Савельева Виктория Алексеевна
Рабочая программа «Футбол»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
1. Пояснительная записка…3
2. Цель и задачи программы…5
3. Учебно-тематическое планирование…. 6
4. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки….…11
5. Условия реализации программы…. 12
6. Перспективное планирование…13
7. Список литературы….15
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Футбол“» размещена в разделах
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана программа на 3 года обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы). Обучение реализуется в режиме занятий. Продолжительность ООД для детей от 4-5 лет 40 мин. в неделю (2 занятия по 20 минут, для детей от 5-7 лет 1 час в неделю (2 занятия по 30 минут) – 60 часов в год.
Футбол – один из самых популярных и массовых коллективных игр.
Учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Работа предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Достоинства занятий по футболу известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка.
Такая форма организации детской деятельности воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Цель занятий спортивными играми в ДОУ – ознакомление детей с определённым видом игры и основами её техники.
Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребёнка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении
– это её эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных
заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда забывают о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее.
Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом.
В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.
Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путём усложнения условий и выполнения движений.
Данная программа разработана на основе типовой программы по футболу для спортивных школ. Приоритетами программы являются : демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.
Цель и задачи
Цель программы : приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы :
• Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.
• Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой футбола.
• Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.
• Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
• Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
• Проведение профориентации.
Основные образовательные технологии
В ходе изучения дисциплины используются традиционные (практические, самостоятельная работа) и активные (технология обучения в сотрудничестве) формы проведения занятий.
План ООД по ОФП с элементами футбола :
1. Подготовительная часть (разминка).
- разогревание организма.
2. Основная часть (упражнения в исходном положении стоя).
- последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.
3. Бег и прыжки.
- максимальная нагрузка.
4. Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа.
- комплексная проработка всех групп мышц.
5. Заключительная.
- восстановление, упражнения на гибкость и расслабление.
Структура комплекса и направленность каждой из его частей:
Подготовительная часть, или разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.
В начале основной части следует серия упражнений различного характера:
поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия
упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера:
различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они
с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.
Заканчивается основная часть состоит из беговой серии упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Здесь не предусмотрено, какие виды прыжков вы будете делать. Главное – добиться высокой интенсивности в этой части комплекса. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнений, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.
Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.
Завершается комплекс упражнениями на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.
Основные показатели развития детей, прошедших программу.
• Повышение физической выносливости.
• Улучшение осанки, гибкости суставов.
• Совершенствование чувства ритма, музыкальности, двигательной культуры.
• Развитие чувства самостраховки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
• влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
• гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
• техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
• основы и методы техники и тактики игры в футбол,
• правила игры, организация соревнований;
• оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
• установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т. д., необходимых для успешной игры в футбол;
• развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, футбольные мячи, тренажеры и. т. д. ;
• легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, 1500 метров, кросс 500 до 2 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
• гимнастические и акробатические упражнения:
• упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т. д. ;
• подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «регби», «ручной мяч» и т. д. ;
• сдача нормативов по физической подготовке.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры;
• упражнения для развития футбольной скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
• развитие взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
• развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
• специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
• акробатические упражнения при отборе мяча и ударах по воротам. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• обучение технике игры без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставным шагом, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
• обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой и головой, остановка и обработка мяча, ведения мяча, вбрасывание и техника игры вратаря;
• обучение ударам по мячу ногами: внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
• обучение ударам по мячу головой: удар, выполняемый активным движением туловища; удар, выполняемый кивком. Они выполняются стоя, в прыжке вверх, в прыжке вперед с нападением;
• обучение остановке и обработке мяча : остановка мяча грудью, остановка мяча бедром, остановка мяча внутренней и внешней часть стопы, остановка
поднимающегося мяча внутренней частью стопы, остановка мяча в передвижении;
• обучение ведению мяча: ведение мяча шаговыми ударными движениями внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема, носком;
• обучение финтам: финт «наступание подошвой на мяч», «ложная остановка мяча подошвой», «проброс мяча мимо соперника», «ложный замах для удара», убирание мяча внутренней частью подъема», «переступание через мяч»;
• обучение отбору мяча: в выпаде, толчком плеча;
• обучение введению мяча в игру;
• обучение технике игры вратаря: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, перевод мяча, бросок и выбивание мяча.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы обучения: 1. ООД
2. Подвижные игры
3. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия:
дни здоровья, соревнования, физкультурные праздники.
Методы обучения: 1. Рассказ и показ руководителя.
2. Упражнения:
Обще развивающие упражнения:
- упражнения в беге;
- прыжковые упражнения;
- упражнение для мышц рук;
- упражнение для мышц туловища;
- упражнения для мышц ног.
Подводящие упражнения:
- имитационные упражнения без мяча;
- игра с мячом у стенку: удар с наброса мяча, прием и передачи мяча после отскока от пола;
Специальные упражнения;
Игровой метод.
Двусторонняя игра, один против другого или в парах.
Соревновательный метод.
Внутригрупповые соревнования и т. д
Поточный метод
Дети выполняют упражнения друг за другом в указанном интервале.
Интервальный метод:
Смена выполнения упражнений по времени.
Круговой метод.
Применяется в начальной стадии обучения и в подготовительной части занятия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
В результате ознакомления и совершенствования элементов спортивной игры «Футбол» воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания, умения
и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
• иметь навыки самостоятельной работы;
• использовать различные источники информации для получения сведений
в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что воспитанники,
усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество инвентаря и оборудования, необходимое для проведения ООД.
№ пп инвентарь Количество Срок Примечание
шт. использования (наличие инвентаря)
1. Мяч для футзала 16 2 года +
2. Мяч набивной (1-2 кг) 8 5 лет +
3. Секундомер 1 5лет +
электронный
4. Скакалки 16 2 года +
5. Насос и иглы 1 комплект 3 года +
6. Щитки футбольные 10 5 лет -
7. Гетры 10 5лет -
8. Гиря 0.5 кг 16 5лет +
9. Футбольные ворота 2 5 лет -
Перспективное планирование.
№ Тема занятия Кол-во
часов
1. Удары по неподвижному мячу правой и 2
Сентябрь
3. левой ногой с одного, двух, трех шагов 2
левой ногой с разбега.
2. 2
Удары по неподвижному мячу правой и
Подвижные игры с мячом.
4. 2
5. 2
Прием: «Одни ребенок катит мяч, другой
6. Октябрь 2
сбоку ударяет по нему ногой».
7. принимать его на подошву». 2
Прием: «Бросать мяч руками вверх и
8. Подвижные игры с мячом. 2
9. 2
10. 2
Прием: «Один ребенок катит мяч руками,
11. другой останавливает его ногой». Ноябрь 2
Прием: «Один ребенок посылает мяч ногой,
12. 2
другой останавливает (ногой)».
Подвижные игры с мячом.
13. 2
14. 2
Ведение мяча правой и левой ногой по Декабрь
15. прямой. 2
16. правой, то левой ногой по прямой. 2
Ведение мяча, толкая его поочередно то
Подвижные игры с мячом.
17. 2
18. Ведение мяча вокруг конусов. 2
Январь
Ведение мяча с ускорением и ударять по
19. 2
воротам.
20. 2
21. 2
Бросание мяча из-за головы двумя руками. Февраль
22. 2
Бросание мяча по цели на точность
23. попадания. 2
Подвижные игры с мячом.
24. 2
25. 2
Прием: «Один ребенок бросает мяч, другой
26. 2
принимает его».
Прием: «Один ребенок ведет мяч ногой, Март
27. 2
другой улавливает момент и вступает в
28. борьбу за мяч». 2
Подвижные игры с мячом.
29. 2
30. 2
Прием: «Один ребенок стоит в воротах,
31. 2
другой с 4 - 5 м легко ударяет по мячу, тот Апрель
ловит и бросает обратно».
32. 2
Игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре
33. с тренером. 2
Подвижные игры с мячом.
34. 2
35. Элементарные приёмы игры в мини- Май 2
36. футбол. 2
Итого
(в год)
72ч
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веревкин М. П. Мини-футбол на уроке физической культуры. -М. :Физкультура
и спорт, 2006г. -192с
2. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы тренировки ловли
и отражения мячей вратарям. - М. :Физкультура и спорт, 2006г. -
158с
3. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы и
методика контроля технического мастерства. - М. :Физкультура и спорт, 2005г. -139с
4. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Универсальная техника атаки. М. :Физкультура и спорт, 2004г. -209с
5. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действия с мячом. М. :Физкультура и спорт, 2006г. -162с
6. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки. Техники реализации стандартных положений. - М. :Физкультура и спорт, 2007г. -
142с
7. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки техники игры головой. - М. :Физкультура и спорт, 2008г. -125с
8. Перепекин В. Н. Восстановление работоспособности футболистов. М. : ООО
«Изб-во АСТ» : «Изд-во Астрель»,2003.- 526 с.
9. Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С. Физическая подготовка футболистов. - Минск: Вышей. Школа, 2005г.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
10. Беляева Н. Т., Юровский С. Ю., Дневник самоконтроля. М. : 1994.
11. Жан-Люк Чесно, Жирар Дюре. Футбол. Обучение базовой технике М, «Академия», 2006г.
12. Железняк Ю. Д. Спортивные игры. - Москва, «Академия», 2002г.
13. Люкшинов Н. М. Искусство подготовки высококлассных футболистов. -М. :
Просвещение 2005г.