Наталья Шестакова
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию «Юный патриот» в старшей группе детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности. Воспитания гражданственности и любви к Родине, окружающей природе, семье определены Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Государственной программой патриотического воспитания граждан РФ на 2016 – 2023 годы.
Публикация «Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию „Юный патриот“ в старшей группе детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель кружковой работы : формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края, города, страны;
дать знания детям о родном крае, районе: история, символика, достопримечательности;
знакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края, города;
расширить знания детей о флоре и фауне Амурского края;
познакомить с культурой и традициями города, страны;
знакомить детей с символами государства, родного города;
развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Формы организации проведения кружковой работы :
- беседы;
- организованные занятия;
- экскурсии;
- тематические прогулки;
- индивидуальные занятия;
- выставки;
- развлечения, досуги;
- участие в конкурсах.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Длительность: периодичность занятий - один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность с детьми старшей группы составляет 25 минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Педагогические принципы программы.
Доступность: принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность: на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность: одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений об истории и культуре родного города и края.
Системность: принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания, этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность: патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность: принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Ожидаемые результаты.
1. Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края, города, страны.
2. Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.
3. Знать историю своего города, страны.
4. Знать название: города, области, столицы нашей Родины.
5. Уметь пользоваться картой, глобусом.
6. Знать некоторые культурные традиции русского народа.
7. Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы «Юный патриот»
Месяц Неделя Тема Задачи, используемая литература
Сентябрь
1 Моя семья.
Семейные традиции. Сформировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей, о традициях семьи.
2 Мой город: Благовещенск Совершенствовать знания о родном городе, о его достопримечательностях, о тружениках и предприятиях села. Развивать и обогащать словарь по теме. Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине
3 Ознакомление с профессией родителей. Формировать представление о том, что такое профессия и кем работают родители; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение к людям разных профессий.
4 Достопримечательности города. Совершенствовать знания о родном городе, о его достопримечательностях. Воспитывать любовь к малой родине.
Октябрь
1 Я и моя семья Сформировать представление детей о членах семьи (бабушка, дедушка, семейном клане, дать понятие слова «Родословная», сформировать представления о принципах родословной; развить у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи. Дать детям знание о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважение к предкам, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
2 «Отдых в родном городе» Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.
Продолжить формировать у детей интерес к своей малой родине.
Закрепить названия жилых и нежилых зданий.
3 Путешествие по улицам родного города.
Закреплять знания детей о родном городе : название города, основные достопримечательности; продолжать развивать интерес к родному городу.
4 «Хлеб - всему голова» Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба.
Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.
Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба.
Ноябрь
1 «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн» Познакомить детей с историей страны, с ее символикой.
2 Беседа «Я люблю тебя, Россия» Формировать знания детей о природе России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, через искусство.
3 «Нас много на шаре земном» Воспитывать уважение и терпимость к людям любой национальности.
4 «Путешествие в деревню Дымково» Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи.
Дать представление о русской традиции проведения ярмарки.
Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.
Декабрь 1 «Москва столица России» Рассказать о столице РФ – Москве, об ее историческом прошлом.
2 «История моего города»
Познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
3 «Люди, прославившие амурскую землю» Познакомить с гордостью нашего города – поэтами, музыкантами, художниками.
4 «Новогодние традиции» Познакомить с новогодними традициями России.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Январь
1 «Пришла коляда накануне Рождества» Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.
2 Литературная викторина по русским народным сказкам Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
3 Открытое занятие «Береза – символ России» Продолжать знакомить детей с понятиями России, Отечество.
4 «История русского костюма» Познакомить детей с историей русского национального костюма.
Учить называть части мужской и женской одежды.
Воспитывать интерес к русской культуре.
Пополнить словарь детей - картуз, косоворотка, кокошник.
Февраль
1 «Сильны и могучи богатыри славной Руси» Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.
2 Просмотр презентации «Благовещенск в прошлом и настоящем». Воспитывать и развивать чувства любви к своему городу.
3 «Защитникам Родины славу поем».
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
4 Животный мир родного края. Обобщить знания детей о животном мире родного края. Познакомить сохраняемыми видами животных Амурской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Март
1 Экскурсия в палеонтологический музей Благовещенска Познакомить с миром динозавров, историей. Развивать познавательный интерес к истории нашего края.
2 Растительный мир родного края. Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений Амурской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
3 Мой край на карте страны. Развивать интерес к изучению Пермского края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
4 «Города
старинные, мастерами славные» Продолжать знакомить детей с народными промыслами разных городов.
Воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.
Апрель
1 «Театры родного города»
Знакомить детей с театрами города. Вызвать в детях желание посетить театр.
2 «Наши космонавты» Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.
3 Гуманное отношение к природе. «Берегите природу» Расширить и углубить знания о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Закрепить знание о бережном отношении к природе, о свойствах различных материалов.
4 Экскурсия в музей пожарной части г. Благовещенска Познакомить с профессией «пожарный», с специальной техникой; воспитывать гордость и уважение данной профессии.
Май
1 Экскурсия к памятнику защитникам Отечества Продолжать знакомить детей с историческим прошлым Родины.
2 «День победы» Уточнить представление о ВОВ. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей.
3 Экскурсия в краеведческий музей Расширять знания детей о животном и растительном мире Амурской области.
4 Экскурсия в эколого-биологический центр Благовещенска Расширить знания детей о животных родного края, познакомить с птицами с красной книги, познакомить с редкими видами растений. Воспитывать познавательный интерес к живому родного края.
Литература
• «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М. Д. Маханева
• С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрыкинской
«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М. Ю. Новицкая
• Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М. :ЦГЛ,2005
• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ,2005.
• Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).- М. :УЦ «Перспектива»,2011.
• Ветохина А. Я. Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
• Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : «Мозайка – Синтез», 2015