Татьяна Сапрыкина
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание Программы
1 Информационная карта Программы 3
2 Пояснительная записка 5
3 Отличительные особенности программы 6
4 Этапы реализации программы 7
5 Ожидаемые результаты 10
6 Тематическое планирование (1 год обучения – возраст 6-7 лет) 12
7 Мониторинг
8 Литература
9 Приложение
Информационная карта
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Волшебные шашки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Наименование программы Программа дополнительного образования "Волшебные шашки" по игре в шашки для детей дошкольного возраста 6-7лет.
Целевая группа Дети от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности и их родители (законные представители)
Цель программы Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи программы Обучающие :
-обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
-развитие стремления детей к самостоятельности;
-развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
-развивать умение оценивать свои и чужие поступки.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения; - выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Эстетическое:
-играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое: -осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Направленность Интеллектуальная направленность
Срок реализации 1 год
Уровень реализации Дошкольное образование
Уровень освоения Общекультурный
Краткое содержание программы Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности.
Новизна программы Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближают начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научатся искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Ожидаемые результаты программы По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т. д
- это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляются путем опроса и игры с воспитателем.
- стадии игры - выявляются путем опроса и игры с воспитателем.
- основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция
выявляются путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь: - ориентироваться на шашечной доске, - правильно помещать доску между партнерами, - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями, - рассчитывать соотношение сил,
- приобретут ряд качеств, которые помогут им решать многие жизненные ситуации: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
Волшебные шашки
«Шашечная игра-мать шахматной,
и достойная мать».
Эммануил Ласкер
«Если шахматы – король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
Пояснительная записка.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительные особенности программы :
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей подготовительного дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
- Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
- Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы :
Этапы реализации программы на год обучения : подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов в год по 1 занятию в неделю, длительностью 45 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 6-7 лет. Акцент при обучении делается на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
- В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
-Вид детской группы – группа постоянного состава.
-Набор детей – свободный.
-Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Основой организации занятий с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения занятий и игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
-практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Перечень дидактических материалов
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- непосредственно шашки;
- настольные шашечные доски
Условия для реализации программы
Оборудование, материалы.
В организацию предметно-развивающей среды подготовить: информационный стенд «Шашечный дебют», шашечный уголок в групповой комнате, оборудование и демонстрационный материал.
- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
- шахматные часы
Сроки реализации
Срок реализации программы : 1 год. Программа предусматривает проведение 36 часов занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы : основы игры, шашечная тактика.
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т. д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляются путем опроса и игры с воспитателем.
- стадии игры - выявляются путем опроса и игры с воспитателем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий (ууд)
Коммуникативные:
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
- контролирование собственных эмоций,
- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
- использование знаний в практической игре,
- ориентирование на плоскости,
- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
- создание плана реализации преимущества,
- предвидение развития позиций,
- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.