puchkova elena
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел программы (комплекс основных характеристик программы)
1.1. Пояснительная записка
1.2 Направления и актуальность
1.3. Цели и задачи реализации программы
1.4. Содержание программы
1.5. Диагностика и планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел (комплекс организационно – педагогических условий)
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методические материалы
Список литературы
Публикация «Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет „Времена года“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Приложение
1. Целевой раздел программы
(комплекс основных характеристик программы)
1.1. Пояснительная записка
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве.
1.2. Направления и актуальность:
Кружок «Времена года» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
1.3. Цели и задачи реализации программы :
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
1.4. Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса :
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Отличительные особенности программы
Новым в работе кружка «Времена года» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Формы и методы проведения организованной образовательной деятельности
Формы:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Для решения программных образовательных задач используются :
- Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
- Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
- Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность
Диагностика:
1. Представления о природе.
Выявить характер представлений ребнка о признаках живого;
Выяснить, имеет ли ребнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания
Выяснить, знает ли ребнок части растений и их функции.
Выяснить, имеет ли ребнок представления о стадиях роста растений.
Выявить представление ребнка о многообразии животных и местах их обитания.
Выявить представления ребнка о домащних и диких животных,
2. Отношение к природе.
Изучить особенности отношения ребнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами труд в природе)
Планируемые результаты освоения программы :
- Знать и называть некоторых домашних животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).