puchkova elena
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел программы (комплекс основных характеристик программы)
1.1. Пояснительная записка
1.2 Направления и актуальность
1.3. Цели и задачи реализации программы
1.4. Содержание программы
1.5. Диагностика и планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел (комплекс организационно – педагогических условий)
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методические материалы
Список литературы
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Приложение
1. Целевой раздел программы
(комплекс основных характеристик программы)
1.1. Пояснительная записка
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве.
1.2. Направления и актуальность:
Кружок «Времена года» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
1.3. Цели и задачи реализации программы :
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
1.4. Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса :
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Отличительные особенности программы
Новым в работе кружка «Времена года» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Формы и методы проведения организованной образовательной деятельности
Формы:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Для решения программных образовательных задач используются :
- Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
- Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
- Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность
Диагностика:
1. Представления о природе.
Выявить характер представлений ребнка о признаках живого;
Выяснить, имеет ли ребнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания
Выяснить, знает ли ребнок части растений и их функции.
Выяснить, имеет ли ребнок представления о стадиях роста растений.
Выявить представление ребнка о многообразии животных и местах их обитания.
Выявить представления ребнка о домащних и диких животных,
2. Отношение к природе.
Изучить особенности отношения ребнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами труд в природе)
Планируемые результаты освоения программы :
- Знать и называть некоторых домашних животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).