Галина Мануковская
Рабочая программа кружка «Юный эколог» в старшей группе на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационная справка
Тип программы – модифицированная (адаптированная)
Образовательная деятельность – познавательное развитие
Способ развития программы – предметно - практический
Форма реализации программы – индивидуально – групповая
Уровень реализации программы – общеобразовательный
Продолжительность реализации программы - 1 год (1 раз в неделю)
2. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка „Юный эколог“ в старшей группе на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведём скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях.
Жан-Жак Руссо
Направленность и актуальность: кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена актуальностью экологического образования в современных условиях, так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.
В основу содержания данной программы легла программа С. Н. Николае-вой «Юный эколог». Она предполагает формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель программы : закрепление приобретённых первоначальных умений, позво-ляющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружаю-щей среде.
Задачи: воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения
сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,
воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего
мира и бережно относиться к ней.
Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
3. Учебный план
Месяц Количество за-нятий в неделю Количество за-нятий в месяц Продолжительность занятий
Сентябрь 1 2 20 -25 минут
Октябрь 1 4 20 – 25 минут
Ноябрь 1 4 20 – 25 минут
Декабрь 1 4 20 – 25 минут
Январь 1 3 20 – 25 минут
Февраль 1 4 20 – 25 минут
Март 1 4 20 – 25 минут
Апрель 1 4 20 – 25 минут
Май 1 4 20– 25 минут
4. Содержание учебного плана
Учебный план в полном объёме реализуется в совместной и специально организованной деятельности детей и педагога, а так же через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Данное планирование составлено для организации деятельности с детьми 5 – 6 лет.
Месяц Тема занятия Цель Развивающая сре-да
Сентябрь
«Что такое природа?» Учить детей различать по характерным призна-кам живую и неживую природу Иллюстрации живой при-роды
«Путешествие в стра-ну осени» Закреплять представле-ния детей об осени, её признаках. Дид. игра «Приметы осе-ни»
Октябрь «Сезонные изменения в природе» Закреплять знания детей об изменениях в приро-де, которые наступают с приходом осени. Презентация «Сезонные изменении в природе»; карточки с животными (белка, волк, лиса, кабан); картон, клей
«Труд людей осенью» Активизировать словарь по теме «Труд людей осенью» Речевая игра «Расскажи как ты – полезен!», иллю-страции «Орудия труда»
«Поэты и писатели об осени» Учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер. полоски цветной бумаги, наборы цветных каран-дашей и пр. для передачи цветом своего настроения
«Осенний вернисаж» Уточнить и расширить знания об осени. Выставка детского твор-чества «Осенний верни-саж»
Ноябрь «Россия – моя Роди-на!» Развивать у детей чувст-во патриотизма и любви к своей Родине. Карта мира, глобус, маг-нитная доска, портрет президента России, изо-бражение герба и флага.
«Воронеж – мой лю-бимый город». Расширить знания о го-роде Воронеже, его ули-цах, достопримечатель-ностях. Герб города, иллюстрации с достопримечательностями Воронежа, презентация «Мой город - Воронеж»
«Удивительные места Воронежского края» Познакомить ребят с удивительными местами Воронежской области. Презентация «Природа Воронежского края», кар-та Воронежской области, иллюстрации.
«Традиции народов России» Познакомить детей с традициями народов России. Иллюстрации по теме «Традиции народов Рос-сии, записи народных пе-сен, закличек.
Декабрь Беседа «Почему к нам приходит зима?» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом. Загадки Лессовичка, фо-тоиллюстрации зимней природы, руквички.
«Чтение сказки
С. Михалкова «Ёлоч-ка» Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев. Иллюстрации к сказке
«Зима и зимние заба-вы» Уточнить представления детей о зиме, зимних иг-рах и забавах. Сюжетные картинки «Зимние забавы», конверт с письмом, картинки с изображение различных предметов, мяч, лист ват-мана, клей, картинки рас-крашенные детьми с изо-бражением зимних забав, кисточки, салфетки.
«Наш семейный Но-вый год» Вызвать у детей жела-ние и интерес для изго-товления новогодних игрушек на групповую ёлочку. Презентация (интервью детей) «Как они праздну-ют Новый год в семье»; аудиозапись новогодних песен. Трафареты ёлочек, варежек, шаров, доми-ков для выполнения ап-пликации, клей, нитки.
Январь «Станем юными за-щитниками природы» Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, уме-ние сочувствовать, сопе-реживать Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», принадлежности для ри-сования
«Лес – это дом для многих жильцов» Дать детям первоначаль-ное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории. Картины знакомые о зим-нем лесе, новая картина «Волчья стая зимой».
«Письма заболевшим детям» Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью. Зеркало, книга К. Чуков-ского «Айболит», конвер-ты
Февраль «Вместе весело иг-рать» Укреплять и сохранять здоровье. Разноцветные ленточки, средний мячик, 4 обруча, маски котят и щенят.
«Знатоки зимних ви-дов спорта» (виктори-на) Развивать интерес к ви-дам спорта Эмблемы команд, мячик, обручи, клюшки, медали «За успехи в спорте».
«Вредные привычки» Способствовать форми-рованию у детей созна-тельного отказа от вред-ных привычек. Видеоролик Зимний лес»,
теремок.
«День защитника Отечества» Сформировать у детей первые представления об армии. Иллюстрации «Военные, военная техника», заго-товки для аппликации
Март «Мамы разные нуж-ны.» Развивать все компонен-ты устной речи Портреты мам, нарисо-ванные детьми; схема для составления описательно-го рассказа о маме; мяч; дидактическая игра «Что лишнее?»; рисунок сол-нышка без лучиков
«Весна – красна» Изучить характерные весенние явления приро-ды Ноутбук, проектор, пре-зентация «Весна – крас-на»
«Птицы весной» Познакомить с жизнью птиц в весенний период Макет скворечника, кар-тинки с изображением птиц,
«Весенние цветы – первоцветы" Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе Загадки, презентация «Цветы – первоцветы», словесная игра «Да – нет»
Апрель «Город мастеров» Научить классифициро-вать предметы по при-знаку – материалу, из которого сделан пред-мет. Металлическая ложка, гвоздь, деревянная ложка, деревянная игрушка, тка-невый носовой платок, фартук из ткани.
«Есть такая профессия космос изучать» Познакомить детей с профессиями, связанных с воздушным транспор-том: ракетостроитель, летчик, космонавт. Презентация «Космонав-ты», картинки с изобра-жением воздушного шара, воздушного змея, чертёж - схема строительства ра-кеты.
«Я умею, я могу, я знаю» Обеспечить всесторонне гармоничное развитие личности и эмоциональ-ный комфорт. Игрушка «Лесовичок», маска зайца, аудиозаписи звуков природы, колобок, видеоролик «Лес», пла-стилин, дощечки.
«Знакомство с про-фессией – спасатель»
Воспитывать уважитель-ное отношение к труду взрослых. Иллюстрации, разрезные картинки – пазлы «По-жарная машина», теле-фон, магнитофон.
Май «Весенний месяц май» Уточнить и расширить знания о весне. Иллюстрации с изобра-жением весенних меся-цев, календарь природы, цветные карандаши, текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
«Цветы» Закреплять знания о на-звании цветов Музыкальная композиция «Вальс цветов», иллюст-рации с изображением различных цветов.
«Зелёный май» Расширить представле-ние детей о цветовой гамме, развивать вооб-ражение, совершенство-вать навыки рисования. Краски, палитры, кисти разных размеров, стакан-чики с водой
«Здравствуй, лето!» Закрепить представление детей о сезонных изме-нениях, происходящих в летний период. Картинки о природе, за-гадки, музыкальное про-изведение Вивальди «Ле-то».
5. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года Сентябрь - май
Продолжительность образовательного процесса 15 – 25 минут в неделю
Режим работы 1 раз в неделю во второй половине дня
Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательст-вом РФ
Итоговый мониторинг качества освое-ния программного материала воспитанниками Третья неделя мая
Летний период Июнь – сентябрь
6. Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, навыками, умениями:
• самостоятельное пользование материалом
• быстрое включение в активный познавательный процесс
7. Формы работы
Игры
Совместная и самостоятельная деятельность
Занятия
Экскурсии
8. Методические приёмы обучения
Игровой: игры малой подвижности, словесные игры, игры с пальчиками, игровые ситуации.
Наглядный: иллюстрации, презентации, экскурсии.
Практический: выполнение практических действий детьми.
Информационно – познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово и т. д.
Эвристический: самостоятельное «добывание» знаний
9. Предметно – развивающая среда и система работы по программе
Обучающие познавательные занятия
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
Подбор методической литературы
Построение предметно – развивающей среды в группе по краеведению
10. Список используемой литературы
1. Дыбина О. Б. «Ребёнок и окружающий мир». – М. : Мозаика – Синтез,
2005 – 2010
2. Дыбина О. Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий». – М. : Мозаика – Синтез,
2009 – 2010
3. Дыбина О. Б. «Предметный мир как источник познания социальной действительности» – Самара, 1997
4. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада». – М. : Мозаика – Синтез, 2009 – 2010
5. Дыбина О. Б. «Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов». М., 1999
6. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду» СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс». 2014.
7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб. ,2003.
8. С. Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2010