Елена Пустовалова
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Волшебная лаборатория» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Золотой ключик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Волшебная лаборатория»
по экспериментальной
деятельности детей
средней группы (4-5лет)
на 2020 – 2021 учебный год
СОСТАВИЛ:
Пустовалова Е. А. воспитатель
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Программы
- Темочки
г. Чехов - 2, 2020г.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи
1.3 Принципы организации образовательного процесса
1.4 Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1 Форма организации кружковой деятельности
2.2. Календарно - тематическое планирование
III. Организационный раздел
3.1. Организация предметно – пространственной среды для реализации программы
3.2. Приборы и оборудование
Список литературы
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Актуальность программы заключается в том, что детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
• Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
• Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
• Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
• Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Формировать интерес к поисковой деятельности.
• Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
• Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
• Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
• Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
1.3. Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы :
• Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
• Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
• Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого- педагогических условий организаций учебного процесса:
• Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
• В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
• Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
• Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.
1. 4 Планируемые результаты освоения программы
• умение проводить элементарные исследования и эксперименты с водой, с песком;
• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;
• расширение знаний об увеличительных приборах;
• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
• имеет представление о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
• имеет представление о приспосабливании растений к условиям жизни;
• умение спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
• умение выслушивать инструкции и запоминать их;
• формулировать выводы, делать небольшие заключения;
• знает правила личной безопасности на занятиях.
Содержательный раздел
2.1. Форма организации кружковой деятельности
Программа «Волшебная лаборатория» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста. Диагностика детей для выявления уровня развития исследовательской деятельности проводится ежегодно с 7 по 20 сентября и с 24 по 30 мая. (приложение 1)
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах по 10-11 человек в соответствии с СанПиНом - 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе
В месяц В год
1 средняя группа 4 35 22 чел.
Направления работы
• Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
1. Метод наблюдения
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
• за изменением и преобразованием объектов;
2. Игровой метод
3. Словесные методы
Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
• Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
• Художественное слово
• Загадки
• Напоминание о последовательности работы
• Совет
• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
4. Информационно-коммуникативные технологии:
• Компьютер
• мультимедийный проектор
Формы работы с детьми :
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Формы реализации программы :
• целевые экскурсии;
• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
• чтение художественной литературы;
• конкурсы и викторины;
• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями.
2.2. Календарно - тематическое планирование
Сентябрь
2 неделя Диагностика Узнать отношение детей к экспериментальной деятельности; узнать уровни сформированности экспериментальной деятельностью. 1
3 неделя Диагностика Уровень развития любознательности, познавательной активности; уровень представлений о предметах и объектах неживой природы 1
4 неделя Правила поведения в «Волшебной лаборатории» Развивать познавательную активность у детей; воспитывать умение соблюдать правила поведения в группе во время эксперимента 1
Итого за месяц 3
Октябрь
1 неделя Вводное.
Знакомство с лабораторией Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. 1
2
неделя Вода.
Свойства воды Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) 1
3 неделя Вода принимает форму
Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 1
4 неделя Вода для растений Понаблюдать движение жидкости по стеблю и листьям. 1
Итого за месяц 4
Ноябрь
1 неделя Какие предметы могут плавать
Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. 1
2 неделя Что растворяется в воде Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 1
3 неделя Воздух.
Поиск воздуха Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. 1
4 неделя Воздух работает
Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). 1
Итого за месяц 4
Декабрь
1 неделя Магниты. Волшебная рукавичка Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита. 1
2 неделя Испытание магнита
ознакомить детей с магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими 1
3 неделя Удивительные фокусы магнита Продолжать формировать представления детей о магните и его свойствах; 1
4 неделя Мы - фокусники Продолжать формировать представления детей о магните. 1
Итого за месяц 4
ЯНВАРЬ
2 неделя Лёд.
Замершая вода Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 1
3 неделя Взаимодействие воды и снега
Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1
4 неделя Цветные льдинки Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре); познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); 1
Итого за месяц 4
ФЕВРАЛЬ
1 неделя Материалы
Бумажный вихрь Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная);формировать умение сравнивать характеристики и свойства бумаги. 1
2 неделя Ткань. Сминаем-разминаем Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. 1
3 неделя В мире стекла Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое);воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. 1
4 неделя Знакомство с пластмассой и резиной Учить узнавать вещи, изготовленные из резины и пластика, определять их качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). 1
Итого за месяц 4
МАРТ
1 неделя Лаборатория огородных наук.
В маленьком семени прячется растение. Познакомить со способами проращивания семян. 1
2 неделя Хитрые семена Познакомить со способами проращивания семян.
3 неделя Что нужно растениям для жизни? Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. 1
4 неделя Игровой лабиринт "В мире растений" Знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.
1
Итого за месяц 4
АПРЕЛЬ
1 неделя «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) 1
2 неделя «Свет и тень» Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы 1
3 неделя Здравствуй,солнечный зайчик!
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
1
4 неделя Радуга-дуга Показать фокус, как можно увидеть радугу в комнате. 1
Итого за месяц 4
МАЙ
1 неделя Волшебное сито
Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
1
2 неделя Свойства песка и глины
Закрепить представления детей о свойствах песка и глины, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
1
3 неделя Цветной песок
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
1
4 неделя Диагностика Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 4-5 лет; анализ деятельности за год 1
Итого за месяц 4
Итого за учебный год
Организационный раздел
3.1. Организация предметно – пространственной среды для реализации программы
В центре экспериментирования представлены материалы для наблюдений и экспериментирования : весы, микроскопы, лупы, емкости с сыпучим, жидким, твердыми веществами, мерными ложечками, сосудами для опытов, природные наполнители.
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Из чего мы сделаны», «Береги живое», «В саду, в поле, в огороде», «Почемучки», «Парочки», «Тайны живой природы», «Где растет огурчик», «Что в моей корзинке», «Времена года», «В саду, на поле, в огороде», «Что где находится», «Кто и что (живое и неживое)» и др. энциклопедическая литература. Весь материл находится в доступном для детей месте.
3. 2. Приборы и оборудование:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, щетки, губки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. д.
2. Емкости: пластиковые пробирки; пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
5. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов
Список литературы:
1. Волшебный мир открытий : методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л. А. Маслова.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
6. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
7. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005