Ольга Ершова
Рабочая программа кружка по робототехнике для детей 4–6 лет в ДОУ
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» отнесена к программам технической направленности и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, конструкторских способностей обучающихся.
Публикация «Рабочая программа кружка по робототехнике для детей 4–6 лет в ДОУ» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех образовательных областей.
Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольников. Актуальность лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре)
Принципы Лего-конструирования:
- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении конструктивных навыков;
Цель программы : Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.
2. Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.
Развивающие:
1. Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.
3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
4. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Воспитательные:
1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Возраст детей : программа адресована для детей 4-6 лет. Воспитанники проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к данной деятельности.
На весь период обучения запланировано 36 учебных часов в год:
Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения с учетом возрастных особенностей детей.
Формы и режим занятий: вводные, традиционные, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные, интегрированные, диагностические.
Режим занятий:
Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утверждённых руководителем образовательной организации 30 минут одно занятие.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
По итогам работы каждого раздела оформляется выставка детских работ, которую могут посетить дошкольники, родители и педагоги.
Ожидаемые результаты.
1. Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
2. Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности.
4. Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в окружающем мире.
5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
6. Повысится качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через образовательную робототехнику и лего-конструирование.
7. Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
8. Выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа с ними в процессе обучения конструированию и образовательной робототехнике.
9. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.
10. Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
Формы контроля и подведения итогов реализации результатов:
- наблюдение;
- тематические выставки;
- создание коллективного выставочного проекта;
- создание индивидуальных конструкторских проектов;
- представление моделей, сделанных совместно с родителями;
- открытые мероприятия, презентации детских работ родителям, сотрудникам, воспитанникам ДОУ;
- мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования;
-мониторинг участия в смотрах, различных конкурсах совместно с родителями;
- творческий отчёт воспитателя о работе кружка на педсовете.
Оценка освоения программы «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» проводится в форме педагогической диагностики в начале и в конце учебного года. (Приложение 1).
2. Содержание программы «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ»
Календарно - тематический план занятий для детей 4-6 лет.
№п/п
Месяц, раздел Тема Задачи Содержание
Сентябрь
1 Вводное занятие. Правила ТБ. Введение в робототехнику Формировать у детей правила поведения, безопасности во время занятий Беседа, знакомство детей с техникой безопасности работы и правилами поведения. Беседа «Безопасность при работе и сборке»
2 Вертушка. Знакомство с понятиями энергия, сила, трение, вращение; изучение свойств материалов и возможностей их сочетания; формирование навыков сборки деталей; изучение название деталей из набора «LEGOEDUCATION» Теоретическая часть: беседа с детьми об отдыхе летом.
Практическая часть: самостоятельное выполнение построек, рассказ о своей постройке
3 Волчок. Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения, изучение вращения.
Теоретическая часть: беседа, показ, прослушивание инструкции воспитателя для соединений постройки.
Практическая часть: работа с мелкими деталями. Соединение по схеме работы. Индивидуальная работа с детьми
4 Перекидные качели. Введение понятий равновесие, точка опоры; закрепление понятия энергия; изучение рычагов. Теоретическая часть: беседа, показ, прослушивание инструкции для соединений постройки.
Практическая часть: работа с мелкими деталями. Соединение по схеме работы.
Октябрь
5
Плот. Закрепление понятия равновесие; введение понятий выталкивающая сила, тяга и толчок, энергия ветра; тренировка навыка сборки деталей.
Теоретическая часть: беседа, показ
иллюстраций, прослушивание инструкции воспитателя для соединений постройки.
Практическая часть: работа с мелкими и крупными деталями. Соединение по схеме работы, следить за последовательностью работы. Индивидуальная работа с детьми
6
Пусковая установка для машинок. Закрепление понятий энергия, трение, тяга и толчок; изучение работы колеса. Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций, рассматривание схем, сравнение и различие между иллюстрацией и схемой.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Самостоятельное выполнение построек, рассказ о своей постройке
7
Измерительная машина. Закрепление понятий энергия, трение, тяга и толчок; изучение работы колеса; изучение методов стандартных и нестандартных измерений.
Теоретическая часть: беседа по плану работы.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме.
Индивидуальная работа, помощь при сборке
8 Хоккеист. Закрепление понятий энергия, сила; изучение основы законов движения механизмов; изучение методов стандартных и нестандартных измерений.
Теоретическая часть: беседа по сборке. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
Ноябрь
9 Новая собака Димы. Закрепление понятия трения; знакомство с ременной передачей; тренировка навыка сборки деталей.
Теоретическая часть: Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
10 Переправа через реку. Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся особенностей конструкций, вопросов прочности, методов измерений. Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций переправ, выделение характерных особенностей переправы, изучение последовательности соединений деталей
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме.
Индивидуальная работа, помощь при сборке
11 Жаркий день. Научиться применять на практике ЗУН, касающиеся использования энергии ветра, применения шестерен и блоков, использования вращательного движения. Теоретическая часть: беседа о том, как можно спастись в жаркий день от солнца.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
12 Пугало. Научиться применять на практике ЗУН, касающиеся применения шестерен и блоков, вопросов устойчивости. Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций, выделение характерных особенностей пугало, изучение последовательности соединений деталей
Практическая часть: работа с мелкими деталями.
Индивидуальная работа, помощь при сборке
Декабрь
13 Качели. Научиться применять на практике ЗУН, касающиеся вопросов устойчивости, условий равновесия, особенностей конструкций. Теоретическая часть: беседа о том, что такое качели и какие качели бывают.
Практическая часть: обыгрывание, по своему сюжету. Индивидуальная работа, помощь при сборке
14 Игрушка-каталка. Развивать умения следовать устным инструкциям педагога. Закреплять полученные навыки и умения, работу парами Теоретическая часть: беседа о предстоящей постройке, последовательности работы.
Практическая часть: самостоятельное выполнение построек, рассказ о своей постройке
15 Птица. Учить делать постройку из цветных блоков, разбирать схемы, работать парами, планировать свою работу. Развивать чувство цвета и симметрии Теоретическая часть: Объяснение подготовки материала для изготовления поделок, разбор схем. Запоминание последовательности работы.
Практическая часть: создание модели. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке
16 Дрель. Развивать фантазию и конструктивное воображение. Учить собирать постройки по схеме. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке.
17 Карусель. Закрепить конструкторские навыки.
Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Повторение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
Январь
18 Аттракцион. Развивать фантазию и конструктивное воображение. Развивать умения следовать устным инструкциям педагога. Закреплять полученные навыки и умения, работу парами. Воспитывать внимательность, усидчивость
Теоретическая часть: рассматривание картин, схем, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Рассказ о своей постройке
Индивидуальная работа, помощь при сборке
19
Бульдозер. Закрепить умение работать по группам, создавая в целом единую работу. Умение соединять детали по схеме (образцу). Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Распределение обязанностей в подгруппе. Беседа и обсуждение по сборке. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборе.
20
Самолёт. Закрепить полученные знание, умение фантазировать, развивать чувство ритма и цвета, работать в подгруппе Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
Февраль
21 Миксер. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкций. Знакомство с деталями для крепления винтов. Теоретическая часть: беседа, обсуждение предыдущих построек, закрепление правил построек.
Практическая часть: работа парами в создании постройки. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке
22 Спасательная лодка. Закреплять умения работать по инструкции.
Воспитывать внимательность, усидчивость
Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке машин. Изучение сходства и различия между техникой. Закрепление последовательности работы.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
23 Строительный ковш. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме.
Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке.
24 Мотоцикл. Учить детей самостоятельно выбирать тему постройки, находить нужные детали будущей постройки, самостоятельно объединяться в подгруппы. Закреплять полученные навыки Теоретическая часть: рассматривание предыдущих работ, компьютерная презентация, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: самостоятельная работа детей. Рассказ о своей работе.
Индивидуальная работа, помощь при сборке
Март
25 Заводная машинка. Учить создавать объёмную постройку, передавая характерные особенности постройки. Развивать навыки анализа постройки. Закреплять умение следовать инструкции
Теоретическая часть: обсуждение, предыдущих построек, правил постройки.
Практическая часть: работа парами в создании постройки. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Анализ своей работы
26 Подъёмный кран. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции. Воспитывать усидчивость, работать сообща в команде
Теоретическая часть: словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке постройки. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке
27 Погрузчик. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции.
Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборе. Рассказ о своей постройке
28 Мусоровоз. Учить работать согласованно, распределяя обязанности в подгруппах Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Знакомство с видами специальной техники. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке
Апрель
29 Молот. Развивать навыки анализа объекта, его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции. Воспитывать
внимательность, усидчивость
Теоретическая часть: беседа, словарная работа, обсуждение правил постройки.
Практическая часть: работа парами в создании постройки. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке
30 Механическая хлопушка. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции
Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборе. Рассказ о своей постройке
31 Вертолёт. Закрепить полученные навыки постройки. Учить заранее обдумывать последовательность сборки, присоединять двигатель к постройке. Воспитывать
внимательность, усидчивость
Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа Беседа и обсуждение по сборке церкви. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке
32 Самосвал. Закрепить навыки, полученные на занятиях. Учить самостоятельно объединяться в группы, подгруппы, обсуждая совместно план действий.
Воспитывать внимательность, усидчивость
Теоретическая часть: беседа, обсуждение, предыдущих построек, правил постройки.
Практическая часть: работа парами в создании постройки. Рассказ о своей постройке
Май
33
Самолёт с ременной передачей. Развивать фантазию, самостоятельность при замысле. Закрепить полученные навыки, умение самостоятельно строить в группе, подгруппе. Воспитывать
внимательность, усидчивость
Теоретическая часть:
беседа, обсуждение предыдущих построек, правил построек.
Практическая часть: работа парами в создании постройки. Рассказ о своей постройке
34 Механическая машинка. Учить строить объемные конструкции различными способами. Развивать мелкую и крупную моторику рук, умение работать в коллективе. Развивать фантазию, творчество. Способствовать развитию мышления, связной речи
Теоретическая часть: обсуждение предыдущих построек, правил построек.
Практическая часть: работа в подгруппах создании постройки.
35 Тепловоз. Учить строить различные конструкции различными способами. Развивать мелкую и крупную моторику рук, умение работать в коллективе. Развивать мышление, память. Воспитывать патриотизм к малой родине. Способствовать развитию мышления, связной речи
Теоретическая часть: беседа, обсуждение, предыдущих построек, правил построек.
Практическая часть: работа в подгруппах создании постройки.
36 Свободное творчество. Закреплять полученные навыки.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять умение работать группами и подгруппами.
Развивать фантазию и конструктивное воображение
Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке работы. Изучение последовательности соединений деталей.
Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Оформление выставки «Моё творчество".
Дидактические материалы:
- схемы построек;
- модели;
- технологические таблицы;
- альбомы с фотографиями объектов архитектуры;
- альбомы с фотографиями построек;
- картотека игр;
- цветные иллюстрации, картинки;
- фотографии;
- образцы;
- игрушки;
- материалы для оформления родительских уголков (в соответствии с комплексно-тематическим планированием);
- лего- конструкторы.
4. Условия реализации программы
4.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей и является:
- содержательно-насыщенной;
- развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления развития и реализации разнообразных идей.
4.2. Взаимодействие с родителями.
• Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
• Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами».
• Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
• Выступления на родительских собраниях.
• Открытые занятия.
• Семинар-практикум.
• Фотовыставки.
• Памятки.
• Выставки детских работ.
• Участие в районных выставках детского творчества.
5. Список литературы
1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2002г. -192с.
4. ФешинаЕ. В. «Лего-конструирование в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2012.-114с.
Список сайтов
1. https://www.int-edu.ru/
2. https://www.lego.com/ru-ru/
3. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school