Анна Савостина
Рабочая программа кружка по пластилинографии «Пластилиновые чудеса» для старшей, подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по пластилинографии для старшей, подготовительной групп
Пояснительная записка
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (кисть, карандаш, ножницы).
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» Сухомлинский В. А
Пластилинаграфия- это нетрадиционная техника изобразительного искусства принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности.
Пластилинография в наше время становится все популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целевая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных процессов во время игры. Но особенно важно то, что ребенок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства. Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего дошкольного возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время индивидуальных или подгрупповых занятий.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Основным материалом является пластилин, инструментом – рука. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке – стека). Развитие речи детей.
Цели и задачи программы
Цель: Развить индивидуальные творческие способности, и мелкую моторику детей дошкольного возраста интерес к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией, организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи:
• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие усидчивости, терпения, аккуратности
• развитие силы пальцев рук детей, координации движений рук
• развитие сенсорных способностей (умение передавать цвет, форму)
• развитие воображения и смекалки
Задачи перед ребенком:
- Освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика;
-Научиться работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (бусинки, семена, перышки и т. д).
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;
- Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Основные принципы:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
• Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы
Ожидаемые результаты:
• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение передавать форму, цвет, настроение
Условия реализации программы
• Занятия проводятся:
1 раз в неделю с октября по май (29 часов, длительность - 25 минут
(для старшей группы);
2 раза в неделю с октября по май (58 часов, длительность -30 минут
(для подготовительной группы)
• Сотрудничество с воспитателями, родителями
• Организация предметно – развивающей среды
• Подбор необходимого материала и технических средств обучения Материалы для создания пластилиновой картины :
• Картон (белый и цветной)
• Набор пластилина
• Салфетки для рук
• Стеки
• Доска для лепки
• Бросовый и природный материал
• Бусины, бисер, пайетки
• Зубочистки, трубочки, проволока
Работа с родителями :
• Организация выставок и мастер-классов,
• Индивидуальные беседы, консультации
Актуальность и новизна программы.
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми 5-6 лет; 6-7 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей среднего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей 5-6, 6-7 лет и определяет объем, содержание, организацию образовательной деятельности и планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы.
В программе учитываются :
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Содержание рабочей образовательной программы построено с учё том основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). При выборе образовательных методик предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития.
Образовательная деятельность с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Выполнение программных задач происходит путем использования проектного метода, проблемного обучения, интегрированного и комплексного обучения.
Игровые приемы, используемые на занятиях по дополнительному образованию.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
-«Художественно-эстетические развитие», музыкальное сопровождение занятий для создании эмоционального настроя.
Планируемые результаты реализации программы
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
• ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
• ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
• ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
• у ребенка развиты сенсорные эталоны;
• у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
• ребенок способен принимать задачу;
• ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
• Умение передавать форму, цвет, настроение.
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству; - развитие детского конструирования;
- развитие музыкально художественной деятельности
- приобщение к музыкальному искусству. Содержание образовательной деятельности.
Рисование.
Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчётливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передавать характерные движения и некоторые детали, соотносить предметы по величине.
Развитие умения отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Использование правильные формообразующие движения для создания изображения. Умения правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Учить штриховать, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы.
Аккуратно пользоваться материалами. Обучение подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.
Лепка.
Развитие умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения. Освоение некоторых приё мов лепки: оттягивание из целого куска, прищипывание и т. д.
Формировать умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки.
Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности. Освоение обобщё нных способов складывания различных поделок: складывание квадрата, приклеивание к основной форме деталей. Развивать умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. Составление простых коллажей из готовых элементов, изготовление несложных сувениров в технике коллажа.
Формы работы :
Использование ИКТ, электронные дидактические игры, настольные игры, индивидуальные задания
словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы
Методы и приемы работы
Игровые:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковая гимнастика, физминутки;
Наглядные:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- предъявление наглядных пособий;
Словесные:
- загадки, стихи;
- анализ выполненных работ;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
Практические:
- обучение способам лепки (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание).
Мониторинг результатов реализации программы.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
Показатели:
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
а) раскатывание, скатывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
б)сплющивание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
в) размазывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
г) использование других приемов и материалов в работе
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
Работа с семьями воспитанников по реализации программы
В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновые чудеса» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Анкетирование, опрос родителей.
• Беседы
• Консультации
• Мастер-класс
• Организация выставок работ
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей.
Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста.