Галина Чуркина
Рабочая программа фольклорной студии «Калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.
Литература, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. На занятиях дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, ориентироваться в народных праздниках, знакомятся с другими жанрами русского фольклора.
Публикация «Рабочая программа фольклорной студии „Калейдоскоп“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
• Необходимо широко использовать все виды фольклора : сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.
• Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
• Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Цели: Привитие детям любви к народной поэзии и музыке, к народной песне, народному танцу, к традиционным народным инструментам, воспитание эстетического отношения к действительности, т. е. воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачами: Воспитание художественного вкуса и эстетических представлений через лучшие образцы детского фольклора. Способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребенка. Развитие музыкальных способностей: голос, слух, ритм, память. Формирование в игровой форме вокально-певческих навыков: правильное дыхание, звуковедение, дикция и артикуляция. Развитие речи при помощи различных пальчиковых игр и речевых упражнений. Освоение основных элементов народной хореографии через традиционный бытовой танец. Расширение этнокультурного кругозора детей.
При комплексном воздействии различных видов искусства (поэтического слова, песни, живописи, а также наблюдений за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.
Важной составляющей программы является организация постоянного наблюдения за природой в разное время года. Эти наблюдения помогают понять смысл календарно-обрядовой поэзии, обожествляющей солнце, небо, ветер, дождь, землю, проследить историю возникновения народной игрушки – свистульки, рожки, дудочки, а также разобраться в орнаменте костюма, предметов домашнего обихода, посуды, олицетворяющем образы птиц, животных, цветов – символов счастья, благополучия.
Программа предназначена для комплексного изучения музыкального фольклора детьми от 5-х до 7-и лет с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятие проводится один раз в неделю по 30 минут в вечернее время, её построение основывается на общих задачах музыкального воспитания.
В программе имеются следующие разделы:
• устное народное творчество (малые фольклорные формы);
• русские народные сказки (чтение, пересказ, драматизация);
• народное пение;
• народная хореография;
• народные подвижные игры;
• работа над выразительностью речи.
Также в программу включена работа по звуковой культуре речи:
• артикуляционная гимнастика;
• скороговорки;
• упражнения на речевое дыхание.
Ведутся занятия по ознакомлению детей с народным календарем, изучению быта русской избы, народных традиций и народных промыслов.
Изучение каждого раздела завершают досуги или фольклорные праздники на календарные темы : «Жниво», «Кузьминки», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Встреча весны», «Троица».