Анна Троицкая
Рабочая программа кружка «Здравствуй сказка» 2017–2018 гг
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.
Публикация «Рабочая программа кружка „Здравствуй сказка“ 2017–2018 гг» размещена в разделах
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Задачи рабочей программы
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно го освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Содержание работы
Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения).
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух, трех сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
• мягкой игрушки,
• деревянный театр,
• конусный театр,
• театр народной игрушки,
• плоскостных фигур,
• театр ложек
• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
Занятия проходят 1 раз в неделю, в вечернее время – 15-20 мин.
При организации театральной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику.
Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.
Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика.
Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
Особое внимание уделяю речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Так же сюда включаю игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делю на три вида:
-дыхательные и артикуляционные;
-дикционные и интонационные;
-творческие (со словом).
Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.
Организация занятий:
Занятия по театрализованной деятельности проводятся во вторую половину дня по подгруппам - 8-10 человек, в группе,в музыкальном или спортивном залах 1 раз в неделю.
Длительность занятий в средней группе – 15-20 минут.
Все занятия по театрализованной деятельности выстроила по одной схеме:
-введение в тему, создание эмоционального настроения;
-реализация творческого потенциала воспитателем и ребенком;
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Разработала и использую в своей работе ряд разнообразных методов и приемов:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких детей;
-распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности
Сентябрь
Кончилось лето
Собрать детей вместе после летнего перерыва; порадоваться теплой встрече; активизировать слуховое восприятие; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль.
Небольшой мяч; волшебный мешочек; фанерные фигурки театра к русской народной сказке «Колобок»; элементы костюма колобка.
1. Беседа о лете.
2. Игра «Воспоминание о лете».
3. Игра – разминка «Познакомимся».
4. Игра – спектакль «Колобок» (настольный театр фанерных фигур).
5. Игра «Встреча с колобком».
Долгий вечерок
Приобщить детей к народной традиции; познакомить со сказкой «Кочеток и курочка»; заинтересовать детей театром картинок; учить запоминать сказку; развивать воображение детей.
Декорации русской избы; колыбелька с куклой- младенцем; русские народные костюмы (для детей и взрослых).
1. Дети приходят в гости к Марье.
2. Театр картинок «Кочеток и курочка».
На озере чудесном…
Порадовать детей эмоционально- игровой ситуацией, вызвать желание играть; учить выступать в ролях перед сверстниками; побуждать к двигательной импровизации; учить выразительно произносить стихотворный текст, действовать с воображаемыми предметами.
Удочки, ведра, кепки в народном стиле для рыбаков, платочек для хозяйки; шапочки кота; шапочки ершей; муляж рыбы ерша.
1. Путешествие на «озеро».
2. Игра «Поймаем рыбку».
3. Сценка «Рыбаки».
4. Игра – хоровод «Ерши – малыши».
Хорошо у нас в саду
Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Декорации фруктового сада ( деревья: яблони, груши, сливы, вишни, виноград); корзина.
1. Путешествие в «осенний сад».
2. Игра «В нашем саду».
3. Прослушивание сказки «Фруктовый спор».
4. Беседа по сказке.
Октябрь
Овощной базар
Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнёром в сюжетно- ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи.
Корзины с овощами для украшения стола; шапочки овощей для игры (лук, помидоры, свекла, капуста); шапочки овощей для инсценирования (репка, огурец).
1. Беседа об урожае.
2. Игра «Продавцы - покупатели».
3. Игра хороводная «Веселый огород».
За орехами
Побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли.
Декорация берега озера; дерево орешина; элементы костюмы для участников сказки (курочка, кочеток, бояре, пастухи, козы, хозяйка, свинья, волк).
1. Путешествие на «озеро».
2. Настрой на игру.
3. Хоровод – игра «Во поле орешина».
4. Игра – драматизация по сказке «Кочеток и курочка».
Улетели птицы вдаль…
Учить детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах; вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы; познакомить со сказкой; учить понимать нравственную сторону поступков.
Шапочки птиц (утка, скворец); музыкальные записи (крик птиц, музыка полета); куклы перчаточного театра.
1. Этюд «Журавли улетели».
2. Сценка «Птицы прощаются».
3. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».
4. Беседа.
Игра в спектакль
Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма.
Подручные средства для импровизированного спектакля; мягкая игрушка гусь.
1. Беседа.
2. Подготовка к спектаклю – импровизации.
3. Проведение спектакля.
4. Игра «Гуси лебеди».
5. Пляска под музыку.
Ноябрь
Утки - беленькие грудки
Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации.
Шапочки утят; костюм хозяйки; герои сказок (для викторины); театр картинок.
1. В гости в деревню.
2. Игра – разминка «Веселые утята».
3. Игра – этюд «Утята сушатся на солнышке».
4. Этюд «Хозяйка и утки».
5. Викторина по сказкам.
Сказки лесного пня
Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках.
Музыкальные записи (осенние пейзажи); ворох осенних листьев (из картона); пень, обросший цветами; куклы театра бибабо (девочка дедушка, бабушка, две подружки, медведь, волк, лиса).
1. Прогулка по «осеннему лесу».
2. Настрой на двигательную импровизацию.
3. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и леса».
Н. Ф. Губанова
«Театрализованная деятельность дошкольников».
Девочка в лесу
Развивать воображение детей; учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; вовлекать в игровой сюжет; учить вступать в ролевой диалог с партнёром; учить
Мягкая игрушка лиса; кукла в народном костюме; шапочки для подвижной игры (лиса, волк, медведь).
1. Сюрпризный момент.
2. Беседа по сказке «Девочка и лиса».
3. Игра – разминка «Аленушка и звери».
4. Рисование по сказке «Девочка и лиса».
Н. Ф. Губанова
«Театрализованная деятельность дошкольников».
Ставим спектакль
Научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли.
Декорации для настольного театра (деревья, кусты, домик); фанерные фигурки персонажей (девочка, бабушка, дедушка, лиса, волк, медведь).
1. Сюрпризный момент с медведем.
2. Этюд «Как медведя рассмешить».
3. Игра в театр «Девочка и лиса».
4. Беседа по сказке.
Декабрь
Зимние забавы
Создать атмосферу волшебства, сказочности; учить детей придумывать игровые ситуации; развивать творческое воображение детей; порадовать и увлечь детей игровой ситуацией.
Декорации зимнего леса; костюмы снежинок, зимы, зайцев, лисичек; пальчиковый театр (лиса и заяц).
1. Приглашение в зимний лес.
2. Двигательная импровизация «Конькобежцы».
3. Гимнастика «Чистим дорожки».
4. Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса».
5. Хороводная игра «Пляшут звери на опушке».
Н. Ф. Губанова
«Театрализованная деятельность дошкольников».
Прогулка с куклами
Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально, отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.
Одежда, санки для кукол; снеговик (из поролона).
1. Прогулка в «зимний парк».
2. Сценка «Мастерица».
3. Разминка.
4. Игра с куклами.
5. Этюд «Получился снеговик».
6. Хороводная – игра «Смешной снеговик».
Н. Ф. Губанова
«Театрализованная деятельность дошкольников».
Сказка из сундучка
Познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее; пробудить желание обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах; прививать умения выразительно двигаться.
Сундучок сказок; костюм сказительницы.
1. Сказочница приглашает детей в комнату сказок.
2. Рассказывание сказки о том, как лисенок ждал зиму.
3. Этюды на выразительность пластики и эмоции.
Н. Ф. Губанова
«Театрализованная деятельность дошкольников».
В гости елочка пришла
Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию; учить ролевому воплощению; создавать условия для эмоционального проживания в роли; развивать эстетический вкус; включать в разыгрывание сюжетов.
Ела лесная; игрушки для елки (фонарики, хлопушки, часы); шапочки зверей (ежи, олени, белки).
1. Приглашение в гости к елочки.
2. Игра – презентация «Игрушки для елочки».
3. Игра возле елки «Елочный хоровод».
Январь
Ярмарочная площадь
Приобщить детей к русской народной культуре; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки; вызывать эмоциональный отклик детей.
Оборудование для комнаты (лавки, столы, украшение шитьем, ткаными половичками и т. д.); атрибуты для торговли товарами (глиняные фигурки людей и животных, деревянные сундучки, шкатулки, жостовские подносы и др.); костюмы для ведущей, цыгана, медведя; калачи и сельди для рекламы-импровизации.
1. Путешествие на ярмарку.
2. Игра «Покупай товар».
3. Игра – импровизация «Реклама товара».
4. Инсценировка рус. нар. песни «Где был, Иванушка?».
5. Угощение детей.
Приключение в лесу
Пробудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текс; развивать музыкальность детей, учить эмоционально
реагировать на музыку.
Декорации к сказке про лисенка деревья, кусты для настольного театра); куклы и мягкие игрушки для театра (лисенок, волки, лисы, конь, утки); музыкальные записи для игры.
1. Сюрпризный момент.
2. Беседа и спектакль в настольном театре «Сказка о том, как лисенок ждал зиму».
3. Игра «Кто в домике живет?».
4. Хоровод «С нами пляшут звери».
Растем здоровыми и крепкими
Призывать к здоровому образу жизни; научить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей.
Мебель для игры в медицинский кабинет; белые халаты для медперсонала; наборы медицинских инструментов; мишки и куклы для ролей больных.
1. Беседа о здоровье куклы.
2. Сюжетно – ролевая игра «В медицинском кабинете».
3. Сценка «В медицинском кабинете.
4. Игра – разминка «На зарядку».
Дать детям элементарное представление о профессиях; воспитывать уважение к людям труда; дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах (хороший повар - плохой повар); побуждать у включению в игру-импровизацию.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (в поваров, в парикмахеров, в швею); костюмы (повара, швеи, парикмахера).
1. Беседа о профессиях.
2. Игра в повара.
3. Игра в парикмахера.
4. Игра в мастера по пошиву одежды.
5. Игра в профессии.
Февраль
Спешим на представление
Вовлечь детей в сюжетно- игровую ситуацию; познакомить со сказкой; учить внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции; порадовать детей.
Атрибуты и декорации для сказки : (домики ледяной и лубяной, коса, куклы бибабо (матрешка, петрушка, лиса, собака, медведь, петушок, заяц)
1. Беседа о театре.
2. Инсценировка «Смех да веселье».
3. Игра со зрителем «Это все мои друзья».
4. Частушки.
5. Рус. нар. сказка «Заюшкина избушка». (театр бибабо).
6. Беседа по сказке.
Сундук, откройся
Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.
Сундучок; атрибуты к отрывкам из сказок; куклы и игрушки- герои сказок (Аленушка, зайка, лисенок); костюмы сказочницы для взрослого.
1. Викторина по сказкам.
2. Инсценировка «Аленушка помогает по дому».
3. Этюда на выразительные эмоции и движения.
Тайны лесовичка
Вовлечь детей в театрализованную игру; пробудить положительное эмоциональное отношение к театру банок; побуждать к выразительности в этюдах; активизировать двигательную активность в игре.
Музыкальные записи ( на тему: «Пение птиц», «Морозная погода»); куклы баночного театра (волк и заяц) и декорации (елки); шапочки шишек (для детей); костюм старика-лесовичка (взрослый).
1. Путешествие в «зимний лес».
2. Этюды «Распеваемся вместе с птицами».
3. Сценка «Волк и заяц» (баночный театр).
Зимовье зверей
Познакомить детей с новой русской народной сказкой; приобщить к словесному народному творчеству; вовлечь в игровую, нравственную ситуацию; будить воображение при помощи театра картинок; пробудить эмоциональный отклик у детей.
Атрибуты к театру картинок (бык, баран, свинья, кот, петух).
1. Приглашение в театр.
2. Спектакль в театре картинок «Зимовье».
3. Игра – импровизация «Кто как кричит».
Март
У меня полно хлопот
Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 марта); вызвать эмоциональный отклик к теме материнской заботы и любви; побуждать к импровизации; учить ролевому поведению.
Игрушки (куклы и мишки) и атрибуты для ролевой игры.
1. Игра в дочки - матери.
2. Инсценировка «У меня полно хлопот».
3. Игры – инсценировки «Домашние дела».
Кошки - мышки
Вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям; учить проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей.
Мягкие игрушки (котята); корзина.
1. Беседа о котятах.
2. Этюды на выразительные движения.
3. Этюды на выражение эмоций.
4. Игра «Жили - были сто котят».
5. Песенка про котят.
Живой уголок
Вовлечь детей в игровой сюжет; учить вступать в диалог, вести сюжетную канву; приобщать к фольклорным жанрам; учить разыгрывать потешки.
Атрибуты и игрушки из живого уголка (черепашки и бассейн для нее, кролик, хомячок, лиса); костюмы бояр.
1. приглашение в «живой уголок».
2. Загадка о черепахи.
3. Сказка на фланелеграфе «Как искали черепаху».
4. Загадка.
5. Диалог с лисой.
6. Скороговорки.
7. Русские народные потешки.
Кто стучится в дверь ко мне?
Познакомить детей с работой почты; дать представление о профессиях работников почты; побудить к сюжетно- ролевой игре; включать в ролевой диалог; развивать образную речь
Элементы костюма почтальона; атрибуты для игры в почту (конверты, бланки, телеграммы); костюмы для танцев (белых медведей, папуасов).
1. Сюрпризный момент с почтальоном.
2. Ролевые диалоги с почтальоном.
3. Сказка «Почта».
4. Игра «Письма из разных стран».
Апрель
Морская игра
Создать игровую ситуацию, развивать самостоятельность в игре; создавать эмоционально-положительный фон игры; разбудить творческую активность детей.
Тазики и игрушки, предметы-заместители для игры.
1. Беседа о том, что видели на улице.
2. Потешка «Солнышко».
3. Рус. нар. прибаутка «Ходит Ваня».
4. Игра «Кораблик».
5. Игра «Смелей, капитан!»
6. Подарки детям.
Потешный ларчик
Приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить эмоционально - двигательно проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию.
Декорации в русском народном стиле;
записи народной музыки; ларец; берестяная грамота; призы для детей (сувениры); куклы Петрушки (бибабо); театральные шапочки (или костюмы) для выступающих детей; билеты в балаган (со знаками).
1. Сюрпризный момент с ларцом.
2. Театр Петрушки «Петрушки – пересмешники».
3. Потешка «Тили – бом!».
4. Потешка «Мышку по воду послали».
5. Потешка «Косари».
6. Призы от Петрушек.
Веселые карусели
Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; образа; давать примерные образцы воплощения роли.
Карусель.
1. Игра «Карусели».
2. Игра – импровизация «Карусельные игрушки».
3. Рисование карусели.
За город
Вовлечь детей в игры- импровизации; развивать воображение детей, учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации.
Шапочки журавлей; шапочки жучков, пчел, птиц, бабочек, медведя; игрушка жук.
1. Дети «поехали» на автобусе в загород.
2. Игра «Журавлики».
3. Инсценировка «Жучок».
4. Этюд – импровизация «Обитатели полянки».
Н. Ф. Губанова
«Театрализованная деятельность дошкольников».
Список литературы:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : Сфера, 2009. – 128с.
2. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.
3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1: «От игры до спектакля» -
4. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2003.
5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
6. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика-синтез 2007г.
10. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».