Ольга Устинова-Ручкина
Рабочая программа кружка «Сказка к нам приходит» по театрализованной деятельности в средней группе (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Сказка к нам приходит»
по театрализованной деятельности
(4-5 лет)
Ручкина Ольга Витальевна г. Южно-Сахалинск
Цели и задачи программы.
Цель программы :
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
Публикация «Рабочая программа кружка „Сказка к нам приходит“ по театрализованной деятельности в средней группе (4–5 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
1. Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.
2. Развивать связную речь детей, углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Формировать навыки общения и коллективное творчество.
6. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги и т. д.)
7. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников).
Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
• звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Реализация работы по программе :
• Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 4-5 лет – 20 мин
• Программа реализуется через свободную деятельность детей.
• Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры.
• Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети.
• Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.
Принципы проведения занятий.
• Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
• Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
• Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Срок реализации программы «Сказка к нам приходит» 1 год.
Театрализованная деятельность проходят в первую или во вторую половину дня, по подгруппам, 2 раза в неделю. Количество детей в одной подгруппе девять человек. Время занятий составляет в средней группе 20 минут. Таким образом, продолжительность занятий по театральной деятельности соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
Ожидаемые результаты:
• повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность
• позитивное взаимодействие детей в коллективе; личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
• умение подражать образу героев: раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
В основу программы заложены следующие принципы:
1. Обогащения детского развития средствами различных видов театрального искусства : драматический, кукольный, теневой, пальчиковый.
2. Индивидуального подхода к каждому ребенку, при котором он сам становится активным участником в выборе роли, персонажа, музыкальной партии.
3. Содействия сотрудничеству детей и взрослых путем признания ребенка полноценным субъектом отношений.
4. Сотрудничество МБДОУ с семьёй, путем совместного участия в постановках.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали :
1. Системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, творческое мышление.
2. Гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности.
3. Культурологический подход рассматривается нами в рамках программы как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности ребенка как субъекта культуры, как целостной личности, базирующейся на истинных ценностях мировой и национальной культуры.
Приёмы, методы и технологии:
• Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
• Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
• Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
Содержание программы.
• 1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
• 2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
• 3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).
Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
Формы организации театрализованной деятельности :
- игра;
- игра-имитация;
- инсценировка и драматизация;
- объяснение;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- обсуждения;
- просмотр видеофильмов;
- разучивание произведений устного народного творчества.
Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.
СЕНТЯБРЬ
Знакомство. Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.
Знакомство с новыми детьми.
Игра «Назови свое имя»
Игра «Радио» Мяч, музыкальный центр,
Мир театра Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. Беседа с детьми «Что такое театр».
Ряженье в костюмы.
Игра «Измени голос».
Хоровод-игра «Мышки на лугу» Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.
Музыка осени Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения «Выразительное движение». Игровые упражнения.
Игра – импровизация «Листочки в саду».
Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс» Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,
осенние листочки
Наш богатый урожай Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.
«Язык жестов».
Игра «Где мы были, мы не скажем».
Отгадывание загадок.
Инсценировка «Мышка - норушка».
Хороводная игра «Огород у нас хорош» Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.
ОКТЯБРЬ
Бабушка Забава Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности. Игры с бабушкой Забавой.
Игры и упражнения: «Диктор»,
«Изобрази героя». Ширма, театральная кукла «Бабушка».
В гостях у сказки Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.
«Колобок – колючий бок».
Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.
Вопросы по содержанию.
Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. Настольный театр, иллюстрации к сказке.
В гостях у сказки Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки «Колобок – колючий бок».
Рассматривание костюмов.
Ряженье в костюмы.
Отгадывание загадок. Маски героев по сказке, костюмы
Колобок-Колючий бок
Развивать творческие способности;
вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.
Драматизация сказки
«Колобок – колючий бок». Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.
НОЯБРЬ
Наша дружба. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Игра «Скажи о друге ласковое слово».
Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.
Если с другом вышел в путь. Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.
Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи
образа с помощью мимики и жестов.
Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.
Все мы делим пополам. Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.
Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».
Музыкально-ритмическая композиция
«Все мы делим пополам». Маски зверей, музыкальное сопровождение.
Лучшие друзья Развивать творческие способности.
Постановка сказки для детей детского сада. Подготовка и драматизация сказки
«Лучшие друзья».
Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение
ДЕКАБРЬ
Мимика
Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.
Игра «Что я умею».
Чтение стихотворения Б. Заходера
«Вот как я умею».
Упражнения на выразительность движений и мимики.
Мимические этюды у зеркала. Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок.
Страна воображения Создать положительный эмоциональный настрой;
Учить действовать с воображаемыми предметами Упражнения на развитие воображения и внимания:
«Ковер-самолет»,
«Давайте потанцуем». Музыкальное сопровождение.
Наше настроение Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. Этюды на выражение основных эмоций:
«Чуть-чуть грустно»,
«Курица с цыплятами»,
«Гусь».
Иллюстрации к основным эмоциям.
Играем в театр Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;
Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих
развитию памяти,
внимания, воображения.
«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише». Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.
ЯНВАРЬ
Лесная сказка Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя».
Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев. Фланелеграф, иллюстрации к сказке.
Лесные жители Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. Игровые упражнения, передающие образы
героев сказки /зайчики, лисички,
медведи, подружки/.
Выбор костюмов к сказке Маски зверей, костюмы.
Музыка в сказке Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. Разучивание музыкальных номеров
Три медведя Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности Подготовка и драматизация сказки
«Три медведя». Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.
ФЕВРАЛЬ
Храбрый петух Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку. Знакомство с кукольным театром.
Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух».
Ширма, куклы бибабо к сказке.
Наступили холода. Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции. Игра – разминка «Холодок».
Имитационные этюды /Метель, ласка и т. д. /,
игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».
Этюд – упражнение «Как воет ветер». Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.
Музыкальное путешествие Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности. Музыкально-ритмические композиции
«Веселые путешественники»,
«Разноцветная игра».
Музыкальное сопровождение
Веселые этюды Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.
Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т. д. /
Игра «Ай, дили, дили.»
Разминка для голоса «И-го-го!»
Игра – оркестр «Музыка для лошадки». Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра
МАРТ
Добрые слова. Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Чтение стихотворения «Добрые слова».
Игра «Назови вежливое слово».
Музыкально-ритмическая композиция
«Если добрый ты».
«Волшебная дверь». Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.
Домашние любимцы
Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание. Рассказывание сказки В. Сутеева
«Кто сказал «мяу»?
Пантомимическая игра
«Угадай, кого покажу».
Настольный театр, маски зверей по сказке.
Мой щенок Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра
«Угадай, кого встретил щенок?»
Маски –шапочки зверей.
Кто сказал мяу? Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.
Подготовка к драматизации.
Драматизация сказки
«Кто сказал «мяу»?
Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.
АПРЕЛЬ
Весенний дождь Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.
Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.
Игра «Дождливо - солнечно».
Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс». Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.
Выйдем мы в лесок Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку Загадки по сказке.
Игра-конкурс «Попросись под грибок».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Игра «Узнай, кто попросился под грибок» Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.
Пойми меня Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.
Игра-имитация «Пойми меня».
Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.
Заключительная пляска.
Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».
Музыкальное сопровождение в записи.
Под грибком Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.
Драматизация сказки В. Сутеева
«Под грибом». Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.
МАЙ
По следам сказок Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы. Итоговое занятие кружка.
Драматизация сказок по желанию детей.
Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.