Ирина Хомякова
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) 2. Содержательный раздел программы
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы
для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.
2. Содержательный раздел программы
2.1 Структура физкультурного занятия
2.2 Формы организации двигательной деятельности
2.3. Средства, используемые при реализации программы
2.4 Содержание упражнений
2.5 Перспективный план корригирующей гимнастики
2.6. Календарно – тематическое планирование
2.1 Структура физкультурного занятия
Публикация «Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) 2, Содержательный раздел программы» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению физического и психического здоровья.
Продолжительность занятия по физической культуре средняя группа-20 мин., старшая группа-25 мин., подготовительная группа-30 мин.
Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.
Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанник выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.
2.2 Формы организации двигательной деятельности
Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:
— традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер);
— тренировочная (повторение и закрепление определенного материала,
— игровая (подвижные игры, игры-эстафеты);
— сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений);
— с использованием тренажеров (гимнастическая стенка, велотренажер, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т. п.);
— по интересам, на выбор ребенка (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольником на занятиях физической культурой. Для полной реализации программы укрепляется материально-техническая и учебно-спортивная базу, проводится спортивные соревнования.
2.3. Средства, используемые при реализации программы
• физические упражнения;
• корригирующие упражнения;
• коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
• материально-технические средства адаптивной физической культуры : спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
• наглядные средства обучения.
2.4 Содержание упражнений
Раздел. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное, реберное и смешанное дыхание. Выполнять углубленный выдох с одновременным произнесением звуков и имитационными движениями: как согревают руки (х-хо, как студят чай (ф-фу). Глубокое дыхание по подражанию (вместе с инструктором). Дыхание через нос и рот. Тренировка дыхания в ходьбе с произнесением звуков на выдохе и имитационными движениями: чу-чу-чу (паровоз, ш-ш-ш (вагоны, у-у-у (самолет).
Основные положения и движения головы, рук, ног, туловища.
Исходное положение лёжа, сидя, стоя. Движения головой в разных направлениях. По подражанию одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движений. Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.
Выделение пальцев рук. В исходных положениях лёжа на спине, на животе, на боку поочерёдное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, а также круговые движения ими. Приседание на всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны. Акробатические группировки сидя, лёжа на спине, в приседе. Простейшие сочетания изученных движений.
Упражнения по коррекции позно-тонических реакций в локомоторно – статических функциях. Удерживать голову в среднем положении в исходном положении стоя у опоры, ноги вместе, стопы максимально разведены, поднимаясь на носки и поднимая правую (левую) руку вверх, прогнуться; приседания из этого исходного положения. Удерживая голову в повороте вправо (влево) в исходном положении стоя у опоры ноги на ширине плеч, стопы разведены, приседать на правой (левой) ноге. Сохранение правильного положения головы в ходьбе, беге и в подпрыгиваниях с поворотами (по ориентирам).
Упражнения для расслабления мышц. Исходное положение сидя, стоя, поднимать руки в стороны, слегка наклонившись вперед, бросать расслабленно вниз. Плавные помахивания руками, отведенными в стороны (кисти слегка отстают от движения всей руки) – «птицы машут крыльями». Руки перед собой, кисти свисают, непрерывными потряхиваниями предплечий расслаблять кисти («стряхивать воду с пальцев рук»). Стоя у опоры, покачивать вперед-назад расслабленной ногой – «стряхивать воду с ноги».
Упражнения для развития реципрокных отношений в координации движений. Одновременные движения прямыми руками вперед – назад, вверх-вниз. Одновременные движения прямыми руками с перекрестной координацией (правая вперед, левая назад и т. п.). Одновременные и однонаправленные движения рукой и ногой (лёжа на спине одновременно руку и ногу поднять вверх, опустить вниз, согнуть, разогнуть). Движения рук и ног с перекрестной координацией (лёжа на спине – правая рука, левая нога поднимается вверх, отводится в сторону, то же выполняется другой рукой и ногой). Формирование координации движений в прыжковых упражнениях: стоя у опоры, прыжком ноги в стороны – вместе.
Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. В исходном положении сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. Прокатывание стопами каната. Захватывание стопами мяча. Захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в веревочный круг, в обруч и передачей соседу по ряду.
Ходьба по ребристой доске, с наступанием на канат. Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и наружном крае стоп (индивидуальное задание). Из исходного положения - стоя у опоры, ноги на ширине ступни, перекаты с носков на пятки.
Упражнения для формирования равновесия. Сохранение устойчивости при движениях головой в исходных положениях: сидя, стоя на коленях, стоя, ноги на ширине ступни, ноги в шаге. Сохранение устойчивости при наклонах туловища вперед – назад, вправо, влево; повороты вправо – влево. Из исходного положения лёжа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживать различные исходные положения на качающейся плоскости. Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх – вниз, по гимнастической скамейке. Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1м.
Упражнения для формирования правильной осанки. Принимать правильную осанку сидя, стоя с помощью учителя и сохранять её до 10сек. Подтягивание на руках с разогнутой головой лёжа на животе на наклонной плоскости. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища в положении разгрузки позвоночника. Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками. Приседание с прямым туловищем и поднятой головой (опора руками на уровне груди). Упражнения у гимнастической стенки с опорой на рейку на уровне груди с сохранением выпрямленной осанки. Ходьба на месте и с продвижением вперед с положением рук за спиной или на поясе, с поднятой головой, выпрямленной осанкой (индивидуальная коррекция).
Упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. Передвижение к ориентирам (флажку, мячу). Построение в шеренгу, в колонне по ориентирам (у стены, у окна, у гимнастического снаряда). Изменение направлений в ходьбе по ориентирам, начерченным на полу. Выполнение с открытыми и закрытыми глазами исходных положений рук по инструкции учителя: вниз, вверх, вперед, назад.
Раздел. Прикладные упражнения.
Построения и перестроения. Построение в шеренгу с равнением по канату (черте). Построение в колонну по одному вдоль каната (черты, гимнастической скамейки). Построение в круг с равнением по канату. Повороты на месте переступанием.
Ходьба и бег. Ходьба обычным шагом (вводить коррекцию походки с учетом индивидуальных особенностей). Ходьба строем друг за другом. Ходьба парами. Ходьба с остановками по сигналу. Ходьба с преодолением препятствий (сгибание предметов, перешагивание через них в ходьбе, подлезание и т. п.). Спокойный бег друг за другом.
Прыжки. Подпрыгивания на двух ногах на месте и с продвижением на расстояние 1,5 -2 м (в играх «Попрыгунчики», «По кочкам», «Зайчата»). Подпрыгивание вверх на месте с касанием висящего предмета рукой, головой. Прыжки в глубину с двух ног на две с мягким приземлением с высоты 15-20см. Прыжки на мягкое препятствие высотой 15-20см. Прыжки с гимнастического мата на мат (расстояние 10-20см). Перепрыгивание через начерченную линию, канат. Прыжки в длину с места толчком двух ног(15-20см).
Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке и веревочной лестнице, не пропуская реек. Передвижение на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске, наклонной лестнице. Перелезание через препятствие высотой 50-60см. Подлезание под препятствие (под гимнастического коня, натянутую веревку). Пролезание через обруч, удерживаемый ребром к полу учителем (другим учеником). Пролезание между рейками лестницы, вертикально поставленной к полу.
Упражнения с флажками. Правильное удержание флажка. Помахивание одним флажком, двумя вверху над головой, впереди, внизу перед собой и сбоку. С флажками в руках по подражанию принимать исходное положения: руки в стороны, вперед, вверх, скрестно перед собой, вниз. Ходьба с флажками в руках.
Упражнения с обручами. Удерживая обруч двумя руками, поднимать его перед собой, вверх, бесшумно опускать вниз. Удерживать обруч перед собой, ходить с изменением направления и движениями руками («шофер ведет машину»). В положении сидя в обруче ноги «скрестно», стоя в обруче в основной стойке, наклоны вперед (с захватыванием обруча) и выпрямлением (с подниманием обруча). Прокатывание обруча и бег за ним.
Упражнения с гимнастическими палками. Удержать палку различными хватами (сверху, снизу, сбоку) с индивидуальной коррекцией дефектов хвата. Перекладывание палки из руки в руку, меняя способы хвата. По подражанию принимать различные исходные положения с палкой в руках: палка внизу перед собой, палка вверху, палка за головой. Выполнять повороты туловища и наклоны, удерживая палку перед собой, вверху. Стоя на коленях, палка над головой, повороты и наклоны туловища. Ходьба с палкой в руках.
Упражнения с большими мячами. Принимать различные исходные положения, удерживая мяч в руках. Перекладывание мяча с одного места в другое по ориентирам. Катание мяча головой, передвигаясь на четвереньках. Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание мяча толчком одной руки (двумя) лёжа на животе. Сидя на полу, ноги «скрестно» выпрямлены (прокатывание мяча вокруг себя). Передача мяча друг другу (в парах, по кругу, по ряду 2-мя руками снизу на уровне груди, сверху, сбоку, шаг вперед). Прокатывать мяч перед собой с продвижением по залу. Броски мяча через веревку сидя «по–турецки». Подбрасывание мяча перед собой и ловля.
Упражнения с малыми мячами. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке и изменяя исходное положение. Подбрасывание мяча перед собой и ловля. Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удерживанием мяча.
Метания, передача предметов и переноска грузов. Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Прием и передача предметов в шеренге, по кругу, меняя направление. Броски мешочка с песком друг другу, в круг, в обруч. Метание средних мячей снизу вверх. Метание мячей снизу в цель, расположенную вертикально. Метание малого мяча вдаль с места из-за головы, стоя лицом по направлению метания. Метание одной рукой из-за головы в мишень, расположенную вертикально. Переноска мешочка с песком, набивного мяча на ладонях обеих рук, вытянутых вперед. Переноска гимнастических палок (4-6шт.).
Подвижные игры.
«Совушка», «Два Мороза», «Волк во рву», «Слепая лиса», «Салки», «Пятнашки», «Мяч соседу», «Гуси-лебеди», «К своим флажкам», «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Принеси мячи», «Догони мяч».
Простейшие игры-эстафеты со специальными заданиями на осанку с включением ходьбы на четвереньках, коленях, вставанием из положения стоя на коленях, с перекатыванием и перебрасыванием мяча.
2.5 Перспективный план корригирующей гимнастики
Цель. Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаиморасположения всех частей тела, направленной коррекции имеющего дефекта осанки; удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.
Период Задачи
Подготовительный Сентябрь мониторинг
Октябрь-ноябрь Воспитание сознательного отношения к занятиям.
Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.
Обучение специальным корригирующим упражнениям.
Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укреплению свода стоп.
Обучению массажу рук и стоп мячами-массажерами
Основной Декабрь-февраль Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки.
Развитие гибкости и подвижности позвоночника.
Обучениям упражнениям, укрепляющим мышечный корсет, с применением гимнастического инвентаря (гимнастические палки, скамейки, ортопедические мячи, мячи, мячи-массажеры)
Заключительный Март-май Укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног с применением набивных мячей, наклонной доски или доски для пресса.
Развитие общей и силовой выносливости.
Тестирование ребенка.
Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки
2.6. Календарно – тематическое планирование
№ Тема
Сентябрь - ноябрь Ознакомление с содержанием и организацией занятия. Построение в колонну. Техника безопасности на НОД
Построение в колонну и шеренгу. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками
Поворот переступанием. Равновесие. Прыжки на месте.
Повороты. Ходьба и бег врассыпную. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Перебрасывание мяча в шеренге.
Ходьба и бег с перешагиванием через предметы.
Удары мяча о пол и ловля его одной рукой.
Подлезание под шнур. Игра «Салки».
Ходьба и бег по кругу. Перебрасывание мяча через шнур.
Прыжки с мягким приземлением, равновесие.
Ходьба с изменением направления движения. Ходьба боком приставным шагом.
Ходьба по скамейке на носках. Ловля мяча после отскока от пола.
Повороты прыжком.
Ходьба и бег между предметами, ползание на животе.
Метание мяча на дальность.
Ходьба с изменением темпа движения. Лазание по гимнастической стенке.
Декабрь - февраль Попеременное подпрыгивание на одной ноге. Перебрасывание мяча одной рукой. Игра «Совушка».
Ходьба и бег с ускорением и замедлением. Ходьба с мешочками на голове. Игра «Совушка».
Бег змейкой. Забрасывание мяча в корзину. Ползание по скамейке.
Повороты прыжком, прыжки на одной ноге с огибанием предмета. Перебрасывание большого мяча. Игра «Слепая лиса».
Забрасывание мяча в корзину двумя руками. Подлезание под шнур. Упражнения в равновесии.
Ходьба и бег между предметами, врассыпную, ползание по гимнастической скамейке на четвереньках и животе, перепрыгивание через шнур.
Упражнения с обручем, перепрыгивание через шнур. Игра «Волк во рву».
Ходьба и бег в колонне по 1 с остановкой по сигналу. Прыжки с высоты. Игра «Волк во рву».
Ходьба и бег с перешагиванием через предметы. Перебрасывание мяча двумя руками из-за головы. Игра «Кто дальше бросит».
Ходьба и бег с изменением направления, нахождение своего места в колонне. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Подлезание (не касаясь руками пола) под шнур.
Ходьба и бег с перепрыгиванием через предметы змейкой. Метание мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит».
Прыжки в длину с места. Упражнения с флажками.
Ходьба с высоким подниманием бедра. Прыжки в длину с места. Ловля мяча после отскока от стены. Ползание по скамейке на животе.
Ходьба и бег между предметами. Упражнения в равновесии. Подлезание под веревку.
Бег и ходьба врассыпную. Прыжки через скакалку. Ходьба по гимнастической скамейке. Перебрасывание мяча.
Ходьба и бег с перешагиванием через шнур. Прыжки через скакалку с продвижением вперед. Забрасывание мяча в корзину. Ползание.
Ходьба и бег между предметами. Метание в вертикальную цель. Подлезание под шнур. Ходьба по скамейке, соскок.
Ходьба и бег в колонне по1. Осанка. Тройной прыжок с места. Ловля мяча. Игра «Принеси мячи».
Ходьба и бег по кругу, змейкой. Прыжки через скакалку. Броски и ловля мяча. Игра «Принеси мячи».
Март-май Прыжки в длину с продвижением вперед. Игра «К своим флажкам».
Ходьба по гимнастической скамейке. Броски и ловля мяча. Игра «Метко в цель».
Прыжок в длину. Подлезание под шнур. Забрасывание мяча в корзину.
Эстафеты с мячами.
Перестроения. Прыжки в высоту. Игра «Метко в цель».
Ходьба и бег змейкой. Прыжки в высоту.
Ходьба и бег вокруг предметов. Перелезание и подлезание.
Упражнения в равновесии. Ходьба с мешочками на голове. Прыжки в длину с места.
Ходьба и бег с преодолением препятствий. Прыжки в длину. Игра «Два Мороза».
Ходьба и бег парами, змейкой. Прыжки в длину. Перебрасывание мяча. Ползание. Игра «Два Мороза».
Ходьба и бег с изменением направления. Упражнения на равновесие. Прыжки в длину.
Ходьба и бег по ориентирам. Лазание по гимнастической стенке. Ходьба по гимнастической скамейке.
Ходьба и бег с остановкой по сигналу. Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролёт.
Перешагивание и перепрыгивание через верёвку. Пролезание в обруч. Игра «Гуси-лебеди».
Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа. Бег с высоким подниманием бедра. Игра «Салки».
Ведение мяча одной рукой. Ходьба по гимнастической скамейке, соскок. Игра «К своим флажкам».
Ходьба и бег. Прыжки в длину с места. Ползание на четвереньках, по - пластунски.
Ползание по гимнастической скамейке. Метание мяча в вертикальную цель. Упражнения на равновесие.
Ползание по наклонной скамейке. Метание в цель на полу. Игра «Догони мяч».
Итоговый урок. Повторение изученного. Эстафеты.