Ольга Петрова
Рабочая программа годового проекта «Ебугэ ситимэ» для детей среднего-старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение воспитанников к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовать их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.
По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок.
Такая закономерность объясняет тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.
Одним из мощных традиционных средств воспитания, является при общение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с ее жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не является его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.
Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль играет фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции.
Актуальность.
Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее наших детях.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Данный кружок поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.
Основной целью проекта является: пропаганда якутского фольклора для подрастающего поколения.
Для достижений этой цели выделяются следующие задачи:
• Ознакомление с якутским фольклором (якутские народные сказки, тойук, осуохай, чабыр5ах, олонхо)
• Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомусом.
• Формирование устойчивости интереса к якутскому фольклору;
• Развитие слуха и голоса у детей
Бырайыах сыллаа ы былаана
№ Ыйдар Нэдиэлэ Нэдиэлэнэн тиэмэлэр Дьарык ахсаана
1.
Бала ан ыйа – Улуу Суорун ыйа
1 нэдиэлэ Тереебут дойдум Сахам сирэ.
4 ч.
2 нэдиэлэ Дьокуускай куорат к нэ
3 нэдиэлэ Сахам сирин к м с к нэ
4 нэдиэлэ Бала ан ыйа – Улуу Суорун ыйа
2. Алтынньы – Хотой Айыы ыйа 1 нэдиэлэ Алтынньы Хотой Айыы ыйа – сэьэргэьии
(Саха сиригэр айыл5а уларыйыыта, дьон сэргэ оло5ор уларыйыы)
4
2 нэдиэлэ Алтынньы ый бэлиэтэ – Хотой Айыы (илии улэтэ)
3 нэдиэлэ Алтынньы ыйга бугэлэрбит олохторо – дьа ахтара
4 нэдиэлэ «Таал – таал эмээхсин» диэн саха остуоруйатын билси иии
3. Сэтинньи - Байанай ыйа 1 нэдиэлэ Сэтинньи – Байанай ыйа (сэьэргэьии) 4
2 нэдиэлэ Бултааьын туьунан сэьэргэьии
3 нэдиэлэ Саха сирин кыыллара – сэьэргэьии
4 нэдиэлэ Раскараска – Саха сирин кыыллара
Тумуктуур тэрээьин – кердеех курэхтэьии
4. Ахсынньы – Билгэ хаан ыйа 1 нэдиэлэ Ахсынньы Билгэ хаан ыйа-сэьэргэьии 3
2 нэдиэлэ Саха тацаьа – сэьэргэьии, раскраска «Саха тацаьа»
3 нэдиэлэ Дьыл о5уьун туьунан ойулук керуу.
5. Тохсунньу - Та ха ыйа 1 нэдиэлэ Тацха 3
2 нэдиэлэ Оьуохайы билиьиннэрии
3 нэдиэлэ Сахалыы остуоруйалар
6. Олунньу - Одун хаан ыйа 1 нэдиэлэ Чабыр а ы били иннэрии
3
2 нэдиэлэ Саха музыкальнай инструменнар (хомус, купсуур, дьа5а)
3 нэдиэлэ Саха тылын к нэ. Оло хону билиьиннэрии.
7 Кулун тутар - Дь г й ыйа 1 нэдиэлэ Кулун тутар - Дь г й ыйа
4
2 нэдиэлэ «Саха сылгытын билиьиннэрии», «Саха сылгытын киэргэлэ»
3 нэдиэлэ «Сылгы сиэлиттэн, кылтан оцоьуктар»
4 нэдиэлэ Сахалыы таабырыннар
8 Муус устар - Айыы ыт ыйа 1 нэдиэлэ «Саха ына5а»
4
2 нэдиэлэ «Сахалыы уруц ас»
3 нэдиэлэ «Уруц аьы уурар, астыыр сахалыы иьиттэр»
4 нэдиэлэ
«Урулуйэ устар уруц ас» тиэмэнэн тумуктуур тэрээьин ыытыы-о5олор оцоьуктарын быыстапката
9 Ыам ыйа - Иэйиэхсит ыйа 1 нэдиэлэ Ыам ыйа - Иэйиэхсит ыйа 4
2 нэдиэлэ Саха оонньуулара, курэхтэрэ
3 нэдиэлэ Саха сирин сайына
4 нэдиэлэ Ыьыах
Ыьыахха бэлэмнэнии.
Барыта 32
Перспективный план работы с родителями
Направление: Реализовать тесное взаимодействие с родителями для успешной реализации проекта.
Цель: Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного творческого развития ребенка.
Задачи:
1. Настраивать детей и взрослых на активную совместную творческую работу.
2. Развивать партнерские отношения в процессе совместной творческой работы.
3. Развивать эмоциональное сближение детей и взрослых.
№ Ыйдар Улэ керуцэ
1.
Бала ан ыйа – Улуу Суорун ыйа
Консультация «О5о5о тереебут култуура5а, тылга тапталы иитии»
К м с к н быыстапка дьаарбацка тэрийии
2. Алтынньы – Хотой Айыы ыйа Бастакы тереппут мунньа5а
3. Сэтинньи - Байанай ыйа Уопсай детсаад иьинэн ыытылар «Байанай» курэххэ кыттыы
4. Ахсынньы – Билгэ хаан ыйа
Саца дьыллаа5ы утренник тэрээьинигэр улэлэьии
Оьуохайы о5о5о уерэтии - консультация
6. Олунньу - Одун хаан ыйа “Сиккиэр”сахалыы музыкальнай инстуменнар белех тэрийии
7 Кулун тутар - Дь г й ыйа «Кустук ецнеех кулунчук» киинэ – испэктээкили бэлэмнээьиццэ улэ ыытыы
8 Муус устар - Айыы ыт ыйа «Кустук ецнеех кулунчук» киинэ – испэктээкил улэтин тумуктээьин, презентациялааьын.
9
Ыам ыйа - Иэйиэхсит ыйа
Тереппут мунньа5ар отчуот
Ыьыах тэрийии.
Ыьыахха бэлэмнэнии.
Список литературы.
1. Неустроева М. Д., Елисеева М. И. «Ураанхай саха огото» - Якутск, 1998;
2. Уткин Г. Д «Якутский ысыах» - Якутск 1994;
3. Шамшурина. Ю,И., Егоров П. И, «Край наш родной - Якутия» - Москва 1997;
4. Болот Боотур «Загадки и стихи» - Якутск, 2002;
5. Илларионов В. В. «Якутские скороговорки» - Якутск, 1992;