Инна Жарикова
Рабочая программа дополнительного образования по физкультуре «Мой друг мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по физкультуре „Мой друг мяч“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Для реализации потребности детей в движении, мною организована спортивная секция «Мой друг Мяч», которая предусматривает разнообразную деятельность с мячом, а также ознакомление детей с элементами игры в баскетбол.
В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Действия с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма.
Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы.
Актуальность выбранного мной направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста обуславливается тем, что в программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. А требования программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А. П. Матвеева, предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.
Методика начального обучения игры в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н. И. Преображенского, Т. А. Зельдович, С. А. Кераминаса, Ю. Ф. Буйлина и Ю. И. Портных и др.
Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста разрабатывались не достаточно. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. Т. И. Осокина. Е. А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в подвижные игры.
Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста для использования ее в работе, определение ее содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и общие задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На шестом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.
Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.
Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Данная рабочая программа разработана на основе программы Н. И. Николаевой «Школа мяча» и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы, предназначена для детей 5-7 года жизни, срок реализации данной рабочей программы 2 года.
Основная цель данной программы — обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни, совершенствование навыков владения мячом, знакомство с элементами игры в баскетбол.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки владения мячом.
2. Познакомить дошкольников с историей игры баскетбол.
3. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, ведение мяча и забрасывание в кольцо. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
6. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
7. Совершенствование деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май). 1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями. Итогом детской деятельности являются физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: спортивно-музыкальный зал, спортивная площадка.
Используемый материал: мячи резиновые диаметром 12 см. – 10 шт. и диаметром 16 см. – 10 шт., 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, кольцо баскетбольное, мячи баскетбольные.
Ожидаемые результаты:
1. Достижение детьми стабильных, качественных показателей в области усвоения двигательных умений и навыков владения мячом.
2. Дошкольники познакомятся с историей игры баскетбол.
3. Дошкольники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передачей мяча, ведением мяча и забрасыванием мяча в баскетбольное кольцо.
4. У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Научаться понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
6. Появиться творческая инициатива, умение придумывать новые игры у упражнения.
Уровни усвоения двигательных умений и навыков владения мячом.
Первый год обучения
Высокий уровень. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумывать новые варианты действий с мячом.
Средний уровень. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
Низкий уровень. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.
Второй год обучения
Высокий уровень. Уверенно, точно, технически правильно, результативно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом.
Средний уровень. Технически правильно, результативно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Правильно оценивает движения сверстников с мячом, упорен в достижении своей цели. Может придумывать и выполнять несложные действия с мячом.
Низкий уровень. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.