Людмила Чепухина
Рабочая программа кружка для обучающихся 5–7 классов «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветный мир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грушевская средняя общеобразовательная школ им. А. в. удовенко»
городского округа Судак Республики Крым
Рассмотрено: Принято: Утверждено:
протокол заседания решение приказ
методического объединения
___ Методического совета от 2023 г. №
Пр. от 223г. № от 223г. №
Руководитель МО
Зейтуллаева З. Р. Председатель Методического
Совета
Ю. П. Лепилкина Директор МБОУ
Л. Д. Чепухина
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметного кружка
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
для обучающихся 5-7 классов
Учитель Чепухина Людмила Диляверовна
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Разноцветный мир» рассчитана на 1 год и имеет художественно-эстетическую направленность, программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, конструкторское мышление, образное и пространственное мышление.
Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые, учебные группы формируются по возрасту. Имеют место как традиционные формы обучения (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа, так и нетрадиционные (викторины, праздники, конкурсы).
Актуальность: программа создана с учётом опыта работы педагога по разным направлениям декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (скрапбукинг, квилинг, оригами, свит-дизайн, декупаж, разнообразные виды аппликации, работы в технике свит-дизайн.).
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, интсрументами, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Задачи:
Обучающие :
•закреплять и расширять знания, полученные на занятиях спец. дисциплин и профессиональных модулей и способствовать их систематизации;
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
• осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.
Воспитательные:
• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и учащимися.
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Основной вид занятий – практический.
Способы определения результативности:
1. Проведение диагностики ЗУН обучающихся в конце года.
2. Составление индивидуальной карты «Оценка результатов освоения программы».
3. Итоговая аттестация обучающихся в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• Составление портфолио учеников;
• Самоанализ;
• Итоговый урок;
• Проведение выставок работ обучающихся;
• Участие во внутриучрежденческих, районных, областных выставках и конкурсах;
Программа «Разноцветный мир» состоит из:
1. Информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении.
2. Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Оригами», «Бумагопластика», «Скрапбукинг», «Аппликация», «Декупаж», «Квилинг», свит-дизайн.
3. Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривает занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления.
4. Проверочно-результативный блок в него включены «творческие работы». Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.
Занятия можно проводить блочно (погружение в цикл, а также их можно чередовать между собой, тем самым создавать цикличность прохождения материала ( например: работа по изготовлению бабочек, изображению насекомых, рыб может выполняться в каждом цикле, занятия поочередно сменяют друг друга).
Учебно-тематический план
№ Тема Теория Практика
Вводный блок
1. Инструктажи по ТБ 1 -
Материал — бумага
2. Оригами 6 4
3. Скрапбукинг 4
4. Аппликация 4
5. Свит-дизайн 4
6. Декупаж 4
7. Квиллинг 4
Цикл творческих работ
8. Коллективные работы с использованием разных техник - 3
Праздники и подготовка к ним
9. Тематические праздники. Посещение выставок. - 1
Итого: 35
Содержание обучения
Цикл «Введение»
Проведение первичных и повторных инструктажей в начале каждого цикла. Краткие инструктажи перед занятиями по использованию опасных инструментов, материалов, правила гигиены и поведения во время работы.
Цикл «Материал — бумага»
Оригами: повторение основных терминов и обозначений, применяемых в оригами (линия перегиба, надреза, согнуть, заправить, повернуть, расправить, соединить, согнуть и разогнуть и т. д., знакомство с более сложными базовыми формами оригами (катамаран, журавлик, рыба, птица, шары «Кусудама», изготовление цветов (розы, георгины, гладиолусы).
Скрапбукинг: разнообразные способы и виды работ в технике («шебби-шик», «чисто и просто», «фристайл»). Изготовление мини-альбомов, коробочек, панно, декорирование предметов интерьера.
Аппликация: разнообразные полуплоскостные композиции (коллаж) на основе свойств различных материалов (ткань, фетр, бумага, природные материалы, искусственные цветы).
Свит-дизайн: как направление флористики, ознакомление с видами композиций свит-дизайна, с принципами построения простейшей композиции, небольшие объемные композиции (букеты) на основе свойств материалов (пластичность, формуемость).
Декупаж : украшение, декорирование с помощью вырезанных бумажных мотивов (салфетки, распечатанные мотивы, декупажные карты). Декорирование предметов (свечи, металлические и пластиковые банки, мыльницы и т. д.) с использованием разнообразных видов бумаги (салфетки, распечатанные мотивы, декупажные карты).
Квиллинг: изготовление объемных композиций (шкатулка, корзинка) и декорирование предметов интерьера (настенное панно, часы) по выбору учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема часов Дата
1
Введение в деятельность студии. Знакомство с творчеством детей. Инструктаж по ТБ.
1
2
Материалы и инструменты. История возникновения и развития оригами.
1
3
Подготовка бумаги, порядок складывания модуля оригами. Способы соединения модулей. 1
4
Плоские фигуры в технике модульного оригами.
Открытка «Цветы для учителя».
1
5
Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами
1
6
Изготовление шара «Кусудамы»
1
7
Скрапбукинг.
Материалы и инструменты. История возникновения и развития.
1
8
Изготовление панно в стиле скрапбукинг. 1
9
Магнит «Мои пожелания».
1
10 Открытка «С днем рождения». 1
11 Мини - альбом «Это я».
1
13
Аппликация.
Знакомство с технологией. Закладки для книг.
1
14 Сувениры-валентинки.
1
15 Карандашница «Зайка». 1
16 Декорирование блокнота для записей.
1
17 Панно «Цветы» (ткань).
1
18
Знакомство с технологией (материалы и инструменты). Настольная композиция «Новогодняя красавица».
1
19 Елочное украшение «Сладкая снежинка»
20 Букетик-миник.
1
21 Изготовление композиции по собственному выбору.
1
22 Изготовление композиции по собственному выбору.
1
23 Декупаж.
Знакомство с технологией. Открытка к 23 февраля.
1
24 Декорирование стеклянной банки.
1
25 Декорирование рамки для фотографии.
1
26 Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги».
1
27 Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги».
1
28 Квиллинг.
Знакомство с технологией.
1
29 Декорирование яиц.
1
30
Открытка «Светлой пасхи».
1
31 Панно «Первые весенние цветы».
1
32 Коллективная работа «Бабочки-красавицы».
1
33 Коллективная работа «Декорирование коробки для бумаги». 1
34 Коллективная работа – коллаж «Мое любимое село».
1
35 Презентация-выставка готовых работ 1