Анастасия Колтуненко
Рабочая программа кружка «Занимательная логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка\r\n«Занимательная логика»\r\nстаршая группа «Солнышко»\r\nвозраст 5 – 6 лет\r\nна 2020 – 2021 учебный год
Содержание
I. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке
1.2. Цели и задачи кружка
1.3. Формы организации детей
1.4. Методы работы с детьми
1.5. Развивающая среда
1.6. Планируемые результаты
II. Время проведения кружка
III. Список детей
IV. Календарно – тематическое планирование
V.Табель
I. Пояснительная записка
Темочки:
1.1 Общие сведения о кружке
Рабочая программа кружка «Занимательная логика» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
«Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете»
(Л. Выготский)
Занятия кружка «Занимательная логика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе использованы математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Рабочая учебная программа предназначена для детей 5 – 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 минут во второй половине дня, по понедельникам/четвергам.
1.2. Цели и задачи
Цель: Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитание у каждого ребенка самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
2. формировать умения находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками, складывать по образцу постройки из конструктора, складывать разрезанную картинку из 2-4 частей и т. д.).
3. развивать умение называть обобщающим словом группу предметов, находить лишний предмет в каждой группе, находить пару каждому предмету, подбирать противоположные слова.
4. способствовать развитию логического мышления, способности к саморазвитию.
5. формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
1. 3 Формы организации детей:
- индивидуальные
- подгрупповые
- групповые
1.4 Методы работы с детьми :
- словесные
- наглядные
- практические
1. 5 Развивающая среда:
Палочки для моделирования.
Обучающие настольно-печатные игры.
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
Геометрические мозаики и головоломки.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
Простые карандаши.
Набор цветных карандашей.
Шаблон с геометрическими фигурами.
1.6 Планируемые результаты
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь :
• анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
• сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
• ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
• сосредотачивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Итогом работы кружка является овладение детьми старшего дошкольного возраста приемами логического мышления.
II. Время проведения кружка :
1, 3 неделя - понедельник 15.35 – 16.00
2, 4 неделя - четверг 15.35 – 16.00
III. Список детей
1. Саша
2. Полина
3. Рома
4. Валерия
5. Максим
6. Виктория
7. Настя
8. Артем
9. Стас
10. Матвей
11. Вика
12. Элина
13. Таисия
IV. Календарно – тематическое планирование
№ п/п Дата Тема Метод сопровождение
1 17 сентября «День рождения колобка» Т. М. Бондаренко
«Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С. С. 2009.
2 21 сентября «Волшебные палочки» В Волина. Праздник числа
3 1 октября «Загадки осени» З. А. Михайлова
«Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
4 5 октября Учимся рассуждать Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г
5 15 октября Поиск закономерностей Занимательная математика для детей. Издательство «Знание». Москва 1993
6 19 октября «Сказочный лабиринт» Воскобович В. В., Харько Т. Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петербург, 2003.
7 29 октября Геометрическое конструирование Светлова И. Логика. М., 2007
8 2 ноября «Лесные животные» Ю. Г. Тамберг «Как научить ребёнка думать» - Ростов н/Д. Феникс. 2007.- 445 с
9 12 ноября Учимся сравнивать
Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997
10 16 ноября Веселый счет
Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.
11 26 ноября Собираем картинки Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
12 30 ноября Мы - изобретатели Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008
13 10 декабря Логические цепочки Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998
14 14 декабря Вверх или вниз Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998
15 24 декабря Ученый кот Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001
16 14 января Путешествие на поезде Светлова И. Логика. М., 2007
17 18 января Незнайкины помощники Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997
18 28 января Овощи и фрукты Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
19 1 февраля Пчелка Майя Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
20 11 февраля Животные из Африки Игралочка-ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ч. 4 (1-2). Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е
21 15 февраля Загадки - шутки Светлова И. Логика. М., 2007
22 25 февраля Сказочный лабиринт Никитин Б. П. 'Ступеньки творчества или развивающие игры' \\3-е издание, дополненное - Москва: Просвещение, 1990
23 1 марта Ориентирование в пространстве Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение»1991
24 11 марта «Чем похожи и чем отличаются» Ю. Г. Тамберг «Как научить ребёнка думать» -Ростов н/Д. Феникс. 2007
25 15 марта Раз ромашка, два ромашка Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с
26 25 марта Выкладывание картин из счётных палочек Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998
27 29 марта «Логические цепочки» Светлова И. Логика. М., 2007
28 8 апреля «Логический поезд», «Назови одним словом» Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010 – 48с
29 12 апреля «Разложи на группы» Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение»1991
30 22 апреля Решение логических задач З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990
31 26 апреля Занимательные вопросы, загадки – шутки З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990
32 6 мая Витаминка путешествует Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С. С. 2009