Елена Филимонова
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «В мире тепла и доброты» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы «В мире тепла и доброты» очень значима, так как общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Публикация «Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию „В мире тепла и доброты“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Однако, данная программа не ставит своей задачей введение ребенка раннего возраста в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Её цель - заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.
В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.
Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
Задачи:
• духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
• формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
• приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
• воспитание любви к Родине, семье.
Одним из ведущих принципов программы является личностно-ориентированный подход, так как, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться.
Планируемые результаты освоения программы
Дети должны получить элементарные знания:
• о православных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица, Троица)
• о родном городе, в котором они живут (название города, улицы, некоторых достопримечательностей)
• о народной игрушке: дымковской, матрешке и других, соответствующих возрасту детей.
У детей должны быть сформированы:
• опыт поведения в среде сверстников: накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений.
• навыки культуры поведения в помещении и на улице (не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого); за столом
• элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице
• элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
У детей должны быть воспитаны :
• отрицательное отношение к грубости, жадности; развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
• внимательное отношение к родителям, близким людям
• положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание рабочей программы
Программа разработана для детей 3-4 лет (младшая группа).
Срок реализации программы - год (с сентября 2021г. по май 2022г.)
Программа рассчитана на 36 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май).
Форма занятия - подгрупповая.
Продолжительность занятия: 15 минут.
Формы занятий: беседа, игра.
Виды деятельности на занятиях:
• слушание рассказа воспитателя,
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• диалог;
• слушание классической и духовной музыки;
• продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
• чтение воспитателем художественной литературы;
• игры.
Методы обучения:
1. Игровой:
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
• Словесные игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
2. Наглядный:
• Наблюдение за объектами природы, за сезонными явлениями, животными, людьми).
• Рассматривание картин нравственного содержания, пейзажей и репродукций известных художников.
3. Словесный:
• Диалог.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы с детьми, в которых формируется понимание добра, морали, нравственного выбора.
4. Практический:
• Моделирование: составление из разрезных картинок — целой, это могут быть сказочные герои, игрушки и т. д., а также составление картинок из паззлов.
• Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка.
Предметно-пространственная среда:
С целью духовно-нравственного воспитания в группе созданы :
• уголок «Читай-ка»
• уголок для сюжетно-ролевых игр
• спортивный уголок
• патриотический уголок
• уголок народного творчества
Взаимодействие с семьями
анкетирование;
родительские собрания;
консультации;
изготовление декораций к праздникам.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения Тема мероприятия Цели Форма проведения
10.2021
1 неделя «Родной город» Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь. Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест.
2 неделя «Кукла Ваня в гостях у ребят» Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями. Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной.
3 неделя «Добрый доктор Айболит» Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник, обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»
Чтение «Добрый доктор Айболит»
4 неделя «Народная игрушка» Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества. Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей
11.2021
1 неделя «Доброта» Сформировать в сознании детей понятие «доброта». Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим. Чтение стихотворения «Доброе утро» (или «Доброта нужна всем людям). Аппликация «Доброе солнышко»
2 неделя «Наши добрые дела» Развивать представления детей о добре и зле. Учить различать добрые поступки от злых, анализировать свои поступки и поступки литературных героев. Чтение рассказа Сухомлинского В. «Как белочка спасла дятла». Рассматривание открыток «Хорошие манеры и привычки». Музыкально - ритмические движения под музыку «Добрый жук» из мультфильма «Золушка».
3 неделя «Моя семья» Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству Рассматривание семейных фотографий, беседа
4 неделя «Мама милая моя» Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме Чтение стихотворений о маме, изготовление подарков маме
12.2021
1 неделя «Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме) Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет»
2 неделя «Важные профессии»
Знакомить с трудом взрослых (повар, обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?»
3 неделя «Любимые игрушки» Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места Рисование «Моя игрушка»
4 неделя «Традиции русского народа» Приобщать детей к национальным ценностям и традициям празднования Нового года и Рождества Христова в России. Развивать эмоционально положительное отношение к праздникам и желание участвовать в их подготовке. Рисование «Огоньки на ёлочке». Музыкальный фон - новогодние детские эстрадные песни.
01.2022
1 неделя «Рождественская ёлка» Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев. Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона
2 неделя «Урок вежливости» Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах, на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?»
3 неделя «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской народной игрушкой Аппликация «Узоры на платье»
4 неделя «Колокольчик» Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами - колокольчик Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик»
02.2022
1 неделя «Знакомые профессии» Знакомить с трудом взрослых (шофёр, обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду Сюжетно-ролевая игра «Шофер»
2 неделя «Мой папа» Дать представление о том, что мужчина – это не только папа, но и защитник семьи, Родины. Воспитывать уважительное отношение к родителям, к близким людям. Чтение с детьми стихов о папе. С/р игра «Мы солдаты». Раскрашивание раскрасок на тему: «Боевая техника».
3 неделя «Любимые сказки» Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение. Викторина «Путешествие по сказкам»
4 неделя «Масленица» Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. Хороводы, народные игры, чаепитие
03.2022
1 неделя «Мама - главное слово в каждой судьбе» Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них Прослушивание песен о маме, изготовление подарка.
2 неделя «Мы веселые матрешки» Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок.
3 неделя «Урок этикета» Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой) Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо»
4 неделя «Ложки» Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения
04.2022
1 неделя «Доброе слово» Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых Беседа, инсценировка ситуаций
2 неделя «Солнце как источник жизни на земле» Дать детям элементарные представления о природном объекте –солнце, его влиянии на окружающий мир. Познакомить детей с образом солнца в художественной литературе. Рассматривание иллюстраций с изображением солнца в художественной литературе (книгах). Музыкально-ритмические движения с лучиками под фонограмму «Выглянуло солнышко». Выкладывание мозаики «Солнышко» (из крышек, камешков, косточек, пуговиц, макарон).
3 неделя «Святая Пасха»
(праздник) Знакомство детей с праздником Пасха. Раскрашивание пасхальных яиц.
4 неделя «Земля - наш общий дом, и нам хорошо живётся в нём» Сформировать у детей представления о том, что все, что нас окружает - это наш общий дом, и нам хорошо живется в нем. Показать землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Учить радоваться красивому и доброму в нашем мире. Чтение стихотворения Е. Королева «Наш дом». Выставка фотоиллюстраций «Добрый мир».
05.2022
1 неделя «Они нам подарили жизнь» Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины Чтение стихотворения Ф. Фребеля «Вот дедушка…» Изготовление открытки «9 Мая».
2 неделя «Как мы можем помочь природе» Формировать у детей представления о том, как люди заботятся о природе и хотят ее сохранить. Продолжать знакомить детей с разнообразным миром живой природы. Лепка «Гусеница» (из шишек) под фонограмму «Пение птиц».
3 неделя «Стану
самостоятельным»
Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых Дидактическая игра «Что не так?»
4 неделя «Белая берёзка»
(Праздник Троицы)
Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. Хоровод,
лепка «Березка»