Ильмира Черепкова
Рабочая программа кружка «Тестопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по тестопластике "Мукосолька"
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественная.
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
• Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 03.08.2018).
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).
Публикация «Рабочая программа кружка „Тестопластика“» размещена в разделах
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
• Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»
• Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
• Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196).
Актуальность программы. Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности способствует повышению уровня развития мелкой моторики – одного из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, развитию воображения, а так же связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми старшего дошкольного возраста.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция
Педагогическая целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый, эластичный и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Тестопластика - достаточно новый вид прикладного искусства: способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- синхронизирует работу обеих рук;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
Экологическая чистота и безвредность материала (солёное тесто) позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является:
1. Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы.
2. Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
4. Групповой характер освоения программного материала.
Адресат программы. Данная программа адресована детям от 5 до 6 лет (старший дошкольный возраст).
Объём и сроки освоения программы. Программа реализуется в обьеме 34 часа. Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
Уровень программы: базовый.
Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие (групповое, теоретическое и практическое занятие, участие в конкурсах, фестивалях.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
Форма обучения. Программа разработана с учетом ее реализации в очном формате (контактные часы)
Цель: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
- Формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
- Развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
-Развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
Содержание программы
1. Путешествие в страну Тестопландию начинается 4
2. Увлекательная тестопластика 24
3. Мы - фантазеры 6
Итого 34
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) – «Путешествие в страну Тестопландию начинается»
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель: приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Дошкольники к концу учебного года должны знать:
1. Историю возникновения лепки из солёного теста;
2. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
3. Приёмы работы с соленым тестом;
4. Способы сушки готовых изделий;
5. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;
6. Правила техники безопасности;
7. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
8. Историю возникновения многих вещей, разные народные промыслы, их историю, традиции и обычаи русского народа.
А так же у детей:
9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.
11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формировании и активизации словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.
Календарный учебный график
1. Сентябрь «Путешествие в страну тестопластика» 1 Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.
2. «Путешествие в страну тестопластика продолжается» 1 Продолжать знакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.
3. «Баранки для чаепития» 1 Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Закреплять разные способы и приемы лепки (раскатывание шара, раскатывание палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо).
4. «Раскрашивание баранок красками» 1 Приобщать детей к народному творчеству.
Развивать мелкую моторику. Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Воспитывать аккуратность, желание своими руками приготовить угощение для героев
5. Октябрь «Груши и яблоки» 1 Учить лепить груши и яблоки для дальнейшего использования в игре «Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использование природного материала для дополнения поделки.
6. «Раскрашивание красками груш и яблок» 1 Учить раскрашивать изделие после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
7.«Колючий ежик» 1 Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибочками, листочками, яблоками.
8. «Раскрашивание красками ежика» 1 Учить детей раскрашивать ежика после просушки, используя черный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.
9. Ноябрь «Корзинка с грибами» 1 Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.
10. «Снежинка» 1 Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
11. «Раскрашивание снежинок красками» 1 Продолжать развивать мелкую моторику рук. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий. Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Воспитывать терпение и аккуратность.
12. «Нарядная елочка» 1 Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения - шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
13. Декабрь «Раскрашивание нарядной елочки красками» 1 Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка». Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.
14.«Рождественские украшения» 1 Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Познакомить с традициями празднования Рождества. Научить лепить элементы рождественского венка. Сформировать ценностное восприятие к традициям, обычаям Рождества.
15.«Раскрашивание рождественских украшений красками» 1 Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
16. «Снеговик» 1 Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т. д.).Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
17. Январь «Раскрашивание снеговика красками» 1 Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
18. «Валентинка» 1 Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания. Познакомить с историей появления валентинок.
19. «Раскрашивание валентинки красками» 1 Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
20. Февраль «Подарок папе» 1 Вызвать интерес к лепке подарка для папы. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение, чувство формы, пропорций, мелкую моторику.
21. «Раскрашивание подарка для папы красками» 1 Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
22. «Веточка мимозы» 1 Учить детей лепить цветок мимозы из соленого теста. Создавать точный образ мимозы путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание). Использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.
23. «Бусы в подарок маме» 1 Учить лепить из соленого теста, окрашенного в разные цвета. Закрепить умение делить тесто на равные части, отрабатывать приём лепки круглых форм, приём сплющивания, украшать узором из разных материалов. Развивать глазомер. Учить прикреплять предметы на резинку, учить чередовать предметы, комбинировать их по цвету. Создать условия для реализации и развития творческих способностей у детей, поощрять желание детей фантазировать. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.
24. Март «Барашек» 1 Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Учить пользоваться пресом для изготовления шерсти барашка. Развивать мелкую моторику рук.
25. «Раскрашивание барашка красками» 1 Учить раскрашивать готовое изделие красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
26. «Гусеница на листочке» 1 Закрепить умение раскатывать круглые формы одного размера, делать лепёшки, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать глазомер, чувство формы. Воспитывать интерес к миру природы.
27. «Раскрашивание красками гусеницы на листочке» 1 Закреплять умения воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции. Учить раскрашивать готовое изделие в соответствии с цветом, передавать характерные особенности с помощью красок. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
28. Апрель
«Далекие планеты» 1 Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Напомнить детям о возможности смешивания разных цветов соленого теста для придания оригинального цветового решения изображению.
29. «Чудо - дерево» коллективная работа 1 Воспитывать интерес к коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара. Развивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции. Развивать формы.
30. «Пасхальные куличи» 1 Воспитывать интерес к народной культуре.
Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами.
31. «Гордая гвоздика» 1 Учить лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук, раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой, вырезать ножницами.
Развивать мышление, творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику, воспитывать эстетический вкус.
32. Май «Раскрашивание красками гвоздики» 1 Закреплять умения воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции. Учить раскрашивать готовое изделие в соответствии с цветом, передавать характерные особенности с помощью красок. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
33. «Божья коровка на листочке» 1 Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к миру насекомых.
34. «Раскрашивание красками божьей коровки» 1 Закреплять умения воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции. Учить раскрашивать готовое изделие в соответствии с цветом, передавать характерные особенности с помощью красок. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Материально- техническое оборудование:
Занятия проходят в группе детского сада, которая полностью оснащена необходимой мебелью, стандартным набором оборудования.
Техническое оснащение:
• Компьютер
• Проектор
Дидактический материал:
• Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
• Мука пшеничная, ржаная, соль;
• Пищевые красители;
• Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
• Бросовый материал;
• Природный материал;
• Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер…
• Клеёнки, досточки для лепки;
• Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
• Стеки разной формы, тычки;
• Формы для выдавливания;
• Салфетки для рук;
• Стаканчики для воды;
• Цветная гуашь;
• Кисточки разной толщины;
• Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др. ;
• Клей ПВА.
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
При реализации программы «Мукосолька» используются различные методы обучения:
1. Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации;
2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
3. Практический.
Приемы:
- показ технологических приемов;
- рассматривание игрушек, скульптуры и т. д. ;
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д. ;
- игровые приемы (приход героя и др.);
- создание условий для самостоятельной деятельности в использовании инструментов для лепки.
Структура занятий:
1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности
2. Пальчиковая гимнастика
3. Рассматривание образцов, обсуждения
4. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»)
5. Выбор материала
6. Самостоятельная работа детей
7. Анализ готовой работы
8. Физ. минутка или игры с поделками