Светлана Балычева
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича 3 раздел
▼ Скачать + Заказать документы
III Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
3.2.1. Список детей
3.2.3. Перспективное планирование
Занятия кружка включает различные формы организации детского коллектива -логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность детей и взрослых; самостоятельную игровую игру детей и др.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В, В, Воскобовича 3 раздел» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Виды занятий регламентируются содержанием комплексной программы, реализуемой данным учреждением. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования.
Усложнение игрового материала идет по трем направлениям:
1. Выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период.
2. Подбор соответствующих заданий к игре.
3. Постепенное использование всех игр комплекта
Октябрь
• знакомить детей с игрой Воскобовича «волшебный квадрат», с представлением детей о квадрате в виде цвета, формы, сгибании квадрата пополам по горизонтали и получение прямоугольника заданного цвета, образное называние формы («как шоколадка», определение цвета;
• развивать умение конструировать простые плоскостные фигуры (домик, летучая мышь, конверт);
• составление сказок, придумывание новых фигур;
• воспитывать интерес к математическим играм;
• развитие понятий о числе и цифре. Соотношение числа и цифры
Ноябрь
• продолжать знакомить детей с игрой Воскобовича «волшебный квадрат», с представлением детей о квадрате в виде цвета, формы, сгибании квадрата пополам по горизонтали и получение прямоугольника заданного цвета, образное называние формы, определение цвета;
• учить детей складывать простые плоскостные фигуры разного цвета по образцу (конфета, семафор, мышка);
• воспитывать интерес к математическим играм;
• выделение пространственных отношений (На, над, под, слева, справа, от).
• формировать умение объяснять этапность выполнения логических заданий алгоритм действий.
• развивать связную речь (объяснительную речь, умение формулировать вопросы.
Декабрь
• продолжать знакомить детей с игрой Воскобовича «волшебный квадрат», с представлением детей о квадрате в виде цвета, формы, сгибании квадрата пополам по горизонтали и получение прямоугольника заданного цвета, образное называние формы, определение цвета;
• учить детей самостоятельно складывать треугольник разного цвета, конструировать фигуру «птичка» по образцу и самостоятельно;
• знакомство с гномом Двином, выполнение заданий (складывание красного квадрата, синего треугольника
• развивать умение самостоятельно складывать фигуры, понимание пространственных характеристик «верхний», «нижний»;
• воспитывать интерес к математическим играм;
• развитие понятий о количестве, понимание связей и взаимоотношений в натуральном ряде чисел. Состав числа 1-3. Удаление части от целого. Развивать навыки счета.
определение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (четырехугольники Многоугольник. Деление целое на части, составление целого из частей.
Январь
• закреплять умение детей играть с игрой Воскобовича «волшебный квадрат», самостоятельно складывать фигуры по схеме (мышка, ёжик, рыбка);
• Знакомство с игрой «Геоконт».
• а) Паук Юк знакомит детей с волшебными чудесными полянками, паутинками;
• б) Сплети паутину треугольной формы.
• развивать логическое мышление, способность анализировать;
• воспитывать интерес к математическим играм;
• развивать пространственную ориентировку: между, посередине, внутри, снаружи, графические способности.
• прививать навыки и умения логического решения задач. Алгоритм выполнений действий.
• развивать объяснительную речь, умение формулировать вопросы
Февраль
• создавать условия для поисковой деятельности детей, при опоре на схему;
• продолжение работы с «4-х цветным квадратом»
• а) конструирование фигур 1-6 по схеме
• б) закрашивание бесцветных фигур по схеме 1-2.
• учить детей создавать образ «черепашки», «котёнка» по схеме, при помощи воспитателя
• продолжение работы с «Геоконтом».
• а)выкладывание разного вида треугольника
• развивать мыслительные процессы у детей;
• воспитывать интерес к математическим играм;
Март
• закреплять умение детей в сгибании квадрата пополам по горизонтали, вертикали;
• учить детей конструировать плоскостные и объемные фигуры (самолет, звёздочка, маленький домик);
• «Геоконт» - чудесная Поляна
• а) выкладывание квадратов, использование 2-х резинок, квадраты большие и маленькие.
• Знакомство с «Прозрачным квадратом"
• а) У малыша Гео есть волшебные нетающие льдинки. Он хочет выбрать все льдинки с квадратами (сколько их);
• б) Пластинки с треугольниками, сколько их? Раскладывание на группы: большие и маленькие.
• развивать мыслительные процессы, пространственное и логическое мышление у детей;
Апрель
• закреплять умение детей конструировать плоскостные и объемные фигуры;
• учить детей самостоятельно складывать фигуры по схеме (лодочка, рыбка, птичка);
• продолжать знакомить с «Прозрачным квадратом».
• а) составь ряд по образцу из «Нетающих льдинок», найди лишнюю
• б) выбрать из общего количества пластинки, наложить друг на друга так, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры;
в) складывание квадрата из разных геометрических фигур способом наложения.
• продолжать знакомить с «Геоконтом"
• а) выкладывание четырехугольников различной конфигурации (прямоугольник, квадрат, трапеция);
• б) использование этих фигур в самостоятельных играх, конструкторах.
• развивать мыслительные процессы, пространственное и логическоеj мышление у детей
• воспитывать интерес к математическим играм;
Май
• закреплять умение детей конструировать плоскостные и объемные фигуры;
• учить детей самостоятельно складывать фигуры по замыслу;
• закреплять умения работу с «Прозрачным квадратом».
• а) сложить девять квадратов из всех пластинок
• б) найди в альбоме фигурки, собранные из одних и тех же пластин
• в) собери лошадку ОШ, жирафа АФ, носорога РОГ (сколько пластинок понадобилось, какие геометрические фигуры использовали).
• развивать мыслительные процессы, пространственное и логическое мышление у детей;
• развивать связную речь, умение формулировать вопросыю
*развивать словарный запас, используя в речи математические термины
3.4. О собенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Интеллектуально-развивающий кружок "Волшебный квадрат"-это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно -задача достаточно сложная.
Для эффективного решения образовательных задач по кружку очень важно оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий.
В условиях учреждения все игры и пособия концентрируются в одном месте- "интеллектуально-игровом центре". одним из вариантов оформления центра-объемный или плоскостной Фиолетовый лес, "населенный" персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); \
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда для проведения кружка дает возможности для успешного усвоению материала. Позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей.
Обстановка, созданная в групповом помещении, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В оформлении группового помещения психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гаммам — именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать дополнительное освещение каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.
№ п/п Среда Условия Вид,источник
1 Развивающее пространство 1. Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны
2. Создание условий для индивидуальных,подгрупповых и коллективных игр.
3. Обеспечение условной изолированности между элементами игровой зоны.
4. Своевременное изменение игровой среды
5. Оптимальный отбор игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству
6. Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду
7. Учет половых различий детей Организация разных игр детьми в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу
В зависимости от эмоционального состояния нахождение ребенком удобного и комфортного места
"Вижу, но не мешаю", с учетом того, что среда безопасна для жизни и здоровья ребенка
Внесение атрибутов игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей
Их недостаточное количество и не соответствующее уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и тормозит его игровую инициативу
Содержание игровой среды отражает в равной степени интерес как девочек, так и мальчиков
3.5. Материально-техническое оснащение программы
«Найди нужную карточку»
«Найди пару»
«Сложи платочек»
Лото «Цвет и форма»
«Мы считаем»
«Угадай фигуру на ощупь»
«Составь по образцу»
«Когда это бывает?»
«Найди такую же карточку»
«Домино»
«Отгадай-ка»
«Выложи узор по схеме»
Комплект развивающих игр Воскобовича
Фиолетовый лес
Игра "Геоконт"
"Квадрат В. В. Воскобовича" двухцветный
"Квадрат В. В. Воскобовича" четырехцветный
"Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича"
Персонажи сказок
3.6. Методическое обеспечение
Программа предполагает использование ИКТ - технологий, а также следующих информационно-методических материалов:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» - М. : Мозаика - Синтез, 2014.
2. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт-Петербург, 2003г.
3. Бондаренко Т. М. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобович В. В. Воронеж, 2009.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство-Пресс», 2004г.
5. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять….» (приложение к игре) //Санкт-Петербург,2003г.
6. Т. К. Жигалкина. Игровые изанимательные задачи по математике. -М. ,1989.
7. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. -М. ,2015
8. Журнал Воспитатель №7,2014
9. Ядыкина С. А. Интеллектуально-логическое развитие детей дошкольного возраста: программа-руководство Центра интеллектуальных игр. – СПб., 2013. – 32 с.
10. Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – СПб., 2013. – 148 с.
11. Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста". Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Л. С. Вакуленко, В. В. Воскобовича. – СПб., 2014. – 172 с.
12. Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – СПб. ,