Оксана Протопопова
Программа по физической культуре в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел.
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребёнка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.
«Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности» - в этом заключается основная направленность программы. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью работы нашего дошкольного учреждения.
Публикация «Программа по физической культуре в детском саду» размещена в разделах
Данная рабочая программа реализует образовательную область «Физическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» муниципального образования города Коряжма.
1.1. Пояснительная записка
Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт характера личности, содействие в стимулировании деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорно-двигательного аппарата, как основу правильной осанки. Большое значение для развития дошкольника приобретают занятия физической культуры не только в зале, но и на улице, они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний.
Новизна данной рабочей программы состоит в следующем : использование разных видов занятий, направленных на развитие физических качеств и способностей дошкольников 3-6 лет.
Концепция программы :
• систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному);
• учет психофизиологических и возрастных особенностей;
• индивидуализация;
• наглядность;
• активность;
• результативность.
1.1.1 Нормативные документы (Приложение 1)
1.1.2 Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для развития физической культуры дошкольников, формирование потребности в здоровом образе жизни; охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
Образовательные:
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными видами движениями
- Формирование навыков правильной ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, равновесия
Развивающие:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитательные:
- Воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка
- Формирование ценностей здорового образа жизни.
1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту.
Принцип интеграции
Принцип фасцинации (очарование)
Принцип синкретичности (соединение, объединение)
Принцип творческой направленности
А так же программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, общенаучном системном и др.
1. Культурно-исторический подход к развитию человека
2. Деятельностный подход
3. Общенаучный системный
Программа направлена :
• на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие;
• обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми в качестве средства подготовки воспитанников к обучению выполнения основных видов движения;
• учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
• направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.
Учебно-методическое обеспечение:
• Наглядный материал (плакаты, карты-пиктограммы, различные иллюстрации и картинки);
• Дидактический материал;
• Подборка различных видов оздоровительных гимнастик;
• Подборка стихов, потешек, загадок;
• Подборка музыкальных произведений;
• Технические средства обучения.
• Перспективные планы.
• Конспекты.
1.1.4 Значимые для разработки и реализации программы характеристик
Значимые для реализации Программы характеристики направлены на сохранение и укрепление здоровья детей - одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Компонент ДОУ реализуется через:
• специально созданную развивающую среду;
• разные формы организации физкультурных занятий, в том числе и совместных с родителями;
• организацию совместной и индивидуальной деятельности, во второй половине дня «Динамический час» с детьми средней, старшей, подготовительной группы;
• различное содержание (игры, психогимнастика, элементы самомассажа и пр.) во всех видов физкультурно-оздоровительной работы;
• ежегодное проведение общих праздников;
• проведение спортивных мероприятий на темы тематическо-перспективного планирования ДОУ;
• участие старших дошкольников в городских соревнованиях, приуроченных ко Дню защиты детей, «Быстрые, ловкие, смелые», «Кросс Нации», «Илимпиада», Детский лыжный фестиваль.
Работа с педагогами и родителями включает в себя:
- исследование семей для выявления компетентности родителей;
- анкетирование педагогов с целью осуществления эффективного взаимодействия;
- наглядно-информационные методы (информационный стенд, информационные листы, тематические папки, рекомендации);
- индивидуальные и групповые консультации, практические занятия
- совместные досуговые мероприятия.
.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Оздоровительное направление:
Воспитательное направление:
Образовательное направление:
Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план реализации ООП ДО
2.2 Планирование работы с детьми
Основными формами работы по реализации программы являются :
- утренняя гимнастика;
- непосредственно образовательная деятельность (НОД);
- физкультурные досуги и праздники
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений с методическими указаниями для детей 4 -5 лет.
Ходьба. Ходить на носках, на пятках; приставным шагом; в разных направлениях; мелкими и широкими шагами, змейкой.
Бег. Бегать легко, энергично отталкиваясь носком от земли (пола) и поднимая бедро, делая более широкий шаг. Бегать медленно и быстро (более частые шаги, более энергичные движения рук). Бегать со сменой направления; обегать различные предметы (не задевая кегли). Бегать в колонне по одному, а затем по указанию взрослого догонять бегущего впереди и продолжать бег парами.
Прыжки. Делать подскоки, прыгать в длину с места; спрыгивать с различных предметов (высота 20—30 см, мягко приземляясь на носки, слегка сгибая ноги в коленях. Прыгать на одной ноге (правой, левой).
Бросание, ловля и метание. Прокатывать мяч по узкому коридору (выложенному из палок, ловить мяч свободными движениями рук. При ловле катящегося мяча следует сделать встречное движение руками. Подбрасывать и ловить мяч двумя руками. Перебрасывать мяч друг другу разными способами (снизу, из-за головы) и ловить его. Метать теннисный мяч в цель и на дальность ведущей рукой.
Лазанье, ползание и подлезание. Лазать по гимнастической стенке, используя правильный захват руками и правильную постановку ступней на рейки; не пропускать рейки при подъеме и спуске. Лазать по гимнастической стенке вверх, вниз приставным и чередующимся шагом. Лазать до верха, переходить с одного пролета на другой внизу и вверху (педагог находится рядом). Подлезать под различными предметами (дуги разных размеров). Ползать по гимнастической скамейке или бревну, захватывая руками края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу).
Равновесие. Ходить по скамейке, бревну, сохраняя равновесие. Ходить по шнуру приставным шагом, неся на ладони вытянутой руки теннисный мяч.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для рук, ног и туловища без предметов и с предметами (мячи, палки, обручи и т. д.). Во время выполнения упражнений занимать необходимое исходное положение: стоя ноги вместе, ноги слегка расставлены, сидя, лежа на спине или на животе с заданным положением рук (вниз, вперед, на пояс, за спину). Выполнять однонаправленные и разнонаправленные движения руками и ногами в разном темпе (медленно, быстро); вращать кистями рук; разводить и сводить пальцы рук. Перекладывать, перекатывать набивные мячи (весом 0,5—1 кг).
Формы работы с детьми 5 - 6 и 6 - 7 лет
(образовательная область «Физическая культура»)
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений для детей 5-6 лет.
Спортивные упражнения
Упражнения в ходьбе. Ходить легко, непринужденно выполняя различные движения руками, сохраняя правильную осанку. Пользоваться разными способами ходьбы: высоко поднимая колени, в полуприседе на согнутых ногах, на прямых ногах, не сгибая колен; ходить в разном темпе, с перекатом с пятки на носок. Ходить широким шагом с выполнением заданий (поднять мяч, развести руки в стороны и т. д.).
Упражнения в беге. Бегать в медленном темпе; быстро; со средней скоростью; с выполнением заданий, преодолевая полосу препятствий. Бегать, выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая голени назад. Бегать в среднем темпе не менее 2 мин.
Упражнения в прыжках. Подпрыгивать на месте разными способами: ноги скрестно — ноги врозь, попеременно на правой и левой ноге. Спрыгивать с бревна, со скамейки (мягкое и устойчивое приземление). Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки на батутах, через скакалку.
Упражнения в бросании, ловле, отбивании, метании. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его. Перебрасывать набивной мяч (весом 0,5—1 кг). Передавать мяч друг другу, вперед и назад над головой, сбоку с поворотом туловища вправо-влево. Бросать и ловить мяч в парах, по кругу. Подбрасывать и ловить мяч (не менее 10 раз подряд). Ловить мяч после его отскока от земли или пола. Отбивать мяч от земли на месте и с продвижением вперед. Метать вдаль и в цель теннисный мяч ведущей рукой (на расстояние 3—5 м).
Упражнения в ползании и лазанье. Подтягиваться на скамейке на коленях, передвигаться с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне. Лазать по гимнастической стенке до самого верха, переходить с пролета на пролет приставным шагом; переходить по диагонали стенки (спускаться вниз вертикально с одного пролета на другой). Лазать по канату, шесту.
Упражнения в равновесии. Ходить и бегать по узкой поверхности (доске, бревну). Стоять на бревне, удерживая равновесие. Сохранять устойчивое положение тела в заданной позе после поворотов, приседаний, наклонов.
Общеразвивающие упражнения. Сгибать, разгибать, вращать отдельные части тела. Делать повороты, наклоны, достигая хорошей согласованности действий. Выполнять сложные движения, связанные с проявлением силовых усилий: сесть и встать без помощи рук; поднять обе ноги вверх, лежа на спине; лежа на полу, перевернуться со спины на живот. Во время ОРУ с предметами (палки, обручи, гантели, кольца, набивные мячи и др.) добиваться четкости заданных направлений перемещения предмета, точности исходных и конечных положений самого предмета, а также рук, ног и туловища.
Строевые упражнения. Строиться в колонну по одному, в шеренгу, в круг. Перестраиваться в пары, в две колонны, в три; из нескольких колонн в один или несколько кругов. Повороты направо, налево, кругом, переступанием, прыжком. Смыкание и размыкание приставным шагом.
Ритмические (танцевальные) движения. Двигаться точно в соответствии с характером музыки, отображать образы, имитационные движения. Передавать в выразительных движениях характер музыки. Выполнять разные варианты действий под музыкальное сопровождение. Предлагать детям использовать в произвольных движениях, танцах хорошо знакомые им действия, элементы несложных хороводов.
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений для детей 6-7 лет
Упражнения в ходьбе. Ходить выпадами вперед, скрестным шагом, приставным шагом назад, спиной вперед. Ходить в разном темпе обычным гимнастическим шагом.
Упражнения в беге. Бегать в колонне по одному и по два; спиной вперед, сохраняя равновесие. Бегать с преодолением различных преград в естественных условиях. Бегать на скорость (10—30 м). Бегать с разной скоростью: медленно, быстро, в среднем темпе; непрерывный бег 2—3 мин. Вбегание на горку, сбегание с нее, пробегание по наклонной, бег с перешагиванием и перепрыгиванием препятствий, бег из разных исходных положений.
Упражнения в прыжках. Подпрыгивать разными способами: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге. Прыжки сериями по 30—40 прыжков; на двух и на одной ноге. Вспрыгивать на предметы с места и с разбега. Спрыгивать с различных предметов (высота не более 50 см). Прыжки на батутах. Прыгать с длинной и короткой скакалкой, добиваясь легкости и ритмичности.
Упражнения в бросании, ловле, отбивании, метании. Бросать, ловить, метать в цель и вдаль разными способами (снизу, от груди, сверху и др.). Вести мяч правой и левой рукой на разной скорости и на значительное расстояние (не менее 20 м). Бросать мяч через веревку, натянутую выше уровня головы ребенка. Бросать снежки, шишки, камешки быстро вдаль и в цель.
Ползание и лазанье. Выполнять подлезание разными способами, не задевая предметы. Лазать по гимнастической стенке, переходя с пролета на пролет, поднимаясь и спускаясь по диагонали. Лазать по канату, шесту, веревочной лестнице. Ползать на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Лазать по веревочной лестнице, по канату, шесту.
Упражнения в равновесии. Сохранять равновесие в статической позе: стоя на одной линии, приставив пятку одной ноги к носку другой; стоя на одной ноге (с открытыми и закрытыми глазами). Балансировать на большом мяче.
Общеразвивающие упражнения. Выполнять упражнения на развитие разных групп мышц (шеи, рук и плечевого пояса, ног, туловища). Перебрасывать набивные мячи (весом 0,5—1 кг) и ловить их. Выполнять упражнения в парах. Во время общеразвивающих упражнений использовать разнообразные предметы, пособия (обручи, гимнастические палки, мячи разных размеров и др.).
Ритмические (танцевальные) движения. Выполнять произвольные движения, добиваясь выразительности, согласовывая их с характером музыки. Ходить мягко, плавно, торжественно. Выполнять шаг польки, с притопом, приставные шаги с полуприседаниями. Выполнять нежные, плавные движения рук, хлопки в различном ритме. Участвовать в хороводах и плясках. Строевые упражнения. Самостоятельно и быстро строиться в колонну по одному, по два, в шеренгу, круг, пары. Перестраиваться из одной колонны в две, три, четыре по ходу движения, а также из нескольких колонн в один или несколько кругов. Выполнять смыкание и размыкание при построении приставным шагом.
2.2.1. Тематическое планирование
Сентябрь:
2.«Дары осени». 3.«Золотая осень». 4.«Наш детский сад».
Октябрь:
1.«В мире музыки». 2. «Всемирный день животных», «Водоёмы», «Деревья», «Осенние заботы». 3. «Человек, как представитель всего живого на земле». 4. «Предметы быта».
Ноябрь:
1.«Моя страна». 2. «Фестивальная неделя». 3. «Поздняя осень». 4. «Моя семья».
Декабрь:
1. «Приход зимы». 2. «Права ребёнка». 3. «Магия бумаги». 4. «Скоро, скоро Новый Год!».
Январь:
2.«Новогодние праздники». 3.«Транспорт», «Дороги в разное время года», «Город», «Сообщество растений, грибов, животных, людей». 4. «Народная игрушка».
Февраль:
1. «Всемирный день доброты», «Птицы зимой». 2. «В мире сказок» 3. «Наши защитники». 4. «Человек славен трудом».
Март:
1.«Международный женский день». 2.«Край наш северный», «Масленица». 3.«Правила этикета». 4.«Театр».
Апрель:
1.«Птицы нашего края». 2.«День космонавтики», «Неделя детской книги». 3.«Моё здоровье». 4.«Безопасность жизнедеятельности».
Май:
1.«Этот день Победы», «Герои войны». 2.«Русь-Россия», «Москва-столица». 3.«Изменения в природе», «Насекомые». 4.«Ребёнок и улица».
2.2.1. Комплексно - тематическое планирование
Во всех возрастных группах реализует компонент ДОУ, через тему и форму организации