Любовь Иванова
Рабочая программа «Базовый китайский язык»
▼ Скачать +Заказ
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования
администрации города Владивостока
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центринформ» г. Владивостока
БАЗОВЫЙ КИТАЙСКИЙ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Возраст учащихся: 8 - 11 лет
Срок реализации программы : 1 год
Иванова Любовь Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Владивосток
2023
РАЗДЕЛ №1. «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ»
Публикация «Рабочая программа „Базовый китайский язык“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.1. Пояснительная записка
Актуальность. Программа направлена на развитие устойчивого интереса к изучению китайского языка, ориентирована на получение общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций. Развитие этих компетенций будет способствовать интеллектуальному и эмоциональному становлению личности обучающегося, совершенствованию познавательной и коммуникативной деятельности, преодолению психологических барьеров для успешного иноязычного общения и социального взаимодействия с людьми другой культуры, а также формированию умений постоянного самосовершенствования.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Язык реализации программы – русский.
Уровень освоения программы – стартовый.
Отличительные особенности.
Программа ориентирована на обучение детей младшего школьного возраста, ранее не изучавших китайский язык. Содержание занятий разработано на основе учебно-методических комплексов «Царство китайского языка - веселый путь овладения китайским языком», автора Лу Фухуа, Данный курс позволяет с азов освоить все необходимые знания. Информация представлена в простой и доступной форме, в расчете на младший возраст учеников. В данном курсе представлены четко распланированные занятия, подробные пояснения по введению занятий, аудио- поддержка на компакт-диске.
На занятиях обучающиеся пользуются Рабочей тетрадью «Царство китайского языка – веселый путь овладения китайским языком», которая является составной частью этого учебного комплекта, и предназначена для работы над закреплением и повторением пройденного материала. Отбор и ввод материала осуществляется с учетом интересов, увлечений обучающихся.
Новая лексика вводится при помощи игровых ситуаций, мастер-классов или выполнения действий в реальных ситуациях. Составление диалогов и их отработка – одна из важных составляющих восприятия иностранного языка и избавление от языкового барьера. С целью закрепления в устной речи речевых оборотов используются упражнения на подстановку недостающей информации в диалоге.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы – 1 год.
Адресат программы - обучающиеся образовательных организаций города Владивостока в возрасте от 8 до 11 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Условия набора и формирования групп. Обучающиеся в объединение набираются по желанию на основании заявления родителей (законных представителей). Количество детей в группе 16 человек.
Форма обучения: очная
Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Перерыв между занятиями 10 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность образовательного процесса составляет 144 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цели программы : формирование навыков и умений начального уровня по составляющим языка – фонетике, лексике, грамматике.
Задачи программы
Воспитательные:
- воспитывать стремление к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
- формировать у обучающихся потребности в изучении иностранных языков и в овладении ими, как средством общения, познания, самореализации и адаптации в поликультурном мире;
- формировать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных стран и культур, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Развивающие:
- развивать начальные навыки работы с простым лексическим материалом китайского языка;
- развивать начальные навыки, разговорной речи, чтения и письма на китайском языке.
Обучающие:
- познакомить с основными грамматическими структурами китайского языка; основами иероглифического письма;
- научить записывать и произносить иероглифы, слова, простые предложения на китайском языке.
- формировать начальные навыки аудирования китайской речи.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п Название темы Всего
часов Теория Прак-тика Формы аттеста-ции
1. Общие сведения о Китае и китайском языке. 22 12 10 устный опрос
2. Природа: климат, флора и фауна. Знакомство. 20 10 10 тестирование
3. Исторические и культурные памятники Китая 20 10 10 письменный опрос
4. Традиционные и современные китайские праздники. Финали. Инициали. 20 10 10 практическая работа
5. Искусство и культура. Тоны китайского языка. 20 10 10 практическая работа
6. Спорт в Китае. Письмо (иероглифика) 20 10 10 практическая работа
7. Мифы, сказки и легенды Китая.
Правила написания иероглифических знаков. 22 12 10 практическая работа
Итого 144 74 70
Содержание учебного плана
1. Тема: Общие сведения о Китае и китайском языке
Теория. Географическое положение, карта, флаг, столица. Четыре основных тона путунхуа. Происхождение иероглифов: легенда о создании придворным историографом Цан Цзе первых иероглифов – пиктограмм.
Практика. Проект «Карта Китая» флаг и столица Китая. Приветствия, обращение к учителю, прощание.
2. Тема: Природа: климат, флора и фауна.
Теория. Большая панда как национальный символ Китая : характер, питание, привычки, среда обитания; Центр изучения и разведения больших панд в г. Чэнду. Пекинский зоопарк.
Практика. Просмотр интерактивного видео по теме «Центр изучения и разведения больших панд в г. Чэнду». Знакомство с Пекинским зоопарком; Расспрос собеседника об его имени, возрасте; Выполнение упражнений.
3. Тема: Исторические и культурные памятники Китая
Теория: Великая китайская стена : легенда о добром драконе-защитнике, извилистая карта стены («каменного дракона», история строительства, использование сторожевых башен.
Терракотовая армия в Сиане. Китайские пагоды.
Практика: Проект «Великая Китайская Стена». Просмотр документального фильма. Расспрос о состоянии (самочувствии) человека. Чтение слов по предложенным иллюстрациям, аудиоматериалам или за преподавателем.
4. Тема: Традиционные и современные китайские праздники. Финали. Инициали.
Теория. Праздник середины осени. Легенда о лунном зайце. Традиционное блюдо - лунные пряники.
Китайский новый год (Праздник весны). Легенда о новом годе. Китайский календарь (12 знаков зодиака). Танец дракона и танец льва. Вырезание узоров из бумаги (цзяньчжи). Благопожелательные надписи. Традиционные блюда: рыба, пельмени.
Праздник фонарей (Юаньсяо).
Праздник драконьих лодок (Дуань-у). Легенда о поэте Цюй Юане. Традиционное блюдо: цзунцзы. Соревнования в драконьих лодках.
Практика. Проект вырезание узоров из бумаги (цзяньчжи). Благопожелательные надписи на праздник Восточный Новый год. Структура слога, состоящего из инициали (согласного в начале слога) и финали (гласного в конце слога). Инициали. Финали: простые и сложные. Выполнение упражнений.
5. Тема: Искусство и культура. Тоны китайского языка.
Теория: Традиционная китайская живопись и каллиграфия. Китайский веер.
Чайная церемония Гунфу Ча (g ngfu ch). Традиции чаепития: правила и порядок проведения чайной церемонии.
Трехпалая жаба богатства. Китайская посуда, палочки для еды.
Традиционная китайская одежда : - ханьфу (h nf, ципао (q p o).
Четыре великих изобретения древнего Китая : бумага, книгопечатание, порох, компас.
Тоны. Разновидность. Система тонов китайского языка. Виды ударений. Знакомство с четырьмя основными этимологическими тонами китайского языка, нулевым или нейтральным тоном, с их графическими изображениями.
Практика. Проект «Изготовление китайского веера». Проведение чайной церемонии. Отработка техники чтения с учетом тонов. Виды ударений: слоговое, смысловое или синтагматическое. Устная тренировка произношения по тонам с соблюдением ударения.
6. Тема: Спорт в Китае. Письмо (иероглифика)
Теория. Настольный теннис (пинг-понг). Ушу. Игра маджонг - детский вариант игры. Общие сведения об иероглифике и ее эволюции. История становления китайской письменности : 400 значимых слогов китайского языка, различающихся звуковым составом. Эволюционное развитие иероглифики. Понятия: «слог (морфема) – иероглиф», «слово-иероглиф».
Практика. Отработка основных правил каллиграфии. Водные прописи.
7. Тема: Правила написания иероглифических знаков.
Теория. Миф о сотворении мира Пань-гу. Миф о сотворении человека Ню-ва. Четыре священных животных китайской мифологии : зеленый дракон (весна, красная птица феникс (лето, белый тигр (осень, чёрная черепаха (зима). Царь обезьян Сунь Укун – любимый герой китайских сказок. Структура иероглифа: элементарные черты, основные правила каллиграфии.
Практика. Просмотр мультфильма «Переполох в Небесных чертогах». Устная тренировка по написанию новых слов иероглифическими знаками и поиску в незнакомых иероглифах знакомых графем. Письменная тренировка.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет стремиться к изучению иностранных языков и овладению ими, как средством общения, познания, самореализации и адаптации в поликультурном мире
У обучающегося будет сформировано стремление к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будет развиваться национальное самосознание.
Обучающийся приобретёт стремление к взаимопониманию между людьми разных стран и культур, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать основные грамматические структуры китайского языка, основы иероглифического письма и произношения.
Обучающийся будет уметь записывать и произносить иероглифы, слова, простые предложения на китайском языке.
Обучающийся будет владеть начальными навыками аудирования китайской речи, чтения и письма.
РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение
Занятие проводится в учебном кабинете оборудованном в соответствии с требованиями СанПиН. В ходе учебного процесса используются следующие средства обучения:
- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилями проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения наглядных пособий;
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- учебно-методические пособия
-демонстрационные карточки
- дидактические материалы
- CD-диски языковой и лингвострановедческой
тематики.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Нормативно-правовая база
- «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14).
- Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, приказ министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года №23а-330.
- Положение о проектировании дополнительных общеразвивающих программ в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Центринформ» г. Владивостока (утверждено приказом директора МАУ ДО «Центринформ» от 01.09.2020 N107А).
Интернет источники
1. Сайт о китайском языке. полезные материалы для самостоятельного изучения китайского языка : онлайн-уроки, грамматика, блоги о Китае. [Электронный ресурс] https://www.studychinese.ru/?ref=vc.ru (дата обращения 06.03.2023).
2. Видеоуроки в формате развлекательно-познавательной передачи. [Электронный ресурс] https://cctv.cntv.cn/lm/learningchinese_russian/01/index.shtml?ref=vc.ru (дата обращения 06.03.2023).
3. Сайт - проект по изучению китайских иероглифов с помощью ассоциаций. [Электронный ресурс] https://www.chineasy.com/?ref=vc.ru (дата обращения 06.03.2023).
4. Веб-сервис для изучения китайского языка, который содержит множество увлекательных видео и аудио уроков, ориентированных на различные уровни владения китайским языком. [Электронный ресурс] https://www.chinesepod.com/?ref=vc.ru (дата обращения 06.03.2023).
Список литературы
1. Лу Фухуа. Учебник. «Царство китайского языка - веселый путь овладения китайским языком». Издательство «Пекинский центр изучения языков и культуры», 2019 г.
1. Лу Фухуа. Рабочая тетрадь. «Царство китайского языка - веселый путь овладения китайским языком». Издательство «Пекинский центр изучения языков и культуры», 2019 г.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов, представлены разнообразными формами: устный и письменный опрос, практическая работа, тестирование. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся : текущий и промежуточный контроль.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем программы и личностных и метапредметных результатов обучающихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Текущий контроль включает: выполнение фонетических, иероглифических упражнений, упражнений на закрепление устойчивых грамматических конструкций, фонетического и лексического материала, аудирования по пройденным темам.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения программы осуществляется в конце каждого полугодия: декабрь, май. Цель промежуточной диагностики: анализ промежуточных итогов обучения по и динамики продвижения обучающихся. Форма контроля: практическая работа. Промежуточная аттестация проводится в соответствии по следующим критериям:
1. Развитие умения изучающего чтения
Высокий (3 балла) – обучающийся владеет языковыми средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения. Ознакомлен с поведенческими и языковыми навыками, соответствующими культуре страны иностранного языка.
Средний (2 балла) - обучающийся способен и готов осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка на бытовом уровне в рамках изученных тем.
Низкий (1 балл) – обучающийся готов только сообщать информацию.
2. Развитие умения строить монологическое высказывание
Высокий – обучающийся способен донести необходимую информацию (вербальную и невербальную) до собеседника с помощью различных языковых средств с использованием изученных в ходе раздела грамматических и лексических единиц.
Средний – обучающийся способен адекватно реагировать на реплики собеседника, выражать пожелания, благодарность, просьбу, вежливо отказываться, соглашаться, извиняться (объем диалога – три реплики со стороны каждого партнера).
Низкий – обучающийся может только начинать разговор.
3. Развитие умения детального аудирования
Высокий – обучающийся способен воспринимать на слух и понимать нужную /интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Средний – обучающийся способен воспринимать на слух и понимать основное содержание простых и коротких сообщений, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
Низкий – обучающийся способен только понимать тему и факты сообщения.
4. Развитие умения строить диалогическое высказывание
Высокий – обучающийся способен вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Средний – обучающийся способен распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы.
Низкий – обучающийся способен распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
5. Развитие умения писать письмо
Высокий – обучающийся способен писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Средний – способен заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка
Низкий – способен писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Форма фиксации образовательных результатов - Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся.
2.3. Методические материалы
На занятиях применятся коммуникативная методика обучения китайскому языку, которя основана на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т. е. лексику, грамматику и произношение, но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
При обучении китайскому языку основными формами работы являются : коллективная, групповые, индивидуальные.
Использование игровых технологий, технологий личностно- ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 36
Количество учебных дней 72
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 11.09.2023- 30.12.2023
2 полугодие 10.01.2024- 31.05.2024
Возраст детей, лет 8 - 11
Продолжительность занятия, час 2
Режим занятия 2 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час 144
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ Мероприятие Дата
Модуль «Учебное занятие»
1. Экскурсия «Давайте познакомимся». Сентябрь
2. Тематическое занятие «Китайский Новый год». Март
3. День матери. Ноябрь
Модуль «Работа с родителями»
1. Родительское собрание. Сентябрь
Февраль
2. Участие родительской общественности в мониторинге «Удовлетворенность учебно-воспитательным процессом». Май
Модуль «Профориентация»
1. Профессии наших пап и мам. «Хочу ли я продолжить профессиональный путь своих родителей?» Март
2. Беседы о будущей профессии «Кем я хочу быть?» Ноябрь
Модуль «Ключевые общие дела»
1. День Посвящения в кружковцы. Сентябрь
2. День Защитника Отечества. Февраль
3. Международный день 8 марта. Март
4. День космонавтики. Апрель
5. День Победы. Участие в патриотических Всероссийских акциях
Май
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1. Оформление учебного кабинета и здания к Рождеству, Новому году.
году. Декабрь
2. Оформление учебного кабинета, здания ко Дню Победы. Май
Модуль «Здоровый образ жизни»
1. Правила дорожного движения. Правила поведения на
улице. Просмотр видеофильма. Сентябрь
2. Беседы о профилактике инфекции covid-19. Сентябрь
3. Пожарная безопасность. Правила поведения при пожаре. Просмотр видеофильма. Октябрь
4. Правила дорожного движения. Беседа «Безопасный маршрут домой». Январь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского языка. - М., 2018.
2. Захаров В. Ю., Захарова И. В. Детская энциклопедия по Китаю. - Ростов н/Дону, Краснодар, 2018.
3. Кондрашевский А. Ф. Практический курс китайского языка. Пособие по иероглифике. Часть 1. Теория. Часть 2. Прописи. – М., 2019.
4. Ли Фухуа, Ван Вей. Царство Китайского Языка. Веселый Путь Овладения Китайским Языком. Изд-во «Пекин Институт Иностранных Языков»,- 2019. + Аудиокурс.
5. Чин Цзи., Ли Ван Иллюстрированные рассказы для детей: в 6 книгах. – Ухань, 2018.