Котёлкина Екатерина Андреевна
Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Целевой раздел
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» г. Советский
ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Заведующая
МАДОУ д/с «Радуга» МАДОУ д/с «Радуга»
Протокол №___ ***
от ___2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Воспитатели: ***
***
Советский
2018 год.
Аннотация к рабочей программе для детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Публикация «Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет), Целевой раздел» размещена в разделах
Рабочая программа является образовательным документом для средней группы дошкольного учреждения. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие. Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детского сада «Радуга» г. Советский по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, которые включают в себя регламентированные виды деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная). Рабочая образовательная программа средней группы разработана в соответствии с : - Уставом и нормативными документами МАДОУ д/с «Радуга» г. Советский; - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - СанПин 2.4.1.3049-13; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; -Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования Радуга : /
Авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон. Научный руководитель Е. В. Соловьёва. Программа направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ… 4
1. Пояснительная записка…. 4
1.1 Цели и задачи Программы… 4
1.2 Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет … 5
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы….
7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …. 13
1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ….
13
2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие»….
14
3. Содержание образовательной области «Речевое развитие»…. 15
4. Содержание образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» …
15
5. Содержание образовательной области «Физическое развитие» ….
18
6. Игровая деятельность … 19
7. Социальное партнёрство с родителями …. 22
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …. 28
1. Объём образовательной нагрузки …. 28
2. Примерное тематическое планирование …. 31
3. Особенности организации развивающей предметно- развивающей среды … 38
4. Список используемых методических пособий … 41
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее Программа) разработана в соответствии с Основной образовательной программой Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Советский. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 4 до 5 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям-физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования детей от 4 до 5 лет. Данная программа разработана на основании следующего нормативно – правового обеспечения:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Москва;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 года №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
1.1 Цели и задачи Программы
Основные цели Программы :
Цель основной образовательной Программы ДОУ - обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Задачи Программы :
• Повышение социального статуса дошкольного образования.
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.
• Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.
• Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи Программы :
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• Обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста, достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности;
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, оказание методической, психолого-педагогической, диагностической помощи семьям через организацию консультативных пунктов (центров).
• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
1.2 Характеристика особенностей развития детей 4 – 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.
Индивидуальные особенности детей средней группы:
Среднюю группу посещают 27 человек.
Из них: мальчиков –17 человек; девочек – 10 человек.
1 группу здоровья имеют – *** детей;
2 группу здоровья имеют – *** детей;
3 группу здоровья – *** детей.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы
Виды
деятельности Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования к пяти летнему возрасту
(средняя группа)
Игра
• В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Дети называют роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры.
• Проявляют самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включаются в ролевой диалог со сверстниками.
• Дети выдвигают игровые замыслы, инициативы в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей.
• Ребенок вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных
персонажей.
• У детей появляется интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
• Проявляют творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.
• Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
Коммуникативная деятельность
• Дети настроены преимущественно жизнерадостно, дружелюбно, присутствует предварительное обозначение темы игры.
• Внимателены к словам и оценкам взрослых, стремятся к положительным формам поведения.
• В привычной обстановке самостоятельно выполняют знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
• Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог.
• Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.
• Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю.
Восприятие художественной литературы • Ребенок легко включается в процесс восприятия книги, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев.
• Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица.
• Охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки.
• С желанием рисует иллюстрации, активно участвует в театрализованных
Познавательно-исследовательская деятельность • Проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
• С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
• Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении
• Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;
• Откликается на красоту природы, родного города.
• Проявляет интерес к другим людям, их действиях, профессиям.
• Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
• Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.
• Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.
• По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи
Трудовая деятельность • Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает эти представления в играх.
• Способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов; рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.
• Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата.
• Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками
Безопасность • Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки.
• В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения.
• Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций
Изобразительная деятельность
• Любит самостоятельно заниматься изобразительной.
• Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту.
• Любит самостоятельно заниматься изобразительной.
• Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту.
• Различает некоторые предметы народных
• промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.
• В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы созданию изображения в разных видах деятельности.
• Проявляет автономность, элементы творчества, «экспериментирует» с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.
Музыкальная деятельность • Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
• Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
• Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
• Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
• Владеет элементарными вокальными приемами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
• Ритмично музицирует, слышат сильную долю в 2х, 3х-дольном размере.
• Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
4-5
Двигательная деятельность • В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
• Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная мелкая моторика рук.
• Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
• Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
• Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна.
• Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх.
• С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.
• Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
• Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.
• Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
•
Речевое развитие • Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками.
• Без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
• Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи.
• Большинство звуков произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
• Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки.
• Проявляет словотворчество, интерес к языку.
• Слышит слова с заданным первым звуком.
• С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.