Людмила Бакшеева
Рабочая программа для разновозрастной группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ
ПО ПДД».
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА.
Воспитатель: Бакшеева Людмила Николаевна.
2019 год.
Улан-Удэ.
Содержание работы :
1. Пояснительная записка…. …. …2
2. Направленность…. 2
3. Актуальность…. 2
4. Цель программы….…2
5. Задачи программы…. …2
6. Принципы реализации программы…. 3
7. Виды деятельности…. 4
8. Основные направления деятельности…. 4
9. Работа с детьми…. 5
Публикация «Рабочая программа для разновозрастной группы» размещена в разделах
10. Организация образовательного процесса….5
11. Режим деятельности. …. 5
12. Тематический план работы…6
13. Содержание программы….7
14. Ожидаемый результат….…. 8
15. Заключение…. …. 9
16. Используемая литература…. ….9
17. Перспективный план на 2019-2020 год…. …11
Пояснительная записка
1. Программа для разработана в рамках : Федеральный закон о безопасности дорожного движения (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 15 января 2016 года);
Направленность: программа социально - педагогическая: создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей м взрослых.
Поэтому главная задача- доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы : систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять ПДД.
Задачи:
1. учить основным правилам дорожного движения;
2. учить правильному поведению на улицах, используя полученные знания;
3. развивать мотивацию к безопасному поведению;
4. развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации;
5. развивать личностные свойства–самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
6. воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
7. воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
8. формировать личностный и социально- значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
9. формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
10. формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД)
11. обеспечить каждому ребёнку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Принципы реализации программы
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети- дорожная среда».
Чем меньше возраст ребёнка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребёнка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно- транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать,какие последствия могут подстерегать их в дорожной сфере. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, так как внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребёнку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среды, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие опасной дорожной среды, показать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить плавно, систематически, постоянно.
Реализация данной программы на обучение с детьми к школе группе и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дорогах и о прогнозировании опасных ситуаций, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учётом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные.
Программа состоит из различных видов деятельности:
1. Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом).
2. Самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий).
3. Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекс игр (сюжетно – ролевые, с правилами, дидактические и другие) и специальных упражнений (фронтальная, подгрупповые, индивидуальные).
Вся работа проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основные направления деятельности:
Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.
Ресурсное обеспечение программы :
1. Уголок «Дорожного движения» в групповом помещении (настольный).
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
-настольно – печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Транспорт»;
- дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
4. Библиотечка «Школа светофорчика».
Этапы реализации системы работы :
Разновозрастная группа (дети 3-7 лет).
Работа с детьми :
При построении деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой:
- ребёнок – пешеход;
- ребёнок – пассажир городского транспорта;
- ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики, и другое).
Методы, способы деятельности направленные на глубокое, осознанное и
прочное усвоение знаний детьми:
- в обучении – практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в
уголке ПДД, макет дороги);
- наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением
транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических
средств);
- словесный (как ведущий – инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод
ИКТ (просмотр, обучение);
- в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирование опыта общественного
поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные
ловушки);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования,
поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая с осуществлением дифференцированного подхода при выборе
методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность
проходит в занимательной, игровой форме.
Вся деятельность проводится один раз в неделю. Продолжительность не
превышает время, предусмотренное физиологическим особенностям возраста
детей.
Режим деятельности:
Общее количество в год – 35 часов.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю до 30 минут.
Тематический план работы :
Задачи:
1. Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
2. Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
3. Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
4. Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
5. Расширять знания детей о работе сотрудника ГИБДД.
6. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
7. Систематизировать знания детей о ПДД путём проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
1. Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их
безопасного решения.
2. Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в
опасных ситуациях.
3. Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
4. Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далёким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
5. Знают основные знаки и термины дорожного движения.
РАЗДЕЛЫ Всего
часов
В том числе
теория практика
Движение пешеходов и их обязанности 8 4 4
Дорога. Правила перехода дороги. Маршрут «Дом – Детский сад». 13 8 5
Дорожные знаки. 7 3 4
Маршрутные транспортные средства.
Безопасность пассажиров. 5 3 2
Праздник «Знать должен каждый ПДД». 1
Экскурсия «Осторожно перекрёсток». 1
ИТОГО: 35 18 17
Разработка и использование маршрута «Дом – Детский сад».
Маршрут «Дом – Детский сад» - это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребёнка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребёнок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.
Содержание программы.
35 часов (1 час в неделю).
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности (8 часов).
Задачи:учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрёстке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно – бытовых зданиях в ближайшем окружении. Учить работать с макетами.
Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги. Маршрут «Дом – Детский сад» (13 часов).
Задачи: Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках; закрепить сигналы регулировщика, их соответствие сигналам светофора.
Напомнить детям правила перехода улицы. Воспитывать внимание, навыки ориентирования в пространстве; закрепить понятие «пешеход», «тротуар», «пешеходная дорожка».
Учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежание; расширить знания об улице, дороге, перекрё стке: закрепить виды перекрёстков, правила их перехода. Разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель). Учить оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха. Воспитывать культуру движения пешеходов.
Повысить безопасность движения ребёнка в детский сад и обратно; научить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно; научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.
Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам. Воспитывать дисциплинированность на дороге.
Раздел 3: Дорожные знаки (7 часов).
Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками: с новым знаком «Внимание! Дети»; повторение дорожных знаков, изученных в старшей группе; закрепить знание детей о видах и назначении дорожных знаков.
Познакомить с дорожными знаками «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «однопутная железная дорога», «многопутная железная дорога». Учить воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями, различать дорожные знаки водителей, велосипедистов и пешеходов.
Познакомить с запрещающими знаками, учить отличать их от других знаков. Развивать воображение, умение применять знания на практике.
Воспитывать культуру поведения, эстетический взгляд, наблюдательность, уважительное отношения к правилам дорожного движения.
Познакомить с предупреждающими знаками: опасный поворот, скользкая дорога, крутой спуск и крутой подъём.
Раздел 4: Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров (5 часов).
Задачи: учить детей, создавать мысленные конструкции специализированных машин; уточнить значение звукового сигнала (сирены); развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности, с взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации, воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать своё мнение.
Закреплять правила движения пешеходов и транспорта; воспитывать уважение к пешеходам и водителям; продолжать прививать правила вежливого обращения друг к другу.
Выявить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице; проверить способность отвечать на вопросы быстро и правильно; закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров, знание мест ожидания пассажирского транспорта. Учить детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях.
Раздел 5: «Правила дорожные знать каждому положено». (1 час).
Задачи: воспитывать вежливое отношение друг к другу; закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить представления детей о светофоре; закрепить умение различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные) предназначенные для водителей и пешеходов.
Экскурсия к перекрё стку: «Осторожно перекрёсток!» (1 час).
Задачи: закрепить навыки правильного поведения на улице – ходить только по тротуарам, пешеходным дорожкам; действовать по сигналу светофора; закрепить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
Ожидаемый результат:
1. Развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а так же ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
2. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
3. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно – транспортной среде.
4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
К концу подготовительной к школе группы.
Приобретённые ранее знания, умения и навыкипоправилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.
Дети:
- умеют решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;
- знают разные виды транспорта, умеют классифицировать: пассажирский, строительный, военный.
-имеют представление о работе регулировщика и его функциях;
- умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно – указательные.
Заключение.
Программа по изучению ПДД – эффективное средство снижения уровня детского дорожно – транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.
Используемая литература и интернет ресурсы:
2. «Япешеход» View more presentations or Upload your own;
3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, дидактические игры. – СПб. : Детство – Пресс, 2010.
4. Занятия по правилам дорожного движения. Под редакцией Романовой Е. А., Малюшина А. Б. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. –М. : ТЦ Свера, 2008.
6. Федеральный закон о безопасности дорожного движения (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 15 января 2016 года);
7. «Добрая Дорога Детства» (ПДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP– газета». М., 2000-2012 года.
Рекомендуемая литература для родителей и детей:
1. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2012года;
2. Берестов В. «Про машины»;
3. Дорохов А. «Пассажир»;
4. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
5. Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей»;
6. Лешкевич И. «Гололёд»;
7. Михалков С. «Бездельник светофор».
8. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
9. Носов Н. «Автомобиль»;
10. Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
11. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
12. Прокофьева С., Сапгир Г. «Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым».
13. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
14. Тумаринсон Г. «Новые дорожные приключения Буратино».
15. Усачёв А. «Домик у перехода»;
16. Элькин Г. Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте. - С. -Пт. :Литера. 2008;
17. Юрмин Г. «Любопытный мышонок».
Перспективный план на 2019-2020 учебный год.
сентябрь
Неделя Тема занятия Форма Цели
«Знаешь ли ты правила дорожного движения» беседа Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаков.
«Правила безопасность
дорожного движения» Занятие по ознакомлению с окружающим миром Напомнить детям правила перехода проезжей части улицы, объяснить значение некоторых дорожных знаков, убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения.
«Пешеходный переход» экскурсия Закреплять знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте.
V «Улица города» рисование Совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов городского транспорта, учить изображать различные атрибуты дорожного движения, светофор, переход «Зебра».
Октябрь
Неделя Тема занятия Форма Цели
«Дорожные знаки»
«Путешествуем по городу» Дидактические игры Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, знакомство с дорожными знаками, разметкой.
«Транспорт» Беседа Закреплять понятия об общественном транспорте, правилах пользования им и поведения в нем.
«Безопасное поведение на улице и в транспорте» Занятие – развитие речи Повторить правила поведения на улице и в транспорте.
V
«Правила дорожного движения» Познавательно-игровой конкурс Продолжать закреплять правила дорожного движения
Ноябрь
Неделя Тема занятия Форма Цели
«Светофор» Занятие - конструирование Учить анализировать форму и строение объекта с тем, чтобы выбрать необходимые материалы и способ конструирования.
«Безопасность детей на улицах города» Родительское собрание Выработка единого подхода, единых требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.
Рассказ Н. Носова «Автомобиль» Ознакомление с художественной литературой Учить детей понимать жанровые особенности рассказа, учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.
V
«Нам на улице не страшно» Сюжетно-дидактическая игра Закреплять у детей знания правил дорожного движения, расширять знания о правилах поведения на улице, учить решать дорожные ситуации.
Декабрь
Неделя Тема занятия Формы Цели
«Что мы видели на улице?» Занятие – развитие речи Учить детей строить последовательный рассказ по серии сюжетных картин, развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе.
«Перекресток» Прогулка Расширять зна6ния детей об улице, дороге, перекрестке.
«Мы идем в детский сад» беседа Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице
V «Пешеход на улице» викторина Закреплять правила дорожного движения.
Январь
Неделя Тема занятия Форма Цели
«В два ряда дома стоят…» Занятие – конструирование Развивать навыки конструирования по схеме, творческие способности детей, умение продумывать замысел до начала постройки и затем исполнять его.
«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается» Беседа с решением проблемных ситуаций Закреплять у детей знания правил дорожного движения, учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать
ІІІ «Автобусная остановка» экскурсия Закреплять понятия об общественном транспорте, правилах пользования им и поведения в нем.
ІV «Лучший пешеход» Игра-конкурс Продолжать закреплять правила дорожного движения
Февраль
Неделя Тема занятия Форма Цели
І «В гости к Кубарику» Занятие по формированию математических представлений Закреплять правила перехода улицы, развивать умение ориентироваться по плану.
ІІ «Светофор и его сигналы» беседа Закреплять правила дорожного движения.
ІІІ «Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД» экскурсия Закреплять правила дорожного движения, дать понятие о работе сотрудников ГИБДД
ІV «Мы пассажиры» конкурс Закреплять правила дорожного движения в игровой форме.
Март
Неделя Тема занятия Форма Цели
І «Дорожные знаки» Занятие - рисование Дать детям представление о дорожных знаках и их назначении.
ІІ «Что такое перекресток» беседа Закреплять у детей знания о перекрестках, воспитывать внимание, сосредоточенность.
ІІІ «Какие бывают машины?» экскурсия Продолжать знакомить детей с видами машин.
ІV «Поле чудес» игра Закреплять знания правил дорожного движения в игровой форме
Апрель
Неделя Тема занятия Форма Цели
І «На нашей улице» Занятие - аппликация Развивать умение применять полученные ранее знания и навыки.
ІІ «Где можно играть» беседа Закреплять у детей знания правил дорожного движения, учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах.
ІІІ «Наблюдение за спецмашинами» Экскурсия в пожарную охрану Закреплять у детей знания о специальных машинах.
ІV «Автошкола» Игра дидактическая Закреплять знания о том, как следует переходить улицу, о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков.
Май
Неделя Тема занятия Форма Цели
І «Улица полна неожиданностей» занятие Расширять представления детей о поведении на улице и во дворе. Учить видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья.
ІІ «Что колесо может и умеет» беседа Расширять зна6ния детей об улице, дороге, перекрестке.
ІІІ «Пешеходный переход» экскурсия Закреплять у детей знания о перекрестках, воспитывать внимание, сосредоточенность.
ІV «Путешествие в страну дорожных знаков» праздник Закреплять знания правил дорожного движения в развлекательной форме