Елена Смирнова
Рабочая программа кружка по лепке из глины «Чудо-глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с глиной очень заинтересовала меня и детей моей группы. В этом учебном году на базе МДОУ, на бесплатной для родителей основе, я организовала кружок детского творчества "Чудо - глина". Может кого то эта тема заинтересует, и вы воспользуетесь моей программой. Представляю на первое полугодие.
Пояснительная записка
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина…» - поётся в одной детской песенке.
Но я хочу доказать, что это не совсем так. Глина очень мягкий и податливый материал. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё.
Публикация «Рабочая программа кружка по лепке из глины „Чудо-глина“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.
Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить.
Глина - это тот материал, с которым ребёнок может легко справиться, потому что глина гораздо мягче пластилина.
При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.
А как дети любят раскрашивать свои поделки. Интерактивные дети в этот момент очень увлечены, что способствует их успокоению.
Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и потом играть.
В начале работы мной были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный, что свидетельствует о низком уровне знаний о свойстве природного материала, о том, как и что можно делать с ним.
Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.
Я в ходе обучения и самообразования изучила эту тему, и разработала программу дополнительного образования в виде кружковой работы.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме лепка из глины с детьми дошкольного возраста.
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
* развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к доброжелательному отношению друг к другу,
*воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, художественного вкуса;
* формирование познавательных, практических и творческих умений и навыков,
При построении работы я обратила внимание на следующие направления:
Познавательное направление: включает в себя цикл познавательных мероприятий, которые способствуют расширению знаний детей о природном материале глине.
Практическое направление: включает в себя продуктивную деятельность детей, лепку из глины.
Для успешной работы с детьми созданы определённые условия, подобраны необходимые атрибуты.
Цель кружка :
Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.
Задачи кружка :
Для детей:
Воспитывающая – воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту природы, окружающих предметов, воспитывать художественный вкус;
Познавательная - познакомить детей с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из неё, научить работать с гончарным кругом; подвести к пониманию ценности народного искусства;
Развивающая – расширить представление детей о природном окружении, об объекте неживой природы – глине; о русском народном творчестве.
Для педагога: сформировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создать условия для развития детского творчества, создать позитивное настроение.
Для родителей: привлечь внимание родителей к данной теме, к участию в работе кружка.
Продолжительность занятий кружка рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:
5 – 6 лет – 25 минут
Форма проведения:
Проведение экспериментальной деятельности с глиной;
Продуктивная деятельность - лепка из глины;
Индивидуальная работа;
Знакомство с русским прикладным искусством;
Работа с гончарным кругом;
Самостоятельная лепка детей по замыслу;
Работа с родителями.
Методические приё мы:
Наглядный, словесный, практический;
Экспериментирование;
Чтение художественной литературы;
Продуктивная деятельность;
Игра с глиной.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей
Должны знать и уметь:
5-6 лет
Знает свойства глины (мокрой, как их можно использовать.
Умеет аккуратно лепить, используя стеку;
Сглаживать пальцами поверхность;
Передавать образ предметов, игрушек;
Выделять выразительные средства дымковской игрушки;
Лепить цилиндр для получения полой формы;
Раскрашивать вылепленные изделия.
Имеют представление о декоративно прикладном творчестве.
Знает, что такое гончарный круг, способы работы с ним.
Необходимые условия реализации
программы :
Специальное помещение (экологическая комната);
Природный материал – глина;
Оборудование для экспериментальной деятельности;
Атрибуты для работы с глиной;
Наглядный материал разного вида;
Атрибуты, необходимые для работы с детьми :
Доски с шероховатой поверхностью;
Тряпки и ёмкости для воды;
Стеки и зубочистки;
Гуашь 12 цветов, кисти, лак без запаха (био);
Глина, гончарный круг;
DVD – диски, наглядный материал;
Необходимая литература.
Перспективный план работы
кружка «Чудо - глина»
в старшей группе
Дата
№ Тема Задачи Содержание
Осень
Сентябрь
1. знакомство с глиной, как с природным материалом Дать представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена.
2 Экспериментальная деятельность: выявление свойства глины, сравнивание свойств сухой и мокрой глины. Дать знания о свойствах сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней можно делать.
Проведение эксперимента: сухую глину замачивают, смотрят результат, выявляют свойства, сравнивают, делают выводы. Воспитатель предлагает полепить из мокрой глины. Делает выводы, какую глину лучше использовать для лепки.
3. Посещение этнографического музея «Русская изба» Дать представление о жизни людей в старину, об изготовлении и использовании глиняной посуды в быту. Чем служила такая посуда людям, почему её ценили. Рассматривание изделий из глины, тактильное восприятие, рассказ воспитателя об использовании глиняной посуды в старину. Как использовали глиняную посуду для хранения холодных продуктов и для приготовления горячих блюд.
4. Знакомство с глиной для лепки, атрибутами для лепки, разминание глины, скатывание шара, сдавливание его. Учить разминать глину пальцами, скатывать шар, сдавливать его пальцами. Практическая работа с глиной. Педагог показывает приемы работы с глиной.
Октябрь 5. Лепка «Чашка на блюдце» Учить скатывать шар, сдавливать его пальцами, учить оформлять края блюдца и чашки, вылепливать ручки у приборов. Лепка блюдца и чашки, оформление края, обработка мокрой тряпкой, сглаживание поверхности. Установка для просушки.
6.
Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка.
Учить красочно, оформлять свою работу стекой и гуашью.
Чтение стихотворения «Пёстрый хоровод», нанесение рисунка стекой, раскрашивание изделий гуашью, с использованием разных кистей.
7. «Дымковская игрушка» Познакомить детей с народным промыслом, изготовлением дымковской игрушки.
Рассказ воспитателя о том, что дымковские игрушки выполнены народными мастерами. Чтение рассказа «Кировская игрушка», показ наглядного материала.
8.
Лепка «Кукла» Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Куклы выставляются для просушки.
Ноябрь 9. Раскрашивание куклы в соответствии с дымковской росписью. Учить накладывать рисунок на готовое изделие, использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии Чтение потешки «Хорошо лентяю жить», растолкование смысла потешки, продуктивная деятельность, помощь воспитателя.
10. «Гончарная мастерская»
Просмотр видео фильма. Расширить представления детей о работе гончара, внесение в словарь новых слов: гончар, гончарный круг, обжиг, муфельная печь. Просмотр видеофильма, рассказ воспитателя, пояснения в ходе просмотра.
11. Знакомство с гончарным кругом. Познакомить детей с гончарным кругом, способом работы с ним. Воспитатель показывает гончарный круг, рассказывает о способах работы с ним.
12. Село «Гжель» Познакомить с посудой гжельского производства, научить отличать эту посуду от другой. Рассказ воспитателя о селе Гжель, рассматривание иллюстраций, пособий, посуды, выявление отличительных черт посуды (роспись).
Зима
Декабрь 13 «Самовар» лепка Продолжать учить лепить предметы из цилиндра, использовать приём налепа. Лепка самовара, воспитатель учит детей использовать в работе все пальцы. Выделяет все детали самовара, вылепленные путём налепа. Готовое изделие выставляется для просушки.
14 Декорирование самовара, работа с гончарным кругом. Продолжать учить раскрашивать готовое изделие, учить работать с гончарным кругом.
1 подгруппа раскрашивает самовар под гжель, 2 подгруппе воспитатель показывает работу с кругом, даёт возможность самостоятельно действовать.
15. «Каргопольская игрушка»,знакомство, сравнивание с дымковской. Дать представление о городе Каргополь, игрушках данной местности, чем они отличаются от других. Беседа о городе, показ иллюстраций, сравнивание двух игрушек. Рассматривание способов изготовления игрушки поэтапно.
16. «Конь» лепка каргопольской игрушки. Учить лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластическим способом – из одного куска глины туловище, голова, шея. Воспитатель показывает, как лепить из целого куска, выделяя туловище, шею, голову. Маленькая голова, опущенная вниз, изогнутая шея, удлинённое туловище, прямые ноги, немного расставленные в стороны.
Мы свою работу уже начали
Это мы раскрашиваем чашку с блюдцем под гжель. Чашка с блюдцем просушились неделю и дети с нетерпением ждали, когда будет следующее занятие кружка.