Светлана Якушева
Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области
Программа дополнительного образования
«Разноцветная фантазия»
для работы с детьми младшего дошкольного возраста
(один год обучения в ДОУ)
Составитель: воспитатель
Якушева С. А.
Шебекино 2017 г.
Содержание
I.Целевой раздел
Пояснительная записка…. 3
1.1. Цели, задачи, принципы и подходы реализации Программы…. 4
Публикация «Программа дополнительного образования „Разноцветная фантазия“ для работы с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
1.2. Художественно-эстетическая деятельность детей младшего дошкольного возраста….5
1.3. Планируемые результаты освоения Программы ….7
II.Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план ….8
2.2. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе…. 9
III.Организационный раздел
3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания…. …. 16
Список используемой литературы…. 17
I.Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Новизна дополнительной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой создания предметов творческой деятельности. Она является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования и определяет содержание и организацию непосредственной образовательной деятельности в области художественно - эстетического развития, направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
1.1. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Разноцветная фантазия»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Дидактические принципы построения и реализации программы.
Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса
• Принцип культуросообразности
• Принцип сезонности
• Принцип систематичности и последовательности
• Принцип цикличности
• Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
• Принцип развивающего характера
• Принцип природосообразности
• Принцип интереса
Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
• Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом
• Принцип культурного обогащения
• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности
• Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
• Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
• Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта
• Принцип организации тематического пространства
• Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
• Принцип естественной радости
В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей
2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества
3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Режим работы кружка
Название
День недели Время
«Разноцветная фантазия»
понедельник 15.55-16.10
1.2. Художественно-эстетическая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет:
- Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры. - Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщнной трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров. - Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ». - Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
- Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжлые тучи», «Веслый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.). - Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленнно, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов). - Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и примов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. - Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: - отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами - сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями ( например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); - продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы; - продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы; - переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети :
- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
- получают навыки создания художественных образов;
- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.
Формы работы : непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.
Форма подведения итогов реализации дополнительной программы
• Выставки детских работ.
• Изготовление коллективных работ и их презентация.
• Проведение итогового занятия.
II.Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план
№ занятия Дата Наименование разделов и тем Количество
часов
1
2
3
4 06.11.17
13.11.17
20.11.17
27.11.17
Лепка: «Мой веселый звонкий мяч»
Аппликация: «Шарики воздушные, ветерку послушные»
Аппликация: «Яблоко с листочком»
Лепка: «Ягодки на тарелочке» 4
5
6
7
8 04.12.17
11.12.17
18.12.17
25.12. 17 Рисование: «Вьюга - завирюха»
Лепка из соленого теста: «Новогодние игрушки»
Рисование: «Праздничная ёлочка»
Аппликация: «Праздничная елочка» 4
9
10
11 15.01.18
22.01.18
29.01. 18 Лепка из соленого теста: «Я пеку, пеку, пеку…»
Аппликация: «Бублики - баранки»
Рисование: «Колобок покатился по дорожке» 3
12
13
14
15 05.02.18
12.02.18
19.02.18
26.02. 18 Аппликация: «За синими морями, за высокими горами»
Лепка: «Баю – бай, засыпай»
Аппликация из фантиков : «Лоскутное одеяло»
Рисование: «Большая стирка» 4
16
17
18
19 05.03.18
12.03.18
19.03.18
26.03. 18 Рисование: «Цветок для мамочки»
Лепка: «Сосульки»
Аппликация: «Букет цветов»
Лепка: «Неваляшка» 4
20
21
22
23
24 02.04.18
09.04.18
16.04.18
23.04.18
30.04. 18 Аппликация с элементами рисования: «Ручеек и кораблик»
Лепка: «Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь)
Рисование и аппликация: «Почки и листочки»
Лепка: «Птенчики в гнездышке»
Аппликация: «Флажки» 5
25
26
27
28
07.05.18
14.05.18
21.05.18
28.05.18
Рисование: «Флажки»
Рисование: «Цыплята и одуванчики»
Аппликация: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»
Рисование ватными палочками: «Ягодка за ягодкой» (на кустиках). 4
2.2. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе.
№ занятия Вид деятельности Тема занятия Содержание Литература
1 Лепка предметная «Мой веселый звонкий мяч» Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки. 2 (16)
2 Аппликация с элементами рисования «Шарики воздушные, ветерку послушные» Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма. 2 (20)
3 Аппликация «Яблоко с листочком» Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка) : составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и поочередное наклеивание деталей. 2 (24)
4 Лепка «Ягодки на тарелочке» Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приемами : круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок). 2 (28)
5 Рисование декоративное «Вьюга – завирюха» Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. 2 (64)
6 Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки» Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки : раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. 2 (68)
7 Рисование «Праздничная елочка» Рисование и украшение пушистой нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. 2 (72)
8 Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка» Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. 2 (74)
9 Лепка из соленого или сдобного теста «Я пеку, пеку, пеку…» Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики. 2 (76)
10 Аппликация «Бублики – баранки» Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов – баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности. 2 (78)
11 Рисование «Колобок покатился по дорожке» Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. 2 (86)
12 Аппликация с элементами рисования «За синими морями, за высокими горами» Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. 2 (90)
13 Лепка сюжетная «Баю – бай засыпай» Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо, голова – шар. Оформление композиций в маленьких коробочках. 2 (92)
14 Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков : наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое». 2 (94)
15 Рисование «Большая стирка» (платочки и полотенца) Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке). 2 (100)
16 Рисование «Цветок для мамочки» Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. 2 (106)
17 Лепка «Сосульки» освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов : сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. 2 (108)
18 Аппликация «Букет цветов» Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. 2 (104)
19 Лепка «Неваляшка» Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного инструмента). 2 (112)
20 Аппликация с элементами рисования «Ручеек и кораблик» Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеек и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. 2 (120)
21 Лепка с элементами конструирования «Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь). Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек», подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика. 2 (122)
22 Рисование и аппликация «Почки и листочки» освоение изобразительно – выразительных средств для передачи трансформации образа : рисование ветки с почками и наклеивание листочков. 2 (124)
23 Лепка «Птенчики в гнездышке» Моделирование гнездышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Воспитание интереса к лепке. 2 (126)
24 Аппликация «Флажки» Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и форме. Оформление флажков декоративными элементами. Развитие чувства формы и ритма. 2 (132)
25 Рисование «Флажки» Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. 2 (134)
26 Рисование «Цыплята и одуванчики» Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности. 2 (140)
27 Аппликация обрывная «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. 2 (142)
28 Рисование ватными палочками «Ягодка за ягодкой (на кустиках) Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник : рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. 2 (30)
III.Организационный раздел
3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания.
Методическое обеспечение
- наборы мягкого пластилина;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;
- фото и иллюстрации с изображением различных композиций, предметов;
- различный бросовый материал (бусинки, зубочистки и т. д.);
- доска для лепки;
- стеки;
- салфетка для рук;
- альбом;
- краски «Акварель»;
- кисти для рисования и для клея;
- ватные палочки;
- цветная бумага;
- клей ПВА;
- фломастеры;
- карандаши;
- непроливайки;
- соленое и сдобное тесто;
- игрушки и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Список используемой литературы
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2007 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007 г.
3. Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г.
4. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7 лет.» Москва, «Карапуз», 2009 г.
5. Лыкова И. А. «Экспериментирование в изобразительной деятельности 3-7 лет» Москва, «Карапуз» 2010 г.