи:
первого года обучения
формировать правильную осанку и укреплять мышечный корсет;
развивать гибкость, пластичность, грациозность и изящество в движениях;
содействовать творческому самовыражению детей;
развивать физические способности: координация движения, силы, выносливости, чувство равновесия, ориентировки в пространстве.
второго года обучения
- формировать двигательные навыки у детей, умения работать в команде.
- развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку, зрительную и слуховую ориентацию;
- развивать физические качества ребёнка;
- воспитывать положительные нравственно-волевые черты детей, умение принимать быстрые, разумные решения;
- развивать основные двигательные качества: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости; учить командным взаимодействиям;
- развивать точность, координацию, глазомера.
Условия реализации образовательной программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет, сроком на два года. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия для детей 5-6 лет - 20 минут. Количество воспитанников – 15 детей.
Описание форм и методов проведения занятий
Форма организации:
групповая,
Методы и приемы:
вербальные и наглядные;
практические;
музыкальное сопровождение.
Формы контроля:
тесты (контрольные упражнения для оценки гибкости, статической выносливости мышц живота, динамической выносливости мышц брюшного пресса,
медицинский осмотр выявление детей с нарушением осанки и нарушением опорно-двигательного аппарата (плоскостопие).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
1. Наглядно-зрительные приёмы – правильная, чёткая демонстрация – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов.
2. Тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путём включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей.
3. Непосредственная помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребёнка.
4. Наглядно – слуховые приёмы представляют собой звуковую регуляцию движений. Слуховой наглядностью является музыка.
5. Одновременное описание и объяснение детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления.
6. Пояснение сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы.
7. Указание необходимо при воспроизведении показанного педагогом движения.
Формы проведения занятий:
занятие-игра,
сказка,
репетиция,
праздник.
Учебный план
№
п/п
Наименование
Кол-во занятий
в неделю
Количество
недель
Всего занятий
1
Оздоровительный кружок «Кузнечик»
1
32
32
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения (5-6 лет)
Вид деятельности
Задачи
Октябрь
Вводное занятие
Начальная диагностика при приеме детей в кружок «Кузнечик». Развивать навык собственного оздоровления
Комплекс 1
«Путешествие дождевой капельки»
- закреплять умение согласованно двигать руками и ногами;
- содействовать развитию память, внимания, выносливости;
- воспитывать волевые качества: выдержку, настойчивость.
Комплекс 2
«Царство Нептуна»
- закреплять умения согласованному движению рук и ног;
- содействовать развитию память, внимания, выносливости;
- воспитывать волевые качества: выдержку, настойчивость
Ноябрь
Комплекс 3
«Путешествие Русалочки»
- развивать умение выполнять движения выразительно;
- развивать мышечную силу и выносливость;
- воспитывать волю терпение при выполнении упражнений
Комплекс 4
«Строительство корабля»
- развивать умение выполнять движения выразительно;
- развивать мышечную силу и выносливость;
- воспитывать волю терпение при выполнении упражнений
Декабрь
Комплекс 5
«Волшебный замок»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику;
- воспитывать эмоциональную раскрепощённость.
Комплекс 6
«Чудеса под Новый год»
-содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей;
-формировать правильную осанку;
-содействовать умению согласовывать движения с музыкой;
-содействовать творческому самовыражению;
-закреплять знания об окружающем мире.
- развивать мышечную силу и выносливость;
- воспитывать эмоциональную раскрепощённость
Январь
Комплекс 7
«Рождественская сказка»
- развивать координацию, ловкость движений, глазомер;
- совершенствовать психофизические качества: гибкость, выносливость, внимание, слуховое и зрительное восприятия;
- способствовать общему укреплению организма ребенка;
- тренировать и укреплять функции дыхательной и сердечно- сосудистой систем организма;
- повышать умственную и физическую работоспособность;
- воспитывать волевые качества: целенаправленность настойчивость, выдержку;
- содействовать воспитанию умения эмоционального выражения;
- оказывать благотворное влияние на психосоматическую сферу ребенка
Комплекс 8
«Разговор с ветром»
- развивать координацию, ловкость движений, глазомер;
- совершенствовать психофизические качества: гибкость, выносливость, внимание, слуховое и зрительное восприятия;
- способствовать общему укреплению организма ребенка;
- тренировать и укреплять функции дыхательной и сердечно- сосудистой систем организма;
- повышать умственную и физическую работоспособность;
- воспитывать волевые качества: целенаправленность настойчивость, выдержку;
- содействовать воспитанию умения эмоционального выражения;
- оказывать благотворное влияние на психосоматическую сферу ребенка
Февраль
Комплекс 9
«Зимнее утро в лесу»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
- воспитывать волевые качества: уверенность в своих силах, настойчивость
Комплекс 10
«Солнечные лучики»
- развивать силу основных мышечных групп, способствовать укреплению и растяжению мышц и связок;
- воспитывать волевые качества: уверенность в своих силах, настойчивость
Март
Комплекс 11
«Весеннее настроение»
-содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей;
-формировать правильную осанку;
-содействовать умению согласовывать движения с музыкой;
-содействовать творческому самовыражению;
-закреплять знания об окружающем мире.
Комплекс 12
«Появление бабочки»
- формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений;
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Апрель
Комплекс 13
«Бабочкино утро»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Комплекс 14
«Стрекоза и жук»
-содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей;
-формировать правильную осанку;
-содействовать умению согласовывать движения с музыкой;
-содействовать творческому самовыражению;
-закреплять знания об окружающем мире.
Май
Комплекс 15
«Обитатели леса»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Комплекс 16
«Городок в табакерке»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Расчет часов учебно-тематического планирования для детей 5-6 лет
№
п/п
Тема
Продолжительность
Примечания
1
Комплекс № 1
20 мин.
2 недели
2
Комплекс № 2
20 мин.
2 недели
3
Комплекс № 3
20 мин.
2 недели
4
Комплекс № 4
20 мин.
2 недели
5
Комплекс № 5
20 мин.
2 недели
6
Комплекс № 6
20 мин.
2 недели
7
Комплекс № 7
20 мин.
2 недели
8
Комплекс № 8
20 мин.
2 недели
9
Комплекс № 9
20 мин.
2 недели
10
Комплекс № 10
20 мин.
2 недели
11
Комплекс № 11
20 мин.
2 недели
12
Комплекс № 12
20 мин.
2 недели
13
Комплекс № 13
20 мин.
2 недели
14
Комплекс № 14
20 мин.
2 недели
15
Комплекс № 15
20 мин.
2 недели
16
Комплекс № 16
20 мин.
2 недели
Учебно-тематическое планирование
Второй год обучения (6-7 лет)
Вид деятельности
Задачи
Октябрь
Вводное занятие
Комплекс 1
«Утро в лесу»
- закреплять умение согласованно двигать руками и ногами;
- содействовать развитию память, внимания, выносливости;
- воспитывать волевые качества: выдержку, настойчивость.
Комплекс 2
«Щелкунчик»
- закреплять умения согласованному движению рук и ног;
- содействовать развитию память, внимания, выносливости;
- воспитывать волевые качества: выдержку, настойчивость
Ноябрь
Комплекс 3
«Путешественники»
- развивать умение выполнять движения выразительно;
- развивать мышечную силу и выносливость;
- воспитывать волю терпение при выполнении упражнений
Комплекс 4
«Наши фантазии»
- развивать умение выполнять движения выразительно;
- развивать мышечную силу и выносливость;
- воспитывать волю терпение при выполнении упражнений
Декабрь
Комплекс 5
«Зимние забавы»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику;
- воспитывать эмоциональную раскрепощённость.
Комплекс 6
«Повторение изученных комплексов»
-содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей;
-формировать правильную осанку;
-содействовать умению согласовывать движения с музыкой;
-содействовать творческому самовыражению;
-закреплять знания об окружающем мире.
- развивать мышечную силу и выносливость;
- воспитывать эмоциональную раскрепощённость
Комплекс 7
«Зимний сон»
- развивать координацию, ловкость движений, глазомер;
- совершенствовать психофизические качества: гибкость, выносливость, внимание, слуховое и зрительное восприятия;
- способствовать общему укреплению организма ребенка;
- тренировать и укреплять функции дыхательной и сердечно- сосудистой систем организма;
- повышать умственную и физическую работоспособность;
- воспитывать волевые качества: целенаправленность настойчивость, выдержку;
- содействовать воспитанию умения эмоционального выражения;
- оказывать благотворное влияние на психосоматическую сферу ребенка
Комплекс 8
«Звери в зимнем лесу»
- развивать координацию, ловкость движений, глазомер;
- совершенствовать психофизические качества: гибкость, выносливость, внимание, слуховое и зрительное восприятия;
- способствовать общему укреплению организма ребенка;
- тренировать и укреплять функции дыхательной и сердечно- сосудистой систем организма;
- повышать умственную и физическую работоспособность;
- воспитывать волевые качества: целенаправленность настойчивость, выдержку;
- содействовать воспитанию умения эмоционального выражения;
- оказывать благотворное влияние на психосоматическую сферу ребенка
Февраль
Комплекс 9
«Наши фантазии»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
- воспитывать волевые качества: уверенность в своих силах, настойчивость
Комплекс 10
«Повторение изученных комплексов»
- развивать силу основных мышечных групп, способствовать укреплению и растяжению мышц и связок;
- воспитывать волевые качества: уверенность в своих силах, настойчивость
Март
Комплекс 11
«Спящая красавица»
-содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей;
-формировать правильную осанку;
-содействовать умению согласовывать движения с музыкой;
-содействовать творческому самовыражению;
-закреплять знания об окружающем мире.
Комплекс 12
«Солнечные зайчики»
- формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений;
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Апрель
Комплекс 13
«Звездочёт»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Комплекс 14
«Наши фантазии»
-содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей;
-формировать правильную осанку;
-содействовать умению согласовывать движения с музыкой;
-содействовать творческому самовыражению;
-закреплять знания об окружающем мире.
Май
Комплекс 15
«Солнышко»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Комплекс 16
«Повторение изученных комплексов»
Способствовать:
- развитию физических качеств воспитанников (ловкость, глазомер, точность движения, координацию) выполняя различные упражнения;
- формированию навыка правильной осанки и укреплению свода стопы, используя игровые упражнения;
- становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, желанию прийти на помощь сверстнику.
Расчет часов учебно-тематического планирования для детей 6-7 лет
№
п/п
Тема
Продолжительность
Примечания
1
Комплекс № 1
20 мин.
2 недели
2
Комплекс № 2
20 мин.
2 недели
3
Комплекс № 3
20 мин.
2 недели
4
Комплекс № 4
20 мин.
2 недели
5
Комплекс № 5
20 мин.
2 недели
6
Комплекс № 6
20 мин.
2 недели
7
Комплекс № 7
20 мин.
2 недели
8
Комплекс № 8
20 мин.
2 недели
9
Комплекс № 9
20 мин.
2 недели
10
Комплекс № 10
20 мин.
2 недели
11
Комплекс № 11
20 мин.
2 недели
12
Комплекс № 12
20 мин.
2 недели
13
Комплекс № 13
20 мин.
2 недели
14
Комплекс № 14
20 мин.
2 недели
15
Комплекс № 15
20 мин.
2 недели
16
Комплекс № 16
20 мин.
2 недели
Содержание программы
Содержание программы :
Основные виды упражнений:
упражнения в позах лежа на спине, на животе;
упражнения в позе лежа на животе;
упражнения в позе на боку;
упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот;
упражнения в упоре лежа;
упражнения в упоре сзади;
упражнения в ползании по-пластунски;
упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках;
упражнения в позе сидя;
упражнения в позе сидя на низких и высоких коленях.
Обязательным условием программы является исходная поза лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслаблено и спокойно. Завершающей позой программы должна быть поза стоя на коленях, спина выпрямлена, руки протянуты к «солнцу», взгляд устремлен вверх. Это не случайная поза, в ней заложен большой философский смысл: взрослые и дети все вместе радуются жизни, радуются солнцу, новому дню, окружающей природе.
Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемый в «пластик-шоу». Все движения, преимущественно в начале программы, плавные, мягкие, пластичные. Они словно растягиваются во времени. Предлагаемый стиль движений характерен для космонавтов, находящихся в невесомости, или водолазов, двигающихся в морских глубинах.
Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Это эстетическая составляющая двигательной активности детей. В нее входит, во-первых, знакомство с красивой классической и современной музыкой, желательно инструментальной. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. У детей развивается чувство ритма, столь важное в хореографии и спорте.
Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность. Стретчинг обладает психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц.
Прогнозируемые результаты
- Укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма, полноценное физическое и психическое развитие.
- Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его органов и систем.
- Укрепление осанки, улучшение гибкости, пластичности, координации, общей выносливости.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
1. действовать по сигналу инструктора по физической культуре, быстро реагировать на сигнал;
2. согласовывать свои движения с движениями товарищей;
К концу второго года обучения дети должны уметь:
1. владеет навыками двигательного опыта;
2. активно сопоставляет название упражнений и быстро реализует их в двигательной деятельности;
3. в двигательной деятельности эмоционально само выражается;
4. активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.
Критерии и формы оценки качества
Диагностика проводится один раз в год в начале года. Медицинская сестра предоставляет сведения о медицинском обследовании детей специалистами, по выявлению противопоказаний для занятий горизонтальным пластическим балетам.
Формы оценки качества совместной деятельности:
диагностирование;
наблюдение;
медицинское обследование.
Материальное и методическое обеспечение программы
Спортивный зал
Музыкальный центр
Спортивное оборудование для выполнения упражнений:
мяч резиновый малый (15 шт.);
обруч малый (15 шт.);
обруч большой (4 шт.);
палка гимнастическая короткая (15 шт.)
кегли (2 набора);
лабиринт игровой (1 шт.);
ленты (30 шт.).
Список литературы, использованной при составлении данной программы :
1. Н. Н. Ефименко «Горизонтальный пластический балет» Таганрог. 2001г.
2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Таганрог. 2000 г.
3. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки». Харьков. 2005 г