Ирина Хомякова
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ДЦП 3. Организационный раздел программы
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы
для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.
3. Организационный раздел программы
3.1 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
3.2 Ресурсное обеспечение реализации программы
Список используемой литературы
3. Организационный раздел программы
3.1. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Публикация «Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ДЦП 3, Организационный раздел программы» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Цель: удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.
№ Направление работы Содержание работы
1. Обеспечение здорового образа жизни - щадящий режим
- организация микроклимата в жизни группы
- профилактические, оздоровительные мероприятия
2. Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы - планирование физкультурных занятий
- разработка конспектов физ. занятий
- планирование физ. мероприятий
3. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры -проведение утренних гимнастик, бодрящих, корригирующих, пальчиковых, и т. д.
- физ. занятия в разных формах, физ. досуги, спорт. праздники
- подвижные игры
- спортивные игры
- индивидуальная работа по развитию движений
- недели здоровья
4. Мониторинг -проведение диагностики физической подготовленности дошкольников
5. Организация активного отдыха и самостоятельной двигательной деятельности детей - подвижные игры
- самостоятельная деятельность на прогулке, в группах
- динамические паузы
- использование сезонных видов спорта
6. Закаливание детского организма - проветривание помещений
- прогулки на свежем воздухе
- соблюдение режима, структуры прогулки
- гигиенические и водные процедуры
- хождение босиком
- гигиеническое мытьё ног
- рациональная одежда детей на прогулках, в группе, на занятиях на свежем воздухе
7. Работа с родителями - день открытых дверей
- родительские собрания
- участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях детского сада
- пропаганда ЗОЖ
8. Медико-педагогический контроль -проверка условий санитарно – гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования
- мониторинг за состоянием здоровья детей
- рациональное питание
9. Работа по охране жизни и здоровья детей - создание условий для занятий
- соблюдение ТБ и санитарно – гигиенических требований и норм при подготовке, проведении занятий
- инструктаж
3.2 Ресурсное обеспечение реализации программы
• Технические средства:
Музыкальный центр;
Мультимедийный проектор с экраном;
Аудиотека;
Видеотека;
Фотоаппарат.
• Учебно-наглядные пособия:
- картотека физкультурных и спортивных игр, дидактических игр и игровых упражнений;
- планшеты, папки-передвижки:
«Комплекс упражнений со скакалкой»,
«Эстафеты со скакалкой и обручем»,
«Комплекс упражнений с гимнастической палкой»,
«Эстафеты с мячом»,
«Подвижные игры с прыжками»,
«Спортивные эстафеты»,
«Игры по пожарной безопасности»,
«Зоологические забеги»,
«Ребусы и загадки про спорт, спортивный инвентарь»;
- набор демонстрационных картинок по разделам программы.
• Оборудование для организованной, самостоятельной и индивидуальной деятельности:
- контейнеры от «киндер-сюрпризов»;
- флажки;
- листочки;
- грибочки;
- султанчики из мусорных мешков разного цвета;
- раздаточный материал для индивидуальной работы:
ложки, палочки, тарелочки, ведерки;
- физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
• Методическая литература.
Список используемой литературы
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. — 2-е изд. —- М. : Просвещение, 2005. — 112 с.
3. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 80 с.
4. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие/ Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева. -2-е изд. ,испр. И доп. -М. : АРКТИ, 2007.
5. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
6. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М. : Просвещение, 1991.
7. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб. 2014. — 386 с.
8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозайка – Синтез, 2014. – 336 с.
9. Сайкина Е. Г., Кузнецова М. Ю. Программное обеспечение дошкольных учреждений по физическому воспитанию //Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста : Сб. науч. тр. - Спб. : Белл, 2004. С. 10-14.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
11. Физическое воспитание в детском саду. Э. Я. Степаненкова, М. : Мозаика – Синтез, 2005г.
12. Частные методики адаптивной физической культуры : учебник/под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. -М. :Советский спорт, 2009. – 608с. : ил.)
12. Программа по физической культуре для детей с ДЦП 1-4 классы. - Ротапринтный участок Ученого методического совета при МП СССР,1986.
13. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М. : Просвещение, 1991.
14. В. И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре», 2006.
15. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.
16. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор – составитель Н. Д. Шматко) - М. : «Аквариум ЛТД», 2001.
17. Интернет ресурсы.