Наталия Бацаева
Рабочая программа Кружка «Умные клеточки»
▼ Скачать +Заказ
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи кружка.
3. Комплектование группы.
4. Формы организации кружка.
5. Формы работы с детьми.
6. Методы работы.
7. Сведения о руководителе кружка.
8. Время проведения кружка.
9. Перспективно-календарный план кружка.
10. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
11. Мониторинг.
1. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа Кружка „Умные клеточки“» размещена в разделах
Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Волшебные клеточки».Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития. Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
2. Цели и задачи кружка «Волшебные клеточки» :
Цель: ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.
Задачи:
• Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
• Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
• Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
• Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.
3. Комплектование группы.
Группа в соответствии с возрастом детей: подготовительная к школе группа
4. Формы организации кружка.
- Индивидуальные
- Подгрупповые
-Групповые
5. Формы работы
-Беседа
-Интегративная деятельность
6. Методы работы с детьми.
-Словесные.
-Наглядные.
-Практические.
9. Перспективно- календарный план кружка
Месяц Тема занятия Цель занятия Материал
Сентябрь 1. Ориентировка на листе бумаги.
2. Ориентировка в клеточке.
3. Закрепление простых элементов (палочки, кружочки, квадратики).
4. Закрепление простых элементов (палочки, кружочки, квадратики).
1этап: повторение.
Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закрепить ориентировку в клеточке. Продолжать учить детей рисовать простые элементы: вести прямые линии сверху вниз, обводить клеточку, рисовать кружочки в клеточке. Развивать моторику, глазомер, внимание. Тетрадь в клетку, простой карандаш, образец.
Октябрь 1. «Вишни», «Сливы».
2. «Груша»
3. «Огурец».
4. «Свёкла». 2этап: геометрические формы.
Тема: «Сад и огород».
Учить детей рисовать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовки геометрических фигур (круги, овалы, квадраты и т. д.). Учить рисовать, закрашивать и штриховать фигуры. Учить считать клетки. Развивать глазомер, внимание. Тетрадь в клетку, простой карандаш, образец.
Ноябрь 1. «Помидор», «Лук».
2. «Тыква».
3. «Чеснок».
4. «Щавель». Тетрадь в клетку, простой карандаш, образец.
Декабрь 1. «Ёлочки».
2. «Грибочки».
3. «Жёлуди».
4. «Листочки». 3 этап: клетка- опора для создания рисунка.
Тема: «Лес», Насекомые», «Водная среда и её обитатели».
Учить детей используя в качестве опоры клеточку, рисовать более сложные рисунки: насекомые, животные, веточки с разным направлением листьев. Продолжать учить детей штриховать рисунки, считать клеточки. Тетрадь в клетку, простой карандаш, образец.
Январь 1. «Жук».
2. «Божья коровка».
3. «Стрекоза».
4. «Бабочка» Тетрадь в клетку, простой карандаш, образец.
Февраль
1. «Кораблик».
2. «Дельфин».
3. «Кит».
4. «Рыбы». Тетрадь в клетку, простой карандаш, образец.
Март 1. Простые фигуры».
2. «Домик», «Щенок», «Машина».
3. «Жираф», «Ракета».
4. Корабль», «Ёлочка». 4 этап: «Слуховые диктанты»
Отрабатывать умения детей ориентироваться на листе бумаги, в клеточке. Учить детей слышать и правильно выполнять слуховой диктант. Тетрадь в клетку, простой карандаш, цветные карандаши, образец.
Апрель 1. «Зайка».
2. «Бабочка».
3. «Робот».
4. «Морской конёк». Тетрадь в клетку, простой карандаш, цветные карандаши, образец.
Май 1. «Девочка».
2. «Слоник», «Собачка».
3. «Слоник в зеркальном отражении».
4. Диагностика «Гусь». Тетрадь в клетку, простой карандаш, цветные карандаши, образец.
10. Примерный план занятия:
1. Сообщение темы занятия;
2. Рассматривание и анализ образца;
3. Объяснение и показ способа выполнения на доске;
4. Выполнение задания.
5. Контроль и коррекционная работа;
6. Анализ выполнение работы.
11. Методическое обеспечение работы кружка «Волшебные клеточки».
Программно-методическое обеспечение
Перечень программ и технологий
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -5-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. -2008с.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. -224с.
Перечень пособий
Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.
12. Мониторинг.
Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год (май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Волшебные пальчики».
(Задания подбираются по усмотрению педагога)